Выступление «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы»


Тема выступления
(Слайд 1)
«Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы»
(Слайд 2) «Будущее – в руках школьного учителя», - считал Виктор Гюго. Это будущее – наши ученики. Подготовка успешных выпускников — главная миссия, которую для себя определяет педагогический коллектив нашей гимназии. В ней одна из главных задач — формирование у гимназистов нравственно-этических качеств успешной личности. Среди этих качеств - умение работать в команде, принимать ответственное решение. Конечно, важно и формирование внутренней мотивации к учению.
Поставить цель – полдела, а вот как добиться ее реализации?
Мне всегда хотелось, чтобы на моих уроках было интересно всем, но интересы у всех разные, как же их учесть, как соединить? Эту проблему я решаю на своих уроках, ведь каждый ученик должен быть вовлечен   в процесс познания.
Воспользовавшись забытой, но не потерявшей актуальности идеей, что ученик должен обогнать своих учителей, строю свою работу по принципу сотрудничества, при этом отводя себе роль проводника, консультанта, оппонента ученика, моя задача – разбудить у ребенка любовь к познанию и привить желание к самосовершенствованию.
Мы сотрудничаем, работая в единой команде. Учитель - это партнер, готовый помочь и поддержать. И техника урока несколько необычна: урок формируется вместе с учениками: - мы вместе определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы. Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения.
(Слайд 3)Ведущей технологией обучения и воспитания учащихся, по которой я строю свою работу, является технология проблемно – диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
(Слайд 4) В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
(Слайд 5) В своем выступлении я остановлюсь на первом этапе проблемно-диалогического обучения – этапе постановки учебной проблемы. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий к решению проблемы диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Расскажу об этих методах подробнее.
(Слайд 6) Побуждающий к решению проблемы диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала мной создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
(Слайд 7)Подводящий к теме диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданийНо все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако, если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).(Слайд 8)Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках я сначала посредством диалога стараюсь помочь ученикам сформулировать учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
                                                                                                    
( Слайд 9 видео) Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что помогает снятию стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителем, создает атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках передо мной стоит очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Я стараюсь не критиковать их, хвалю – даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает  почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Самыми догадливыми и самыми сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное.
(Слайд 10) Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся. Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
(Слайд 11) Данная технология легко сочетается с давно всем известными технологиями, которые я успешно применяю в своей профессиональной деятельности.

Целью внедрения данных технологий в работе является желание пробудить в детях постижение радости труда в учении и чувства собственного достоинства.
(Слайды12,13) Показатель результативности: в течение трех лет уровень успеваемости класса, который обучался по УМК « Школа 2100» с 2009-2010 учебного года, составляет 100 % по русскому языку и литературе, качество знаний – от 52 % до 76%.
(Слайд14)Успехом считаю положительную динамику участия моих учеников в школьных и муниципальных олимпиадах. Среди моих воспитанников есть призеры и победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, приобретение опыта, на творческое начало в любой работе. Учащиеся отличаются высоким уровнем мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности.
(Слайд 15)Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять. И если это у учителя есть, то все у него получится. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми! И тогда ситуация успеха будет на каждом уроке.
Желаю всем творческих успехов и новых свершений.
Наташаchaikavmore@mail.ru