Политическая сфера современного общества










Районный конкурс профессионального мастерства
Для учителей истории и обществознания
«Мой лучший урок»
номинация «Обществознание»
(повторительно-обощающий урок)
Политическая сфера.



учитель истории и
обществознания
высшей квалификационной
категории
МБОУ СОШ №10 г. Павлово
Софонова Римма Николаевна
электронный адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



2012г.
Аннотация

Тема повторительно-обобщающего урока «Политическая сфера современного общества» направлена на систематизацию знаний и умений учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепление полученного уровня знаний, умений и применении их в условиях ЕГЭ.
Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня.Социологические исследования показывают, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодёжных организациях, а также о том, кто может выражать её интересы, представлять во власти и каковы её обязанности. Поэтому, вопрос вовлечения молодёжи в политический процесс важен не только с позиции количественных показателей, но и его качественного уровня. Данный урок рассчитан на тех, кому сегодня 17 - 18 лет, будущих избирателей, участников политического процесса. В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социо-пространстве. Данный урок способствует развитию подобных компетенций.
Формирование ключевых компетенций:
Социальных компетенций:
- умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;
- соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
- приобретение опыта совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;
- умение делать ответственный выбор на основе анализа ситуации;
- приобретение навыков осуществления рефлексивной деятельности, адекватной самооценки.
Компетенций, необходимых для жизни в поликультурном обществе (толерантность, правовая культура, гражданственность, социальная активность, гражданское самосознание).
Коммуникативных компетенций (владеть монологической и диалогической речью, навыками беглого чтения текстов).
Компетенций, связанных с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением).
Когнитивных компетенций (готовность учиться всю жизнь).
Задачи заключаются в стремлении:
1. Способствовать дальнейшей успешной социализации выпускников.
2. Вовлечь максимальное число обучающихся в активные формы обучения - социальную практику, создание и реализацию значимых социальных инициатив.
Формы и методы работы, используемые на уроке:
Для решения поставленных задач выбрана наиболее приемлемая форма проведения - урока-практикума.  Работа ученического коллектива построена фронтально, в группах и индивидуально.
На уроке используются информационные технологии.
Применяется активные методы обучения, такие как - «шесть шляп мышления», обеспечивающие активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе, рефлексии.

Применяемые методические приемы:
Обозначение проблемы и нахождение путей ее решения. Организованный диалог, моделирование ситуаций. Анализ, синтез, интерпретация, сопоставление, самостоятельная работа с неадаптированными источниками, обобщение.
Используемые методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность, побуждают учащихся к выполнению проблемных заданий, обобщению и самореализации их субъективного опыта, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач, организация себя на выполнение поставленных целей.
Урок составлен с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью является появление интереса к предмету, что объясняется необходимостью сдачи ЕГЭ.
При работе с учащимися будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям. Основная масса обучающихся класса – это дети со средними и высокими уровнями способностей и высокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету.
Ученики проявляют желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание урока включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающихся учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе творческого характера. Эти ребята часто уверены в себе. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. 
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).
Общеучебные
- поиск и выделение информации;
- моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


11 класс
Урок обобщающего повторения
по теме: «Политическая сфера современного общества»
Цель: Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Политическая сфера общества», закрепить полученный уровень знаний, умений и диагностировать их уровень.
Задачи:
актуализация знаний учащихся по проблеме становления политического режима в современной России, воспитывать сознательное отношение к участию гражданина в политической жизни общества, политическую культуру;
развивать политическое мышление, устную речь, умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; работать с документами, тестами;
совершенствовать общеучебные умения и навыки старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, активной жизненной позиции.
Оборудование урока:
учебник Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс М.: Просвещение,2011г., профильный уровень
ЕГЭ Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
информационные ресурсы сайтов Интернет (видеосюжет РИА Новости. Шествие и митинг "За честные выборы" на Болотной. Хронология событий 4 февраля 2012г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
мультимедиа проэктор,экран,компьютер
раздаточные материалы (карточки);
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: Урок-практикум.  Работа ученического коллектива построена на фронтальной работе, в группах и индивидуально.
Продолжительность занятия – 90 мин.



