Конспект урока«Зарождение революционного народничества и его идеология »


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная с.Прималкинского»
Прохладненского муниципального района КБР
Конспект урока
в 8 классе на тему: «Зарождение революционного народничества и его идеология »Педагог: Гордиенко Наталья Владимировна
Автор учебника (программы): «История России. XIX в. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014), рабочая тетрадь «История России. XIX век (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014. II часть),
Предмет: история России.
Тема: «Зарождение революционного народничества и его идеология».
Класс: 8.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
образовательные: сформировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России; выявить его неразрывную связь с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, выявить ошибочные представления народничества; определить актуальность темы.
развивающие: развивать умение анализировать историческую информацию, извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями, сопоставлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом,
воспитательные: . воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России 19 в., уважительное отношение к различным точкам зрения, патриотизм, гордость и уважение к своей истории, формирование высокой гражданственности.
Задачи:
подготовить с учащимися презентации, научить анализировать материал, делать выводы, выбирать главное из большого объема материала, вовлечь учащихся в учебный процесс.
Понятия:
 народничество, идеология, радикальный, идеолог, разночинцы, марксизм, конспирация, террор.
Оборудование: компьютер и проектор, экран, презентации по теме, учебник «История России. XIX в. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014), рабочая тетрадь «История России. XIX век (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2014. II часть), раздаточный материал в виде таблицы.Форма работы: индивидуальная и групповая.
Эпиграф: Все три пути одинаково целесообразны, все три деятельности одинаково необходимы для скорейшего осуществления народной революции. П. Н. Ткачев.
Ход урока
Организационный момент. (3мин.)
Приветствие
Проверка отсутствующих
Поверка готовности к уроку.
Повторение изученного материала (актуализация знаний) –
10 мин
Разминка по датам периода правления Александра ll
1825-1881,1857.1859, 1861, 1864, 1870, 1874
Поочередно появляются на экране портреты деятелей эпохи Александра ll, узнайте кто они? (Александра ll, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, Лорис-Меликов)
Открываем тетради. Записываем число и слово тест. Пять заданий с одним вариантом ответа. (Задания теста поочередно появляются на экране.)
1 правильный ответ – 1 балл. На полях записывается карандашом общая сумма. Сумма баллов, которая получилась у каждого из вас – это неокончательный результат. Каждый может улучшить его, работая на уроке. А мы сегодня продолжаем говорить об общественном движении.
III. Изучение нового.(20 мин)
А мы сегодня продолжаем говорить об общественном движении.
Смотрим на экран и записываем:
Тема урока «Зарождение революционного народничества и его идеология»
План.
Причины возникновения народничества.
Революционное движение 60-х годов.
Теория революционного народничества.
Закрепление – рефлексия.
Вступительное слово учителя. Начатые Александром II преобразования на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. И консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали огромные надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее представлениям о реформах. Когда же эти представления и реальность не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правительство различными методами. Мы уже познакомились с методами борьбы либералов и консерваторов, а сегодня узнаем, какими методами пытались изменить российский государственный строй 70-80-х годов XIX века революционеры народники.
- Посмотрите на название темы. В нем есть неизученное понятие. Какое?
Ответ. Народничество.
- Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия. (Учащиеся пытаются дать определение.) Термин этот не имеет вполне точного значения.
Народничество – это направление в общественном движении, отражающее интересы крестьян, основанное на самобытном пути развития России, способной минуя капитализм и опираясь на крестьянскую общину, создать социалистическое общество.
(Запись определения в тетрадь.)
- В названии темы есть и известное вам понятие. Его вы изучали в курсе обществознания. Какое?
Ответ: Идеология. Это система взглядов.
Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Революционеры-народники 60-х годов XIX века».
Слайд 1
Герцен и Огарев, журнал “Колокол” (портреты и иллюстрация обложки журнала).
В №1 журнала “Колокол” – эпиграф: “Зову живых!”.
Что представляли:
идея “общинного социализма”,
борьба против самодержавия,
пропаганда революционных событий.
Слайд 2) Чернышевский Н.Г., журнал “Современник” (портрет, иллюстрация журнала).
Что было главным в его деятельности?
пропаганда идеи Герцена “общинного социализма”;
ратовал за создание революционной организации;
роман “Что делать?” – настольная “библия” для русских революционеров, пример для русских революционеров.
Слайд 3
“Земля и воля” – 1861-1864 г.
“Разночинцы” – люди разного чина и званий; студенты, чиновники, младшие офицеры, выходцы из мещан, купцов.
Программа:
Созыв парламента и установление демократической республики.
Широкое местное самоуправление.
Равноправие женщин.
Передача крестьянам всей земли.
Практика:
Издание и распространение революционной литературы.
Помощь беглым и ссыльным революционерам.
Подготовка выступлений:
1863 г. – год истечения срока подписания Уставных грамот.
1862 г. – начались аресты членов организации.
1863 г. – не удалось поднять крестьян на революцию.
1864 г. – решение о самороспуске.
Народничество разделилось на 3 направления. Перед вами Таблица «Теория революционного народничества». Сейчас мы разделимся на три группы и каждая из групп будут представлять свои направления, а в процессе рассказа заполним таблицу.
Слайд 4
Направления Лидер Цели Тактика Движущая сила будущей революции.
Учебник стр. 185-188
Слайд 5
М.А. Бакунин
18 [30] мая 1814, село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя — 19 июня [1 июля] 1876, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества. Бакунин считается одной из самых влиятельных фигур анархизма и одним из основателей традиции «социального анархизма».Слайд 6
П.Л. Лавров
псевдонимы Миртов, Арнольди, и др.; 2 [14] июня 1823, Мелехово, Псковская губерния — 25 января [6 февраля] 1900, Париж, Франция) — русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничестваСлайд 7
П.Н. Ткачев
11 июля 1844, село Сивцово, Псковская губерния — 4 января 1886, Париж) — русский литературный критик и публицист, брат Александры Анненской. Идеолог якобинского направления в народничестве.
Слайд 8
Общий вывод. Идеи Бакунина М.А., П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева способствовали развитию деятельности революционных народнических организаций. В зависимости от политической обстановки усиливалось то или иное народническое течение.
Решение проблемного познавательного задания (ошибки народников?).
Народники считали, что демократические, революционные преобразования приведут к социализму.
Капитализм – регресс, шаг назад в развитии общества.
Класс, которому принадлежит будущее – крестьянство.
lV. Закрепление – рефлексия (5 мин.)
Какие три направления в народничестве мы сегодня изучили?
Ваше отношение к террору?
Идеолог анархистского крыла народничества. (Бакунин).
Идеолог заговорщического крыла народничества. (Ткачёв).
Идеолог пропагандистского крыла народничества. (Лавров).
Журнал, издаваемый Герценом и Огаревым. (Колокол).
Что отрицает теория анархизма Бакунина? (Государство).
Методы, применяемые для сохранения в тайне своего существования нелегальной организацией. (Конспирация).
Политика устрашения. (Террор).
Распространенное учение, защищающее интересы рабочего класса. (Марксизм).
Рабочий класс. (Пролетариат).
Издаваемый за границей журнал, редактором которого был П. Лавров. (“Вперёд”).
VI. Домашнее задание. (2 мин.)
параграф 25, рабочая тетрадь стр.22 № 4.
Приложение
Презентация «Революционеры-народники 60-х годов XIX века».