Конспект урока истории «Зарождение революционного народничества и его идеология».

Тема: «Зарождение революционного народничества и его идеология».
Цели:
образовательные: сформулировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России; показать его неразрывную связь с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, вскрыть ошибочные представления народничества;
развивающие: учить извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст, использовать при ответе памятки-алгоритмы;
воспитательные: воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России XIX в.
Понятия: народничество, идеология, радикальный, идеолог, разночинцы, марксизм, конспирация, террор.
Оборудование: портреты народников: Чернышевского, Бакунина, Лаврова, Ткачёва, рабочие листы: понятия, план, задания по теме – индивидуальные и групповые.

Ход урока

Организационная часть
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку

II. Проверка домашнего задания.
1. Устный опрос
А) Перечислите основные положения программы либералов- западников.
Б) Что такое «Тверской адрес» 1862 года?
В) Назовите, в чём заключались разногласия в либеральном движении?
Г) В чём состояли особенности российского консерватизма?
2. Письменная часть
- Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я соберу ваши рабочие тетради, в которых вы должны были дать письменный ответ на 7 вопросов по пройденной на прошлом уроке теме. Кроме того, каждый получит ещё и оценку за ведение тетрадей

III. Основная часть
Слово учителя
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение общественного движения в России во второй половине XIX века. Рассмотрим предысторию зарождения революционного народничества, раскроем его идеологию.
Открываем тетради, записываем тему урока и эпиграф к нему.

ТЕМА. Зарождение революционного народничества и его идеология.( на доске)
«Наши цели заключаются в том, чтобы создать на развалинах существующего строя тот порядок вещей, который удовлетворял бы народным требованиям.»
И.Н. Мышкин

(Ипполит Никитич Мышкин- русский революционер, народник)
Объяснение нового материала
- Посмотрите на название темы. В нем есть неизученное понятие. Какое?
Ответ. Народничество.
- Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия. (Учащиеся пытаются дать определение.) Термин этот не имеет вполне точного значения. Ождно из таких определений есть у вас в словариках на листочках.
Давайте прочитаем:
Народничество – это направление в общественном движении, отражающее интересы крестьян, основанное на самобытном пути развития России, способной минуя капитализм и опираясь на крестьянскую общину, создать социалистическое общество.

- В названии темы есть и известное вам понятие. Его мы изучали в курсе обществознания. Какое?
Ответ: Идеология. Это система взглядов.

- Давайте обратимся к эпиграфу и определим, о чём же пойдёт речь на нашем уроке?

1.Какое событие во внутренней политике Александра II вы считаете самым важным?
Отмена крепостного права в России

2.Когда это произошло? 19 февраля 1861г
- Данное событие привело к усилению революционного движения. Проведенная в 1861 году крестьянская реформа вызвала изменения во всех сферах жизни общества. В этот период несколько стираются грани между требованиями различных политических сил. И консерваторы, и либералы, и даже часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима. Но каждая из этих сил ждала таких решений правительства, которые отвечали бы ее собственным представлениям о реформах. Разумеется, эти представления и реальные шаги правительства не всегда совпадали, что приводило к попыткам общественных сил воздействовать на правительственные круги революционными или иными методами. 
- Начатые Александром II преобразования на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. И консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали огромные надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее представлениям о реформах. Когда же эти представления и реальность не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правительство различными методами. Мы уже познакомились с методами борьбы либералов и консерваторов, а сегодня узнаем, какими методами пытались изменить российский государственный строй 70-80-х годов XIX века революционеры народники.
Часть радикально настроенной интеллигенции выражало недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. У неё сложилось преувеличенное представление о том, что реформа была встречена народом враждебно.
Во второй половине 1860 – начале 70 годов зарождаются народнические организации, главной целью которых было организовать крестьянскую революцию в России. Её члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда.
- Идейным вождём революционного движения в России в конце 50-х – начале 60-х гг. стал Н. Г. Чернышевский. Он развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме.
О личности Чернышевского нам расскажет ВАЛУЕВ АРТЁМ

3. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКА.
- ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Идеями Герцена и Чернышевского прониклись представители разных сословий и в 1861 году в Петербурге возникла тайная революционная организация «Земля и воля» В её состав входили представители различных сословий: студенты, мелкие чиновники, выходцы из мещан, низшее духовенство, разорившегося дворянства, младших офицеров, т.е. «лиц разного чина и звания»- разночинцев. (обратите внимание на определение в словарях) Программа «Земли и воли» включала следующие требования:
Созыв парламента и установление демократической республики.
Широкое местное самоуправление.
Равноправие женщин.
Передача крестьянам всей земли.

Практиктическая деятельность сводилась к:
Изданию и распространению революционной литературы.
Помощи беглым и ссыльным революционерам.
Подготовке выступлений:
1863 г. – год истечения срока подписания Уставных грамот.
1862 г. – начались аресты членов организации.
1863 г. – не удалось поднять крестьян на революцию.
1864 г. – решение о самороспуске.
4. Теория революционного народничества
Понятия: народничество, марксизм, идеология.
Портреты: М.А. Бакунин, П.А. Лавров, П.Н. Ткачёв.
Народники считали народ (крестьянство) реальной политической силой и хотели эту силу сделать сознательной и организованной. Хотели поднять крестьян на революцию, которая дает возможность миновать стадию капитализма и основать строй на основе равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров

5. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
Денисова – БАКУНИН М.А.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Бакунин надеялся на стихийный народный бунт против самодержавия, но народ должна была разбудить интеллигенция- «умственный пролетариат». Он создал теорию анархизма, отрицающего государство и создание свободного общества, в котором осуществлялся бы принцип самоуправления народа. Этого можно было добиться революционным путём

Другим ярким представителем и идеологом пропагандистского крыла в народничестве был П.Л.Лавров.

Сапунова – ЛАВРОВ П.Л.

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: В отличие от Бакунина он считал, что народная революция должна быть не стихийной, а должна иметь длительную подготовку. Пропагандистами этих идей должны были стать «критически мыслящие личности» из числа интеллигенции.

Существовало ещё одно направление в народничестве, идеологом которого являлся Пётр Никитич Ткачёв и это направление носило заговорщический характер.

Касаткина – ТКАЧЁВ П.Н,

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: По мнению Ткачёва революция должна принять форму переворота, осуществить который должна была строго законспирированная организация, обладающая железной дисциплиной. Методы ведения борьбы этой организации- террор, замена старых государственных институтов на новые революционные.

6. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Давайте теперь обратимся к страницам учебника и познакомимся с фрагментом из работы Бакунина и ответим на предложенные для обсуждения вопросы.

( чтение и ответы на вопросы)
IV. Заключительная часть
1. Итог урока
Общий вывод. Идеи Бакунина М.А., П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева способствовали развитию деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от политической обстановки усиливалось то или иное народническое течение.
Решение проблемного познавательного задания (ошибки народников).
Народники считали, что демократические, революционные преобразования приведут к социализму.
Капитализм – регресс, шаг назад в развитии общества.
Класс, которому принадлежит будущее – крестьянство.
Бакунин, Лавров, Ткачев развили идеи Герцена и Чернышевского, сделали их основой деятельности революционных народнических организаций. Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но ни агитация, ни террор не подтолкнули крестьян к революции. Идеология бунтарского, пропагандистского, заговорщического направлений показала, со временем, свою утопичность.

- Что нового вы сегодня на уроке узнали?
Сдать тетради с д.з.
Домашнее задание
§25





Заголовок 315