Ход урока

Организационный момент: внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку. 1 мин.
Последние наши уроки обществознания были посвящены изучению темы «Политическая система и её роль в жизни современного общества ». Целью урока сегодня является, систематизация и закрепление полученных знаний, и совершенствование общеучебных умений и навыков, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ по теме: «Политическая сфера современного общества»
Актуализация знаний. Мотивационная часть. 10мин. .
1.Лингвистический конструктор. 3 мин.
Из приведённых слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Назовите их. Слова и словосочетания могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и прочее.
Для 1, 2 группы:
Основа закона, традиции, влияние, нефизическое воздействие, возможность навязывать свою волю, решения другим людям, оказываемое на других людей, независимо от их желания. Построенный целиком или частично на выборных началах, представительный, законодательный орган власти, высший.
Для 3, 4группы:
Поставив своего президента и сформировав своё правительство, организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путём прийти к власти. Органы и структура правления (правительство, парламент), включающая определённый тип режима власти (монархия, республика), политическая организация данной страны.
Для 5, 6 группы:
Других государств от государства независимость полная. В социально-экономической и культурной сферах независимо от государственной власти называется совокупность людей.




2. Познакомьтесь с предложенными цитатами:
Задание: Сформулируйте мысль, высказанную автором своими словами. Выразите свое отношение к высказыванию. Приведите аргументы, подтверждающие ваше согласие и несогласие с мнением автора. 7-мин.
1. «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством». (Аристотель)
2. «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»  (Дж.Адамс)
3. «Политика слишком серьёзное дело, чтобы доверять ее политикам». (Шарль де Голль).
( цитаты демонстрируются в презентации Слайд 1.)

Выводы:. Человек, живущий в государстве, как в древнем, так и современном, неизбежно включается в политическую жизнь страны. В ней можно участвовать активно (сознательно и целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосознанно игнорировать власть).
Обратимся к политическому процессу современной России.
III. Проверка домашнего задания по теме: Особенности политического процесса в современной России».
1. Задание выполнялось в группах по методике «Шесть шляп мышления». Каждая группа представляет, презентует свою работу наглядно (схемы, кластеры, синквейн и т. д.) 20 мин.
1 шляпа «белая» - факты, точки зрения, цитаты, четкая информация.(представила видосюжет РИА Новости. Шествие и митинг "За честные выборы" на Болотной. Хронология событий 4 февраля 2012г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Продолжительность - 2.17.
2 шляпа «желтая» - позитивное мышление.
3 шляпа «черная» - отрицательные, негативные факты.
4 шляпа «красная» - эмоциональные высказывания, собственное мнение по данному вопросу.
5 шляпа «зеленая» - творческое мышление, применение того или иного факта к ситуации.
6 шляпа «синяя» - философская, обобщающая, краткие выводы по теме.
Изучив материал пункта 3 пар. 27 и дополнительные источники, учащиеся отмечают:
этапы политического процесса постсоветской России;
особенности и проблемы политического процесса современной России;
позитивные моменты политического процесса.
Предполагаемый вывод: Ход политического процесса убеждает в том, что модель демократического процесса не может быть навязана нам сверху. Она должна расти снизу, и многое зависит от нас самих.
- От чего зависит политическое участие или неучастие граждан в жизни страны?
Предполагаемый ответ: от политической и правовой культуры граждан.
- Какие компоненты включает политическая культура? Какие факторы оказывают влияние на ее развитие? (ответ учащихся).

2. Выполним задание. « Закон об обязательном участии в выборах» 8мин.
Группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные органы власти. Текст закона раздается каждой группе.
« Закон об обязательном участии в выборах»
« Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней. Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.
В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.
За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание ( в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в СМИ), второй раз – штраф в размере 3-х минимальных зарплат, третий раз – общественные работы ( от 10 до 90 дней)».
Задание группам № 1, 3, 5.
Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят.
Задание группам №2, 4, 6.
Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона.
Всего от 3-х до 5-ти аргументов.
3.Подведение итогов. 3-4 мин.
Проведём экспресс-анкетирование. Вам необходимо ответить на вопросы:        «Волнует ли вас судьба вашей страны? Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?» Слайд 2
Ответы односложны: «да» или «нет», (перед вами стикеры красного и зеленого цвета, на одном из них вы ставите свое резюме: красный – «ДА», зеленый - «НЕТ» и крепите на доску), по которым будет виден результат. Наглядно увидим, что вы политикой (не) интересуетесь! Вам (не)безразлична судьба страны.
Учитель: Гражданское общество невозможно сформировать, пока каждый гражданин не будет чувствовать свою ответственность за происходящее в стране. Политическая активность масс и каждого отдельного человека определяет развитие общества. Гражданская пассивность, потребительское отношение к окружающим, не должны стать социальными ценностями молодых людей XXI века.
Выставление оценок (за домашнее и классное задания). Высокую оценку получает группа, которая привела убедительные аргументы.
Учитель: Современный человек практически ежедневно сталкивается с политикой. Поэтому крайне важно, чтобы каждый из нас умел разбираться в сообщениях средств массовой информации, выступлениях лидеров различных политических групп, занимать самостоятельную позицию по вопросам общественно-политической жизни.
На следующем этапе урока мы проверим ваши знания по теме «Политическая сфера общества», от которых напрямую и зависит ваша политическая культура.

