Урок литературы в 9 классе по теме А. С. Пушкин. Пиковая дама. Игры разума и голос совести

Тема: А.С. Пушкин «Пиковая дама». Игры разума и голос совести.
Цели: 1.Организовать деятельность учащихся по изучению повести
А. С. Пушкина «Пиковая дама», показать многогранность, многослойнность и неоднозначность смысла пушкинского произведения.
2. Развивать умения анализировать произведение, высказывать своё собственное мнение.
3. Воспитывать на материале повести лучшие человеческие качества совестливость, искренность.
Оформление доски: тема
Портрет А. С. Пушкина (1799 - 1837)
«... ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви» А. С. Пушкин.
«Горек чужой хлеб... и тяжелы ступени чужого крыльца»
Данте Алигьери.
«Пиковая дама означает тайную недоброжелательность»
Новейшая гадательная книга.
Ирония (от греч. Eironein - притворство, насмешка)
Атанде (от фр. attandez - подождите) Атанде - в азартных роковых играх: стой, постой, не мечи далее, я ставлю.
В. И. Даль.
Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Повесть «Пиковая дама» была написана Пушкиным той же болдинской осенью 1833 года, что и «Мёртвый всадник» и стихотворение «Не дай мне бог сойти с ума»... Безумцы, порывавшиеся к счастью или независимости, волновали воображение поэта, который и сам чувствовал опасность объявления его собственной мечты о свободе безумием. «Пиковая дама» была напечатана в 1834 году и восхищала самую разнообразную публику, даже императорский двор был в восторге. В дневнике 1834 года Пушкин чуть иронично записывает: «Моя «Пиковая дама» в большой моде: Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза». Этого ли, ждал автор от чтения повести? Публика воспринимала лишь авантюрный верхний пласт произведения. Давайте попробуем глубже проникнуть в смысл пушкинского произведения.
Формирование новых знаний
Сообщение темы и целей урока
1. Эпиграф к повести. - Прочитайте эпиграф, откуда он взят, как утверждает автор?
- Вызывает ли доверие к источнику?
- Прочитайте на доске, что означает слово прочил?
2. Анализ первой главы.
- Какое отношение к игре в карты заявлено в эпиграфе к первой главе?
- Почему Герман смотрит на игру всю ночь, но «отроду не брал карты в руки»?
- Каков характер графини, судя по рассказу Томского?
- Почему Герман после рассказа Томского о тайне трёх карт восклицает: «Сказка!»?
3. Анализ второй главы.
- Как в соотношении с содержанием главы проступает ирония эпиграфа?
- Почему слово огненный сопровождает графиню?
- Кто ещё из героев наделён этим эпитетом? Найдите.
- Как изменилась графиня со времён своей молодости?
- Как графиня обращается с Лизой?
- Отчего Лизавета Ивановна была «пренесчастное создание» и «домашняя мученица»?
- В чём желания Лизы похожи на мечты Германа? Что общего в их положении?
- В чём расходятся натура Германа и правила его поведения?
- Чего желает Герман? Почему хочет утроить, усемерить свой капитал?
- Какая «неведомая сила» Притягивает Германа к дому графини?
4. Анализ третьей главы.
- В чём ирония эпиграфа к главе?
- Зачем автор сообщает, что письмо Германа «слово в слово взято из немецкого романа?
- Почему потом Герман пишет письма, которые не были «переведены с немецкого»?
- Какой страстью вдохновлён Герман?
IV. Работа в группах.
- Найдите описание пейзажа, сопровождающего ожидание Германом назначенного времени перед домом графини.
1гр.: Найдите эпитеты и другие средства изобразительности
2гр.: Ответить на вопрос: Какова роль пейзажа?
- Почему «лёгким и твёрдым шагом» Герман проходит по дому графини?
3 гр.: Найдите описание спальни графини. Зачем так подробно описана спальня графини?

- Как соотнесены часы в доме и в сердце Германа?
- Какие чувства борются в Германе при возвращении графини и Лизы с бала?
- Почему Герман готов заплатить любую цену за три карты?
5. Анализ четвёртой главы.
- Подтверждает ли эпиграф события главы?
- Зачем Герман признаётся Лизе, что был причиной смерти графини?

- Права ли Лиза, называя Германа чудовищем?
- Почему Герман остановился перед мёртвой старухой и долго смотрел на неё, как бы желая удостовериться в ужасной истине?
6. Анализ пятой главы.
- О чём предупреждает эпиграф?
- Почему Герман явился на похороны графини?
- С какой интонацией автор описывает обряд похорон графини?
- Почему на похоронах никто не плакал, а Герман оступился и грянулся об земь?
- Мистика или видение расстроенного воображения приход графини к Герману?
- Найдите подтверждения в тексте.
- В чём тайна трёх карт?
- Почему графиня говорит, что пришла к нему против своей воли?
- Чем продиктованы условия прощения смерти графини?
7. Анализ седьмой главы.
- Каков смысл эпиграфа к последней главе повести?
- Почему игра похожа на поединок?
- Почему Герман «обдёрнулся» и вместо туза поставил даму?
- Как сцена проигрыша напоминает сцену похорон?
- Что подчёркивает сходство ситуаций этих двух ситуаций?
- Когда Герман сошёл с ума: до начала игры или после проигрыша?
- Что победило в Германе холодный разум или голос совести?
- Что осуждает и чему сочувствует автор в своём герое?
V. Подведение итогов. Рефлексия.
- Почему Лизавета Ивановна благополучно устроила свою жизнь, а Герман сошёл с ума?
- Каков смысл заключения повести?
Заключительное слово учителя. Повесть Пушкина не жестокий приговор герою «ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви»! - так писал А. С. Пушкин.
15