Урок по истории Казахстана тема: Общественное устройство и культура гуннов(4 в до н э- 3 в н э)

Урок в 6-м «А»классе
Учитель Кудайбергенова Б.К.

Тема: Общественное устройство и культура гуннов(4 в до н э- 3 в н э)

Цель: дать представление об общественном устройстве гуннов, быте, хозяйстве и культуре гуннов.
Образовательная: познакомить с историческими сведениями о племенах гуннов, дать знания о хозяйстве.
Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умение делать выводы.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание эстетических качеств.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта Казахстана, интерактивная доска.
Ход урока:
I)Орг момент.
II)Опрос домашнего задания
Как мы познаем историю?
Курган
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки зарыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружины дралися три дня,
Жрецы ему разум заклали,
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых...
И вот миновали годы,
Столетия вслед протекли,
Народы сменили народы,
Лицо изменилось земли.
Курган же с высокой главою,
Где витязь могучий зарыт,
Еще не сровнялся с землею,
По-прежнему гордо стоит...
Толстой А. К. Собр. соч. в 4-х т»
I. Вспомните, какие вы знаете вспомогательные исторические дисциплины? Дайте им определение?
1.Археология (вещественные источники)
2.хронология (время)
3.атропология (останки человека)
4.нумизматика (деньги)
II. Блиц-опрос
1. что означает понятие “шаньюй”? (правитель государства)
2. какую территорию первоначально занимали гунны?
(В I тыс до н э Центральная Азия от юга Монголии до Каспия)
3. В какой стране построили стену для защиты от гуннов?(Китай, более 300 лет)
4. Какое событие связано с шаньюем Модэ?
(образовал государство в 209г до н э или 3 в до н э)
5. Каких правителей гуннов вы знаете?(Моде, Чжи-Чжи, Аттила)
6. Какое событие в истории связано с гуннами?
(Великое переселение народов 2-5 вв)
7. Атилла пришел к власти (445г)
8. Каталаунская “битва народов” произошла (451г)
9. Атилла умер (400- 453г)
III.Работа с картой. «Племена гуннов на территории Казахстана»
используя данные карты составьте рассказ о гуннах.
заполните контурную карту
1.Расскажите о военных походах гуннов?
V. Кто мог послужить прототипом главного персонажа сказки?
Сказка о хане Итиле (хрестоматия)
О ком или о чём идет речь? Ответ обоснуйте.
1 группа:
А) Был он мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, который, неведомо по какому жребию, наводил на всех трепет, широко известный повсюду страшными о нем представлениями. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войн, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду 42 низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения. Хотя он по самой природе своей всегда отличался самонадеянностью, но она возросла в нем еще от находки Марсова меча, признаваемого священным.
В) «Земля есть основание государства...»
Узнав о междоусобицах, восточные соседи хунну, предводители дунху, решили воспользоваться этим и объявить войну. Они потребовали от него, чтобы он отдал своего коня и любимую жену. Старейшины хунну были оскорблены и требовали начать войну и наказать дунху. Однако он ответил: «К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь и одну жену?» и приказал отдать и то, и другое. Тогда дунху потребовали уступить пограничную территорию, это была небольшая пустыня, неудобная для скотоводства и необитаемая. Земля была ничья, по обе стороны ее стояли караулы: с одной стороны хунну, с другой - дунху. Старейшины хунну сочли, что из-за столь неудобной землицы не стоит портить отношения с соседями: «Можно отдавать и не отдавать», - сказали они. Он разгневался: «Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?!» - сказал он, и всем, кто советовал отдать, приказал отрубить головы. Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, забрав много скота и имущества. Так возникла держава хунну во главе с ним.
2 группа:
А) Аттила гордо принял условия Аэция, он приготовился к бою именно на полях, невыгодных всадникам. Рельеф местности благоприятствовал римлянам. Снова дурное предчувствие жгло его сердце. Аттила непривычно медлил с атакой, будто какая-то сила сдерживала его, связывала руки, мутила разум. Неуверенность полководца вскоре передалась войску, армия забеспокоилась. Прошло желанное утро, а бой так и не начался. Едва ли не до полудня протянул Аттила, терзаемый сомнениями. Он молчал, глядя на небо, молчал и Аэций.
«Бегство печальнее гибели», - наконец прервал свое долгое молчание великий кипчак и отдал приказ, когда солнце было уже высоко.
С возгласом «ура» всадники устремились в атаку. Битва разыгралась как внезапная буря. Аэций, воспитанник самого же Аттилы, прекрасно знал тактику боя степняков, он все рассчитал правильно. Первая атака захлебнулась.
Такого с Аттилой не бывало. Кипчаки опешили.
И тогда их царь проявил свою былую мудрость: он успокоился сам. Пошел к войску и нашел, что сказать. Его краткие фразы, как звуки рубящей шашки, распаляли сердца степняков:
«Защита - признак страха».
«Отважен тот, кто наносит удар».
«Идущего к победе не достигают стрелы».
«Сарын къоччакъ!» - прогремел наконец полководец, и его возглас утонул в яростном «у-ра-а», что на языке кипчаков означает «бей», «рази».
В одно мгновение все смешалось. Боевые кличи, блеск шашек и пыль, которая поднялась за ринувшимися всадниками: мир перевернулся. На этот раз битва с объединенной армией Европы закипела по-настоящему.
Десятки тысяч трупов остались там. Степняки вернулись в свой лагерь только глубокой ночью, усталые и довольные. Утром, пощадив римлян, Аттила дал уйти недобитой армии Аэция, что европейские историки расценили по-своему, по-европейски: они засчитали Аттиле поражение, а повергнутому им Аэцию - победу.
«Проигравший» же царь, не зная, как будет через века расценена минувшая битва, двинул свое войско дальше, на Рим. Он, «разгромленный», прошел по городам Северной Италии, оставляя на месте руины...
3 группа :
А) В золотом гробу положен
Славный витязь, потому что
Гордый Рим - покорный данник –
Нес ему горы злата.
В серебре тебя хороним,
Потому что Византия
Серебром тебе платила.
А железный гроб, последний,
Означает, что железом
Сокрушал врагов он.
Б) «Земля есть основание государства...»
Узнав о междоусобицах, восточные соседи хунну, предводители дунху, решили воспользоваться этим и объявить войну. Они потребовали от него, чтобы он отдал своего коня и любимую жену. Старейшины хунну были оскорблены и требовали начать войну и наказать дунху. Однако он ответил: «К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь и одну жену?» и приказал отдать и то, и другое. Тогда дунху потребовали уступить пограничную территорию, это была небольшая пустыня, неудобная для скотоводства и необитаемая. Земля была ничья, по обе стороны ее стояли караулы: с одной стороны хунну, с другой - дунху. Старейшины хунну сочли, что из-за столь неудобной землицы не стоит портить отношения с соседями: «Можно отдавать и не отдавать», - сказали они. Он разгневался: «Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?!» - сказал он, и всем, кто советовал отдать, приказал отрубить головы. Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, забрав много скота и имущества. Так возникла держава хунну во главе с ним.
VI. Заверши схему Значение походов гуннов