V. Практикум. Выполнение заданий формата ЕГЭ. 45 мин.
1. Первая группа вопросов называется «Выборы вчера и сегодня».  Вы должны найти ошибку в том тексте, который видите на экране. 3 мин. ( Слайд 3-6).
«В соответствии с Конституцией РФ в Государственной Думе 450 депутатов. Половина, из которых избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе. Остальные по пропорциональной системе». (Все по пропорциональной системе)
«В законодательстве о выборах предусмотрен «процентный барьер», (например, как в РФ 5%), который позволяет делегировать кандидатов в депутаты от данного объединения в парламент». (7% барьер)
«В Российской Федерации на выборной основе существуют следующие институты: Президент, депутаты Государственной Думы, губернаторы, главы администраций муниципальных образований». (Губернаторов назначает Президент)
«В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов». Вы ставите крестик или другой знак в квадратике напротив политической партии или в графе «Против всех кандидатов». (Графа «Против всех кандидатов» отменена)

2. Работа в группах с раздаточным материалом - карточками. 17 мин.

Задание №1
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, представляют классификацию партий по идеологическому принципу.
Коммунистические, консервативные, либеральные, социал-демократические, кадровые, националистические.
 Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Ответ:________________________________________________________________________
Ниже приведен перечень политических партий. Все из них, за исключением одной, образованы по идеологическому признаку.
Коммунисты, консерваторы, либералы, регионалы социал-демократы.
 Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из  этого ряда.
Ответ:______________________________________________________________________

Задание №2.
В ответ на вопрос социологов: «Сторонником какого идейно-политического течения вы являетесь?» сторонниками социал-демократической идеологии объявили себя 5% опрошенных в 1998 г. и столько же в 2004 г. Количество сторонников коммунистической идеологии сократилось за те же годы с 10 до 8%. Количество сторонников радикальных рыночных реформ уменьшилось с 7 до 6%. Число сторонников самостоятельного русского пути развития тоже стало меньше: с 16 до 13% . Сократилось и количество тех, кто поддерживает центристов, с 17 до 12% . При этом число заявивших, что они не являются сторонниками никаких политических течений, составило в 1998 г. 45% , а в 2004 г. 56% . Опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы из приведенных данных.

Задание №3 в формате:
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в предложенное понятие? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о нем.
С8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по предложенной теме. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Темы (каждая группа получает свою тему) :
«Политическая элита»; «Политический процесс»,«Политическое лидерство», «Политическая система»,«Политические партии».

3.Учащиеся работают индивидуально по тематической рабочей тетради. 20 мин.
Вариант 1. стр. 106-108
Вариант 2 стр. 115-118 (см. приложения)

V. Рефлексия. 3 мин. Слайд 7.
Вопросы для рефлексии:

Выделите не менее 3-х форм деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:
1. ____________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________

Что было самым трудным в ходе занятия?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Что было наиболее интересным и полезным в ходе урока?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Что у нас получилось хорошо? Над чем надо еще подумать, поработать? __________
___________________________________________________________________

VI. Домашнее задание. 2 мин. Слайд 8.
На слайде представлены темы для эссе:

1. «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством». (Аристотель)
2. «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»  (Дж.Адамс)
3. «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех».   (Дж.Кеннеди)
4. «Политика слишком серьёзное дело, чтобы доверять ее политикам». (Шарль де Голль).
5. « Главная опасность для демократии - равнодушие народа к политике» (Э. Севрус)
6. «Способность быть гражданином – это и есть возможность возносить себя до целого мнения страны» (Ф.М. Достоевский).
7. «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами.»
( Ш. Монталамбер)














































Список используемых источников:
1. ЕГЭ Обществознание: Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
2. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание, 11 класс. Профильный уровень. М., «Просвещение», 2011.
3. ЕГЭ. 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. Автор комментариев Е.Л.Рутковская. – М.: Интеллект –Центр, 2011
4. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену / 6- е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство «Экзамен», 2012
5. Типовые варианты заданий. ЕГЭ 2012: Обществознание/ авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова.- М.: АСТ: Астрель, 2011 ФИПИ.
6. Обществознание. 11 класс. 56 диагностических вариантов/ О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Национальное образование, 2011.
7. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: подготовка к части 3 (С) / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская. – М.: Издательство «Экзамен», 2012
8. Электронный учебно-методический комплекс «Обществознание 9-11 класс», издательство «Учитель», 2010.
9. (видеосюжет РИА Новости. Шествие и митинг "За честные выборы" на Болотной. Хронология событий 4 февраля 2012г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
10. Методическая библиотека. Обществознание. Разработки уроков. Завуч. инфо. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 141915




Заголовок 315