Педагогическая концепция Технология проблемно-диалогического обучения на уроках математики как средство личностного развития обучающихся.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Концепция
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках математики как средство личностного развития обучающихся.
Выполнила:
Саранчина Наталья Алексеевна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
2016 год
Содержание
Актуальность проблемы……………………………………………3 стр.
Теоретические основы технологии проблемного диалога….........3-7 стр.
2.1 Побуждающий от проблемной ситуации диалог…………..... 5-6 стр.
2.2 Подводящий к теме диалог……………………………………..6 стр.
2.3 Сообщение темы с мотивирующим приёмом.…………………6 стр.
2.4 Побуждающий к гипотезам диалог……………………………..6 стр.
2.5 Подводящий к знанию диалог………………………………….6-7 стр.
Примеры фрагментов проблемно-диалогических уроков…..........7-13 стр.
Заключение…………………………………………………………..13-14 стр.
Список литературы………………………………………………….15 стр.
Как зритель, не видевший первого акта,В догадках теряются дети.И все же они ухитряются как-тоПонять, что творится на свете.
(С.Я. Маршак)
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирование опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий. Считаю, что содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют в полной мере динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения. Для решения этой проблемы я пришла к необходимости использования современных образовательных технологий на уроках математики. В своей педагогической деятельности я использую технологию проблемного диалога. Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения: постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования; поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА.
Наиболее обобщенное, по моему мнению, определение сформулировал кандидат педагогических наук М.И. Махмутов. Он писал о том, что проблемное обучение – это тип обучения, при котором учитель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя учащихся по решению учебной проблемы, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Основная суть проблемного обучения заключается в усвоении учениками знаний через решения проблемных ситуаций в ходе изучения нового материала. Знание, прежде чем стать субъективным для отдельного ученика, должно пройти в его мышлении ряд этапов:
этап удивления или затруднения от столкновения с противоречием (возникновение проблемной ситуации);
осознание и формулирование проблемы;
поиск решения проблемы, который включает в себя выдвижение и проверку гипотез;
формулирование решения проблемы;
включение нового знания в практическую деятельность.
Данный процесс познания совершается с достаточной самостоятельностью и активностью. Знание, полученное таким образом, становится инструментом мышления ученика, инструментом, который он может применить для решения последующих проблемных ситуаций. Этот аспект и является основной причиной того, что материал усваивается большинством учащихся. Учащиеся, сталкиваясь с проблемой, обращаются к уже имеющимся знаниям и способам их добывания.
Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация возникает в том случае, если:
для осмысления чего-либо или совершения каких-то действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных ему способов деятельности, т.е. имеет место противоречие между знанием и незнанием;
обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями (между старым знанием и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);
возникает необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
имеются противоречия между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. Проблемный урок, считает М.И. Махмутов, обеспечивает тройной эффект:
более качественное усвоение знаний;
мощное развитие интеллекта, творческих способностей;
воспитание активной личности.
Проблемное обучение - это, прежде всего, диалог между учителем и учеником, между учениками. По утверждению российского философа Библера В.С.: «Диалогические отношения - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще всё, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается диалог».
По моему мнению, наиболее приемлемой для школы и полно разработанной на данный момент является проблемно – диалогическая технология, разработанная Мельниковой Еленой Леонидовной. Технология проблемно – диалогического обучения считается универсальной, следовательно, применима в любой образовательной системе, на любом предметном материале и на любом возрастном этапе. Она используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя «открытием» знаний.