Изучение новой темы:
ПЛАН.
1)Общество гуннов
2)Хозяйство и быт
3)Ювелирное искусство
1)Общество гуннов , составление схемы общественного устройства.
Государством управлял шаньюй, обладавший неограниченной властью. Ему подчинялись князья. Их называли темниками. Они являлись близкими родственниками шаньюя. Всего темников было 24 - по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки. В своих владениях темники могли назначать тысячников, сотников. Шаньюй отбирал у непокорных или провинившихся темников владения, тем же правом обладали темники по отношению к тысячникам, сотникам и десятникам.
Должности и высшие чины у гуннов передавались по наследству. Для содержания правителя и знати взимались налоги. Гунны имели свою письменность.
Таким образом, появление у гуннов частной собственности на скот и землю, существование органов власти, введение налога все это свидетельствовало о переходе гуннов к классовому обществу и государству.
2) Хозяйство и быт.
Перед вами тексты о жизни гуннов , прочитайте и составьте схему и рассказ «Хозяйство и быт гуннов»
1 группа: А) Хозяйство и образ жизни кочевников.
Переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разноцветных шерстяных тканей... Кто храбр, силен и способен разрешить спорные дела, тех поставляют старейшинами. Наследственного преемствия у них нет. Каждое стойбище имеет своего начальника. От ста до тысячи юрт составляют общину... От старейшины до последнего подчиненного каждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляют друг друга в услужение. В каждом деле следуют мнению женщин, одни военные дела сами решают. Войну ставят важным делом.
В) О хуннах из китайских источников, приведенных Н. Я. Бичуриным
Обитая за северными пределами Китая, переходят со своим скотом с одних пастбищ на другие. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде. Не имеют ни городов, ни земледелия; но у каждого есть отдельный участок земли. Письма нет, а законы словесно объявляются. Мальчик, как скоро может верхом сидеть на баране, стреляет из лука пташек и зверьков; а несколько подросши, стреляет лисиц и зайцев и употребляет их в пищу. Могущие владеть луком, все поступают в латную конницу. Во время приволья, по обыкновению следуя за своим скотом, занимаются полевой охотой, и тем пропитываются; а в крайности каждый занимается воинскими упражнениями, чтобы производить набеги. Таковы суть врожденные их свойства. Длинное их оружие есть лук со стрелами, короткое оружие - сабля и копье. При удаче идут вперед; при неудаче отступают, и бегство не поставляют в стыд себе. Где видят корысть, там не благоприличие, несправедливости не знают. Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются кожами его, прикрываются шерстяным и меховым одеянием.

