Конспект к уроку обществознания на тему: Власть и легитимная власть


Власть и легитимная власть (урок обществознания в 10 классе ) Провела учитель истории и обществознания МБОУ Лосненской СОШ
Филиппова Светлана Александровна
Ожидаемые результаты: В результате занятия учащиеся смогут: - узнать, что такое власть и легитимная власть, виды власти по М. Веберу, формы власти, источники власти, основные признаки легитимной власти. Высказать своё мнение по вопросу: как власть влияет на личность, принять участие в обсуждении эпизода «Эндрю Гамильтон и свобода слова и прессы», давать характеристику легитимной политической власти, работать в группе. Высказать свое отношении к власти в России. 
Основные понятия Власть, традиционная, легальная, харизматическая, легитимная, принуждение, убеждение, манипулирование, стабильность.
Вопросы занятия: 
В чем значение права и свобода граждан высказывать и выражать письменно критику по отношению к праву для функционирования демократии?Как по вашему мнению влияет власть на человека: позитивно или негативно? Как вы считаете, является ли власть в современной России легитимной. 
Материалы: Рабочий лист № 1 с высказываниями мыслителей о власти. Рабочий лист № 2 с таблицей «Типы власти» по Максу Вэберу. Рабочий лист № 3. Эндрю Гамильтон и свобода слова и прессы. 
Ход урока
Мотивация:
Крылов «Кукушка и орел»
Орел пожаловал Кукушку в Соловьи.
Кукушка в новом чине,
Усевшись важно на осине,
Таланты в музыке свои
Высказывать пустилась;
Глядит – все прочь летят,
Одни смеются ей, а те ее бранят.
Моя Кукушка огорчилась,
И с жалобой на птиц к Орлу спешит она.
«Помилуй! – говорит, - по твоему веленью
А моему смеяться смеют пенью!» -
« Мой друг! – Орел в ответ, - я царь, но я
Не бог.
Нельзя мне от беды твоей тебя избавить.
Кукушку соловьем честить я мог заставить;
Но сделать Соловьем Кукушку я не мог».
Сделайте все возможные выводы из этого произведения.
Постановка целей: После занятия учащиеся смогут:
1.узнать, что такое власть и легитимная власть, виды власти по М. Веберу, формы власти, признаки легитимной власти.
2. высказать свое мнение по вопросу: Как власть влияет на личность?, принять участие в обсуждении эпизода «Эндрю Гамильтон и свобода слова и прессы», давать характеристику легитимной политической власти, работать в группе.
3. высказать свое отношение к власти в России.
Предоставление необходимой информации:
Вопрос: Что такое власть? Волновал людей веками: власть – у кого она, как ее получают, как ею пользуются. Многие дошли до того утверждения, что вся жизнь общества вращается вокруг вопроса о власти.
1.Макс Вебер (1864 – 1920), немецкий ученый, которого считают одним из основателей современной социологии, предложил типологию власти. Власть может основываться на а) личных качествах, б) традиции и обычаях, в) формальном законе. Во всех трех случаях власть является легитимной, т. е. законной. 2.При харизматической власти люди подчиняются лидеру ( вождю, президенту, королю ) в силу его исключительных качеств. Такие люди обычно появляются в периоды великих потрясений. Они бросают вызов существующему порядку, воплощая либо доброе, либо злое начало. Например: Иисус Христос, Ленин, Гитлер. 3.При традиционной власти люди подчиняются лидеру в силу сложившихся традиций и обычаев. Народ уважает их именно за то, что они поддерживают сложившийся строй, Примером служат королевские и царские династии античности, Средневековья и Нового времени. 4.При легальной власти люди подчиняются лидеру потому, что их наделил правом приказывать какой-либо законодательный орган, например парламент. Руководство страной для лидеров является не только служением обществу, но и работой. Чиновники из госаппарата – типичные служители закона. 5.Власть часто приобретает три основные формы: принуждение, убеждение и манипулирование. Принуждение – угроза применения силы или прямое применение силы ( власть Николая II В н. 20 века ). Власть как принуждение может действовать через закон ( власть Сталина , в 2006 г. обсуждение в Государственной Думе РФ законопроекта, предусматривающего тюремное заключение за вождение транспортным средством в нетрезвом виде). Крайняя форма проявления принуждения – война и применение военной силы. 6.Убеждение – более тонкая и не простая форма. СМИ, богатые лица, объединенные деловыми и профессиональными интересами, общественное мнение – все они обладают властью убеждения, особенно в демократическом обществе. Известны случаи, когда люди, лишенные власти приобретали власть при помощи убеждения. 7.Манипулирование – третья форма власти использующая завуалированные методы управления. Когда людьми манипулируют, они не понимают то, что другие навязывают им свои взгляды. Манипулирование не достигает цели, если объект воздействия осознает, что кто-то другой пытается управлять его поведением.    Использую метод работы с текстом – «Мозаика». Данный метод предусматривает случайное объединение старшеклассников в группы для работы над материалом статьи (главы, параграфа и т.п.), которая, соответственно, разбивается на 4-5 завершенных по смыслу частей. Каждый участник группы получает свой отрывок статьи (1/5 часть всего текста), работает с ним и становится экспертом в его содержании. При освоении своего фрагмента каждый продумывает, какое место в тексте он будет занимать, и каким образом он будет преподавать его содержание своим коллегам по группе, которые с этим материалом не знакомы. Затем дети читают свои фрагменты вслух, и почти одновременно пытаются определить их последовательность. После того как текст был составлен, мы сравнили его с заранее приготовленным мною текстом, и проанализировали свою работу с точки зрения «правильностии» и «ясности».