В сложном прилагательном «проблемно – диалогическая» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическая» означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
В технологии, предложенной Е.Л. Мельниковой, различается два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся. На проблемно - диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. В крайнем случае, педагог сообщает тему с мотивирующим приемом. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
Таблица 1. Классификация проблемно – диалогических методов обучения
Этапы Проблемно – диалогические методы обучения
1. Постановка
учебной
проблемы
Побуждающий
от проблемной
ситуации
диалог Подводящий к
теме диалог Сообщение темы с
мотивирующим
приёмом
2. Поиск
решения
Побуждающий
к гипотезам
диалог Подводящий от
проблемы
диалог Подводящий без
проблемы диалог
2.1 ПОБУЖДАЮЩИЙ ОТ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ДИАЛОГ представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?», или «Какой возникает вопрос?». По ходу диалога учителю также необходимо обеспечивать безоценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы, используя фразу: «Так, кто точнее сформулирует?».
Путь через проблемную ситуацию является наиболее сложным и для учителя, и для школьников, поскольку повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Таблица 2. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания
проблемной ситуации Побуждение
к осознанию
противоречия Побуждение к
формулированию
проблемы
1. (с удивлением)
Одновременно
предъявить
ученикам
противоречивые
факты, теории, мнения – Что вас удивило?
– Что интересного
заметили?
– Какие факты налицо?
Выбрать
подходящее:
– Какой возникает
вопрос?
-Какая будет тема
урока?
2. (с удивлением)
Столкнуть мнения
учеников
вопросом или
практическим
заданием на новый
материал
– Вопрос был один?
А сколько мнений?
Или:
- Задание было одно?
А как вы его
выполнили?
– Почему так
получилось? Чего мы не
знаем? 3. (с удивлением)
Шаг 1.
Выявить житейское
представление учащихся
вопросом или
практическим
заданием «на ошибку»
Шаг 2.
Предъявить научный
факт сообщением,
расчетом,
экспериментом,
наглядностью – Вы сначала как
думали?
А как на самом деле?
4. (с затруднением)
Дать практическое
задание, не сходное с
предыдущим,
невыполнимое вообще
или невыполнимое, но
сходное с предыдущим. – Вы смогли выполнить
задание? В чем
затруднение?
Чем это задание не
похоже на предыдущее? 2.2 ПОДВОДЯЩИЙ К ТЕМЕ ДИАЛОГ представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. Как правило, подводящий к теме диалог выстраивается от повторения пройденного материала. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся. Подводящий к теме диалог обычно организуется фронтально. Однако здесь возможно такое чередование форм, при котором одни практические задания выполняются фронтально, а другие – по группам, парам или индивидуально.
2.3 СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ С МОТИВИРУЮЩИМ ПРИЁМОМ.
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»: загадки, ребусы, кроссворды, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни и др. интригующий материал), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Актуальность метода сообщения темы с мотивирующим приемом в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. Этот метод, как и предыдущие, обеспечивает возникновение интереса к теме, но не несет развивающего эффекта.
2.4 ПОБУЖДАЮЩИЙ К ГИПОТЕЗАМ ДИАЛОГ представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Данный метод имеет определенную структуру:
- начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе),
- при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска),
- в крайнем случае, завершается сообщением учителя.
При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику: «Какие есть гипотезы?» А подсказку необходимо придумывать каждый раз заново. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.
При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае, последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка дается к плану проверки, в крайнем случае, план сообщается в готовом виде.
По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.
Таблица 3. Побуждающий к гипотезам диалог
Структура
диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез
устной практической
Общее побуждение к любым гипотезам:
Какие есть гипотезы? к аргументу/контраргументу: Вы согласны с этой гипотезой? Почему? к плану:
Как проверить эту гипотезу?
Подсказка к решающей гипотезе к аргументу/контраргументу к плану
Сообщение решающей гипотезы аргумента/контраргумента плана проверки
2.5 ПОДВОДЯЩИЙ К ЗНАНИЮ ДИАЛОГ представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается вообще.
3. ПРИМЕРЫ ФРАГМЕНТОВ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКИХ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ.
6 класс. Тема: Признаки делимости на 2; 5; 10.
Для решения проблемной ситуации учащимся необходимо было выдвинуть гипотезу, проверить её и сформулировать выводы.
На доске записаны числа: 7 432 815, 134 560, 32, 578 736, 9873.
