Технология проблемно — диалогического обучения на уроках истории и обществознания как средство формирования личностного развития обучающихся (из опыта работы)


Технология проблемно-диалогического обучения на уроках
истории и обществознания как средство формирования
личностного развития обучающихся
Человек глубоко постигает лишь то,
до чего додумывается сам.
Сократ
Задачами учителя на современном этапе являются не просто обучение, а всестороннее развитие личности учащегося, её интеллектуальных и творческих способностей, развитие интереса к познанию. Решение этих задач, возможно только если дети являются активными субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. В этом ключе моё внимание привлекла
технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Мельникова Елена Леонидовна. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.
Как и любой развивающий урок, проблемно – диалогический урок имеет чёткую структуру. Но, в отличие от урока, построенного на основе системно - деятельностного подхода, проблемно – диалогический урок начинается с создания проблемной ситуации.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Создание проблемной ситуации
Обращается к ученикам с фразами-вопросами, которые способствуют созданию ситуацию удивления, порожденной противоречием Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречие: проговаривают и осознают его
Формулирование проблемы В чем здесь противоречие? Что удивляет? Какой у вас возникает вопрос? По-разному формулируют вопрос
Версии
Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Предлагают версии
Актуализация знаний. Планиро вание деятель-ностиЧто мы уже знаем по этой проблеме?
Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Вспоминают изученный ранее материал, который связан с решением проблемы.
Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
Используется побуждающий диалог
Поиск решения проблемы (отк-рытие нового знания) В соответствии с планом дается продуктивное задание из учебника:
1. Осмысление задания.
2. Поиск информации, необходимой для выполнения задания.
3. Преобразование информации: выделение главного, обоснование своей позиции.
4. Запись данной информации в требуемой форме: таблица, схема, текст и т.п.
5. Полный (развернутый) ответ по теме.
Выражение ре-шения, примене-ние нового знания Какой ответ на основной вопрос мы можем дать? Обобщают, делают вывод по проблеме.
Применяют знания в новой ситуации.
Домашнее задание Как вы думаете, о чем будет рассказываться в следующем параграфе.
Проверьте свои предположения.
Прочитайте новый параграф и подготовьте ответы на вопросы в рубрике «вспоминаем то, что знаем» 1-й этап в разработке модели урока по данной технологии заключается в создании проблемной ситуации. На уроке открытия новых знаний я использую три наиболее эффективных метода постановки учебной проблемы:
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
подводящий к теме диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Я предлагаю вам рассмотреть эти методы подробнее.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
создания проблемной ситуации;
побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
побуждения к формулированию учебной проблемы;
принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами.
Данную проблемную ситуацию предлагаю вам рассмотреть на примере:
Фрагмента урока в 5 классе по теме «Железное царство Ассирии».
ИЗУЧИТЕ МНЕНИЕ ШКОЛЬНИКА.
ИССЛЕДУЙТЕ МНЕНИЕ АРХЕОЛОГА
Ученики читают диалог главных героев, из которого узнают что, именно ассирийцы распространили по цивилизованному миру железные орудия.
Мнение школьника: люди должны быть благодарны стране, откуда пришло умение делать железо. Фиксирую этот факт на доске.
Мнение археолога: люди ненавидели ассирийцев и называли столицу Ассирии Ниневию «городом крови и логовом льва». Фиксирую 2 факт на доске.
- Сравните 2 факта, какое наблюдается противоречие?
- Сформулируйте проблему урока.
- запись проблемы на доске: почему разные народы проклинали ассирийцев?
Т.О. создание проблемной ситуации по аналогии можно провести на любом предмете, по любой теме.
При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). учеников к переформулированию учебной проблемы: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
А если вы не готовы работать с ошибочными версиями, то поможет подводящий к теме диалог, т.к. он позволяет максимально исключить ошибочные версии.
Подводящий к теме диалог это система вопросов и заданий, с помощью которых я пошагово подвожу учеников к формулированию темы. Учащиеся выстраивают логическую цепочку умозаключений, ведущую к новому знанию. Вопросы опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Учитель Ученики
ИЗУЧИТЕ слова на доске.
ПРОВЕДИТЕ АНАЛИЗ, КЛАССИФИКАЦИЮ
Какие 2 слова являются лишними? СДЕЛАЙ ВЫВОД
Над какой темой будем работать? Читают: Петр 1, верфь, бороды, великое посольство, Сенат, Синод, Полтава, Нарва.
Они относятся к политике Петра 1.
Полтава и Нарва. Все остальные понятия относятся к теме: внутренняя политика Петра 1, которую мы уже изучали.
- Внешняя политика при Петре 1
Наиболее простой метод постановки учебной проблемы, но не менее интересный сообщение темы с мотивирующим приемом. Он состоит в том, что я сама сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обращении к социальному опыту учащихся, основан на их личных переживаниях.