2 группа А) Портрет древних хуннов.
Люди все стригут волосы, оставляя их только на макушке в качестве украшения. Когда волосы подрастают до нескольких цуней, их подстригают и укорачивают. Женщины носят длинную одежду, доходящую до ступней, и не имеют юбок. Осенью собирают волчий корень и приготавливают из него яд, которым пользуются при стрельбе в диких птиц и зверей.
В) Аммиан Марцеллин о гуннах
Гунны так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной к вкусу человека пище; они питаются кореньями диких трав, полусырым мясом всякого скота, которое кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть. Никогда они не укрываются, в какие бы то ни было здания...
У них нельзя встретить даже покрытого камышом шалаша. Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду... Обувь, которую они не выделывают ни на какой колодке, затрудняет их свободный шаг. Поэтому они не годятся для пешего сражения; зато они словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них на женский манер, исполняют свои обычные занятия. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится совещаться о серьезных делах, то и совещание они ведут, сидя на конях. Не знают они над собой строгой царской власти, но довольствуются случайными предводительствами кого-нибудь из своих старейшин, сокрушая все, что им попадается на пути... Никто из них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни, кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут их жалкие одежды, сближаются с мужьями, рожают, кормят детей до возмужалости. Никто из них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден далеко оттуда, вырос еще дальше.