Учитель: Не производя действия, из данных чисел выбрать те, которые делятся на 10, на 5 и на 2. Ученики называют.
Учитель: Запишите несколько многозначных чисел, делимость которых на 2, 5, 10 можно предугадать. Ученики записывают самостоятельно.
Учитель: Давайте попытаемся сформулировать признаки делимости чисел на 2, 5, 10. Ученики формулируют признаки.
Учитель: Ребята, а не проще ли разделить, чем запоминать признаки и использовать их? Ученики высказывают предположения, проверяют, выполняя непосредственно деление.
Учитель: А что по этому поводу нам расскажет учебник?
Организую сопоставление с учебником и формулирование окончательных выводов.
7 класс. Тема: Сумма углов в треугольнике.
Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 1000, 2000, 6000.
Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)
Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)
Ученики: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)
Формулировка учебной проблемы.
Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.
- Начертите треугольник.
- Измерьте его углы транспортиром.
- Найдите сумму углов.
- Какие результаты у вас получились?
- Постройте треугольник с двумя прямыми углами.
- Постройте треугольник с двумя тупыми углами.
- Постройте треугольник с тупым и прямым углом.
- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
- Сверим вывод с учебником.
Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников.
На этапе постановки проблемы пошагово подвожу их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики создают продукт и представляют его классу. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя.
Например, 5 класс. Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.
Учитель Ученики
1 - Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? Предлагаются примеры. Учащиеся формулируют правила. Решают примеры.
2 Предлагаются примеры. Сравнить 49 и 23; 1011 и 710. Чем отличаются от предыдущих примеров? Числители и знаменатели разные.
3 -Над чем на уроке будем работать? Сравнение обыкновенных дробей. (тема урока)
4 - Над каким вопросом подумаем? (побуждение к формулированию проблемы) Правила сравнения обыкновенных дробей.
5 - Какие дроби мы уже умеем сравнивать? С одинаковыми знаменателями и числителями.
6 - Как же сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?
- Какие есть гипотезы? Привести дроби к одинаковым числителю или знаменателю. (формулировка правила, открытие нового знания)
класс. Тема: Решение уравнений
- Что такое уравнение? (Равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти)
- А что значит «решить уравнение»? (Найти все его корни или убедиться, что корней нет)
- Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем 1 уравнение и решим его. Ваши предложения по способам решения данного уравнения?
- Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения:
5(x-3) = 20
x=7
- А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов
- Что мы получили в итоге? ( Корень уравнения x=7)
- Что называется корнем уравнения?
(Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство)
- Проверим, является ли число 7 является корнем уравнения x-3=4 и уравнения 5(x-3) = 20
- Как из первого уравнения можно получить второе? (Второе уравнение можно получить, разделив обе части первого уравнения на 5 или умножив обе части на 1\5.)
Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому, какой вывод напрашивается?
Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю.
Урок геометрии в 8-м классе. Тема: «Подобные треугольники»
Учитель: У вас на партах по три треугольника. Рассмотрите их. Ученики рассматривают треугольники.
Учитель: Уберите лишний треугольник. Почему именно так сделали? Ученики убирают один треугольник. Потому, что оставшиеся два похожи.
Учитель: Что значит похожи? Какие элементы определяют основные свойства треугольников?
Ученики: стороны и углы.
Учитель: Что можно сказать об углах треугольников 1 и 2?
Ученики: углы равны, так как при наложении совпали.
Учитель: А стороны? Давайте их измерим.
Ученики: Стороны 1-го в два раза больше сторон 2-го.
Учитель: Значит, что можно сказать о треугольниках 1 и 2?
Ученики: У них углы равны, а стороны пропорциональны.
Учитель: Такие треугольники называются подобными. Дайте определение.
Ученики формулируют определение.
Учитель: Значит, тема урока сегодня?
Ученики: Подобные треугольники.
На мой взгляд, особенно уместна на этапе совместного «открытия» знаний организация групповой работы учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.