Приём «яркое пятно».
Предлагаю вашему вниманию увидеть этот приём опираясь на фрагмент урока обществознания в 5 классе по теме «Искусство рассуждать».
- Ребята, кто из вас читал книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» (смотрел мультфильм, фильм)?
- Прочитайте маленький фрагмент из книги.
Фрагмент произведения: «Алиса встречает Белого короля. Он говорит:
- Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?
- Никого, - сказала Алиса.
- Мне бы такое зрение! – заметил король с завистью. – Увидеть Никого! Да ещё на таком расстоянии!»
- Что вам показалось странным, необычным в рассуждениях Белого короля? (как можно увидеть никого; что значит «увидеть никого»; непонятно, о чём или о ком они вообще говорят)
- Можно ли назвать рассуждения Короля неправильными? (можно; мнения класса разделяются)
Прием актуальность.
Можно показать на фрагменте урока обществознания в 5 классе.
Учитель: Ребята, постарайтесь вспомнить, с какими трудностями вы столкнулись, когда перешли в 5 класс. Я вижу, вас беспокоит очень много проблем, связанных с вашей новой ролью – ролью учеников средней школы. Сегодня на уроке мы узнаем о том, что существует наука, которая помогает ученику более уверенно чувствовать себя в школе, не бояться всего нового, что вас окружает. О какой науке идёт речь? Правильно, о психологии. Тема урока: разобраться в себе и помочь другим.
Для того, чтобы перейти к этапу выдвижения версий и гипотез я использую вопросы: «Какие у вас есть гипотезы? Предположения? Версии?»
Версии принимаются любые, даже абсурдные. На доске записываю ключевые слова версий. Из опыта скажу, что для детей, как правило, это самая занимательная часть урока. Например, на основной вопрос урока: почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями? Дети предположили: говорят на разном языке, разная культура, другие порядки в государстве.
Как я говорила ранее, в проблемно – диалогическом уроке этап актуализации знаний учащихся, начинается после создания проблемной ситуации. Я задаю вопрос: «Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме?» Учащиеся вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы, выполняя разнообразные задания:
- расставь события в правильной последовательности;
- заполнение таблицы;
- умение выбрать признаки понятия;
- разделить признаки по соответствующим группам;
- работа с понятиями: вставить пропущенные буквы, объяснить значение слов
На этапе поиска решения проблемы (открытия нового знания) я готовлю разноуровневые задания по извлечению новых знаний. С текстом параграфа ученики знакомятся дома в ходе предварительного чтения, а в классе им необходимо найти решение или часть решения проблемы. Ученики рассказывают о результатах, а я полученные знания фиксирую на доске в виде тезисов, рисунков или символов. Назову лишь несколько видов заданий, используемых мной:
- Задания на аргументацию или подтверждение своей точки зрения
- работа по карте: ответы оформить в таблицу
- устная работа по карте
- составление сравнительной таблицы
Когда проблема уже поставлена, открыта новая тема, получены новые знания, наступает момент, когда дети должны применить полученные знания на практике.
Вы помните, что по ходу урока у нас на доске уже зафиксированы версии учеников, план действий, решение проблемы. На данном этапе эти записи помогут ученикам ответить на вопросы, и после этого им легче будет провести самооценку.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
– Чьи версии подтвердились?
–– Используя свои новые знания, выполните задание (дается задание на продуктивное применение знаний).
– Как вы оцениваете свою работу?
Для оценивания учениками результатов своей работы, мы используем технологию оценивания учебных успехов - ТОУУ. Самооценка может проводиться или в конце урока, или после выполнения определенного задания. Ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, находит и исправляет собственные ошибки.
Оценивание осуществляется по алгоритму самооценивания:
1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат?
3. Выполнил задание полностью верно или с ошибкой?
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
5. Определи отметку, которую ты себе поставишь.
Критерии оценивания.
«5» - выполнил полностью верно
«4» - выполнил частично (1-2 ошибки)
«3» - выполнил частично (3-4 ошибки)
«2» - не справился
Уроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся:
способности самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;
самостоятельности в поиске учебного материала;
развитие мышления обучающихся;
способности высказывать и аргументировать свою позицию;
способности работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию, что в полной мере отражает требования стандарта
Каждая педагогическая технология, каждая группа методов и приёмов объективно имеют свои возможности для формирования у обучающихся многообразных умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества, создания климата саморазвития.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет не только успешно рассматривать различные довольно сложные темы курса, но и развивать у обучающихся самостоятельность, способность находить материал, интерпретировать его, высказывать свою позицию, аргументировать ее, вести цивилизованный диалог.

И как сказал русский философ Михаил Михайлович Бахтин
«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»