3 группа:
А) Портрет древних хуннов.
Люди все стригут волосы, оставляя их только на макушке в качестве украшения. Когда волосы подрастают до нескольких цуней, их подстригают и укорачивают. Женщины носят длинную одежду, доходящую до ступней, и не имеют юбок. Осенью собирают волчий корень и приготавливают из него яд, которым пользуются при стрельбе в диких птиц и зверей.
В) Мир Дикого поля в описаниях Приска
Они носят короткие суконные полукафтаны из некрашеной шерсти, которую прядут и ткут их жены, белые широкие шаровары и кожаную обувь, привязанную на подъеме ноги ремнями. В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему. Одежда их (женщин) весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшитых светлой каймой и из белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук с оборкою, похожею на кружева, девушки ходят с открытой головой, убирая себе волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястьям кольца даже с трехлетнего возраста.
3)Ювелирное искусство гуннов 3-5 вв

- Ребята, вспомните, у каких племен на территории Казахстана хорошо развивалось ювелирное искусство?
- Как назывался стиль у саков?(звериный стиль)

В 5-3 веках до нашей эры в ювелирном искусстве кочевых племен Великой Степи сформировался новый стиль, который вытеснил “звериный”, а назывался он полихромный. Этот стиль имел свои особенности. Произведения искусства древних мастеров поражают современных мастеров. С помощью простейших инструментов гуннские ювелиры довели свое искусство до высочайшего технического уровня. В основе полихромного стиля лежит инкрустирование и окаймление изделий.
Наиболее часто используемые методы: 1.инкрустация - вставка драгоценных камней)
2.окаймление
3. зернь- напаивание золотых шариков к изделию, 4. метод плетения -плетение тонких, длинных нитей, 5.заливка эмалью -заливка специальных смесей в ямочки
6.скань – напаивание витой провалки
Во время Великого переселения гунны подчинили много племен, от которых переняли этот метод.
Для изготовления ожерелий использовались драгоценные камни, золото и серебро.





IV) Закрепление нового материала
Задание на интерактивной доске:

1) Заполни пропуски в тексте:
Гунны вели кочевойобраз жизни.
Главную роль играло скотоводство.
Скот круглогодично содержался на подножном корме корме, без заготовок корма на зиму.
Кроме скотоводства занимались _____, а также _____.

2) Отметь правильные ответы:
В гуннском обществе существовало социальное неравенство. Доказательством тому служат_______
А) скромные вещи в могилах умерших
Б) посуда
В) переход власти от отца к сыну
Г) богатые захоронения
Д) занятия охотой
Е) китайский шелк
Ж) ямы для хранения зерна

3) Угадай слово:

Стиль в искусстве гуннов -













4) отразите на ленте времени эпоху гуннов.
5) Вопросы для самопроверки
1. Укажите, из какого материала гунны не делали посуду.
А. Из дерева
В. Из металла
С. Из кожи
Д. Из глины
2. Запаивание золотых шариков на ювелирных изделиях называется...
А. зернью
В. сканью
С. Инкрустацией
Д. «полихромным стилем»
3. В каком году произошла Каталаунская битва?
А. в 375 году В. в 395 году С. в 445 году
Д. в 437 году Е. 451 году
4. Кто из историков писал об Аттиле?
А. Геродот В.Прииск С. Страбон Д. Ксенофонт

6) Творческое задание
За многие века использования юрты были выработаны ее четкие пропорции, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и обстановки. Размеры юрты соответствуют росту человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает возможность хозяйственно-бытовой деятельности. Кочевая юрта представляет собой легкую сборно-разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных. Общий вес юрты с обстановкой 300-400 кг - это грузоподъемность верблюда. Диаметр жилой юрты от 4,5 до 8 м, высота в центре 4-5 м. Время, за которое ее можно собрать и разобрать, в пределах часа. Подобно тому как растительный мир степи чутко реагирует на колебания температурного режима воздуха, кочевая юрта отвечает этим изменениям. Ее конструкция, состоящая из деревянной решетки и пористого шерстяного войлока, играет роль терморегулятора, сохраняя внутри жилища постоянный тепловой режим. Юрта всегда ставится на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна. На всем протяжении Великой степи, занимаемом различными кочевыми народами, господствовал единый тип сборно-разборного войлочного жилища. Но в зависимости от географических условий, степной или лесостепной зоны жилище имело сферическую или коническую форму крыши. Подумайте и ответьте, почему?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: &14-15