7 класс. Тема: Решение систем уравнений с двумя переменными.
Решите графически системы уравнений и исследуйте их по указанному алгоритму
при решении системы уравнений выразите в каждом из уравнений переменную y через x и постройте графики в одной системе координат);
сравнить для каждой системы отношение коэффициентов при x, при y и свободных членов системы;
сформулировать и записать признак, по которому можно определить, что система
а) имеет одно решение; б) не имеет решений; в) имеет бесконечно много решений.
10629902540000 1-я группа х-у=-1;
109156531115000 4х-2у=6. 1 решение
2-я группа 2у-х=4;

6у-3х= -6. решений нет,
109537511493500 3-я группа 2у-х=3;
8у-4х=12., бесконечно много решений, графики совпадают
Гипотеза: для выявления количества решений системы необязательно пользоваться графическим методом.
В сводную таблицу записать признак, по которому можно определить, что система:
А) имеет одно решение
Б) не имеет решения
В) имеет бесконечно много решений.
Представление результатов исследования


Одно решение Решений нет Бесконечно много решений
Проверка гипотезы
72390359410002929890359410001491615359410001. Определить как расположены графики уравнений системы и сделать выводы относительно числа ее решений.
0,5Х+ у=0, 2х+зу=11 4у-х=12
х+ 2у = 3. 4х+6у=22 3у+х=-4.
3286125-84455002. Существует ли такое а, при котором система 3х+ау=15
х+6у=-5
А) имеет бесконечно много решений
Б) не имеет решений.
Целесообразным считаю сочетание технологии проблемного диалога с другими технологиями, например, с кейс-технологией.
2. Чтение кейса в группах (формулировка проблемы)
ЗАДАНИЯ 1 ГРУППЕ: разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций к системе ликвидации пробелов по теме, рассказать доступно, доходчиво, используя примеры о графическом методе при решении систем уравнений.
ЗАДАНИЯ 2 ГРУППЕ: разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций к системе ликвидации пробелов по теме, рассказать доступно, доходчиво, используя примеры о методе подстановки при решении систем уравнений.
ЗАДАНИЯ 3 ГРУППЕ: разработать и предоставить на уроке не менее трех рекомендаций к системе ликвидации пробелов по теме , рассказать доступно, доходчиво, используя примеры о методе алгебраического сложения при решении систем уравнений.
Итак, попытаемся сформулировать тему и цель нашего урока.
Тема: «Выбор метода решения систем уравнений»
Цель сегодняшнего занятия: разработать рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях по последней теме и показать различные методы решения систем уравнений.
Сейчас вы проведете обсуждение вариантов индивидуальных решений в своей группе в соответствии с предложенными вопросами обсуждения и займетесь подготовкой компьютерной презентации. 4. Представление презентаций каждой группой.
В практике своей работы использую и третий метод постановки учебной проблемы:
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Приведу примеры сообщения темы с мотивирующим приемом.
6 класс. Тема: Положительные и отрицательные числа.
Учитель: Первые числа появились натуральные, когда древний человек посчитывал количество предметов. Когда он столкнулся с делением меньшего числа на большее, пришлось «придумать» дробные числа. Однако и этих чисел оказалось мало, когда люди стали измерять температуру воздуха, при вычитании из меньшего числа большего. Мы узнаем, что числа, которые характеризуют мороз за окном, глубину океанов, расходы семьи, называются отрицательными, а рост человека, количество учеников в классе – положительными. Кто догадался, как звучит тема нашего урока?
5 класс. Тема: Решение уравнений.
На доске: 6(x-3)=36; a-4+b; (x+8) : 2=15; 4b; 7,5s-3k; 56 – (2x+6) = 16; 6m -1.
- Внимательно изучите запись на доске и ответьте на вопросы.
- На какие две группы можно разделить написанное?
- Как можно назвать каждую из групп?
- Интересна ли для нас 1 группа: выражения?
- А вторая? Почему? (Уравнения. Их можно решать)В своё время выдающийся ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Мне приходится делить время между политикой и решением уравнений. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
– Кто догадался, какой будет тема нашего урока?
На уроках я использую следующие виды проблемных заданий:
1. Разрыв причинно – следственных связей.
2. Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…».
3. «Как объяснить тот факт, что …».
4. Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».
5. Точки зрения ученых, историков.
6. Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.
Примеры:
1. При изучении систем счисления можно предложить такое задание.
Известно, что если два натуральных числа имеют разное количество разрядов,
то больше то число, у которого разрядов больше. Однако неравенство 101< 15
может быть верным. Как такое может быть?
2. Тема «Деление и дроби».
Чтобы найти корень уравнения вида a*х = b, нужно b разделить на а. Если b не делится на а нацело, то уравнение не имеет натуральных корней. Как объяснить тот факт, что уравнение 5х=1 имеет корень?
3. Тема «Проценты».
В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса – 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?
4. Тема «Свойства деления»
Коле дали задание найти значение выражения
(37 + 34*5) : (45*3 – 135) .
Он сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?
5. Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л
воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?
6. В легенде рассказывается, что, когда один из помощников Магомета – мудрец Хозрат Али садился на коня, подошедший человек спросил его:
- Какое число делится без остатка на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9?
Мудрец ответил:
- Умножь число дней в неделе на число дней в месяце (считая, что в месяце 30 дней) и на число месяцев в году.
Прав ли Хозрат Али? Почему?
Типология задач.
1. Задачи с несформулированным вопросом.
Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.
2. Задачи с недостающими данными.
Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?
Учащимся задаются вопросы:
- Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?
- Чего не хватает?
- Что нужно добавить?
- Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?
- А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?
- Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?
3. Задачи с излишними данными.
Пример. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.
4. Задачи с несколькими решениями.
Пример. За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день – 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.
5. Задачи с меняющимся содержанием.
Пример. Исходная задача. Туристы прошли за день 20 км, что составило 40% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?
Второй вариант. Туристы прошли за день 20 км, и им осталось пройти 60% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?
6. Задачи на доказательство.
Пример. Докажите, что число + 1 делится на 2.
7. Задачи на соображение, логическое рассуждение.
Пример. Как вы полагаете, верно ли выполнено сравнение? 24, 325 < 24, 4
(Дети как правило отвечают, что неверно).
Сравнение выполнено верно. Как же могло получиться, что число, состоящее из большего числа разрядов, меньше числа, состоящего из меньшего числа разрядов?
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При построении урока в проблемно – диалогической технологии надо учитывать, что диалог – это форма общения. Урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
- категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм;
- отсутствие внимания учителя к ребёнку (отсутствие улыбки, обращения по имени, физического и зрительного контакта);
- закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы, или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно;
- неумение учителя быть хорошим слушателем.
Необходимыми условиями организации учебного диалога являются:
- снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
- восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
- владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Следует учитывать и ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик детей не должна остаться без ответа;
- проблемный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- проблемный диалог требует полных ответов;
- проблемный диалог требует предварительной подготовки.
Итак, для введения учащихся в ситуации проблемного диалога учителю необходимо:
1) Не забывать о типе вводимого на уроке знания.
2) Прорабатывать различные варианты развития диалога, вероятные гипотезы учащихся и оптимальные формы работы.
3) Продумывать продуктивные задания на воспроизведение знаний.
Что же дает мне использование в работе проблемно-диалогического обучения?
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и мной, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках передо мной стоит очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Я не стараюсь критиковать их, хвалю – даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение с моей стороны – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Список литературы
Вороницына Е. Диалог как средство организации учебной деятельности // Москва: Издательский дом «Первое сентября».- октябрь, 2011 г ;
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: пособие для учителя, - М., 2002
Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе .2009. С. 164-283;
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006. С.144-180;
Мельникова Е.Л. технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баллас, 2008. стр.5 – 55;