План — конспект урока по обществознанию для 10 класса на тему Социальная структура общества


План-конспект урока по обществознанию в 10 классе
на тему «Социальная структура общества»
Тема уроков: Социальная структура общества (2 ч.)
Дата проведения: _______________________
Тип уроков: 1. Комбинированный; 2. Обобщение знаний
Технология урока: проблемное обучение
Цель урока: 1. создать условия для формирования представлений о социальной структуре общества; о социальных проблемах развития общества; определить их сущность и возможные пути решения.
2. Систематизировать и обобщить знания по теме.
Задачи: 1.дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о социальной структуре общества и социальных группах, образующих эту структуру;
2. довести до понимания учащихся объективные причины возникновения и существования относительно стабильных социальных групп;
3. познакомить с различными взглядами на социальное равенство и неравенство, развивать умения анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; высказывать собственную точку зрения
Планируемые образовательные результаты.
а) Научаться: определять, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; анализировать положение человека в обществе.б) Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений с СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения.
в) Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог.
Основные термины, понятия: социальный статус, социальная группа, социальные отношения, социальная роль, социальная стратификация, социальная мобильность, социальное неравенствоОборудование доска; Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.].— М. : Просвещение, 2008 — 350 с. — (Академический школьный учебник); проектор, экран, электронная презентация к уроку
План урока
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин.)II. Актуализация знаний (10 – 15 мин.) Повторение материала прошлого урока: многообразие социальных групп, социальное неравенство.
III. Изучение нового материала (20 -25 мин.) по плану:
Социальная стратификация
Социальная мобильность
Социальные интересы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного (25 – 30 мин)
V. Итоги урока. Рефлексия (5-7 мин.)
VI. Домашнее задание (5 мин)
Ход урока
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивация к учебной деятельности
5 Подготовка учащихся к уроку Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока
II. Актуализация знаний
10- 15 Беседа по теме «Социальная структура общества» Вопросы.
1.Что такое социальное неравенство?
2.Каковы причины неравенства?
3.Что такое естественная дифференциация?
3.Что такое эгалитаризм?
4.Почему возникают эгалитаристские настроения?
5.По каким обстоятельствам общество воспроизводит социальные неравенства?
6.Какова роль государства в регулировании социальных процессов?
7.По каким критериям можно определить, к какой социальной группе относится тот или иной человек?
8.Всегда ли будет стремление народных масс к справедливости и равенству и как, решать эту вечную проблему? Отвечают на вопросы:
Социальное неравенство – это условие, при котором люди имеют неравный доступ к таким социальным благам как деньги и власть.
Эгалитарный (в переводе с французского – равенство) – уравнительный.
Эгалитаризм – это противоположность иерархии, провозглашение всеобщего равенства.
III. Изучение нового материала
- Социальная стратификация
- Социальная мобильность
- Социальные интересы
20- 25 1.Презентация «Социальная структура общества».
2.Выполнение заданий с использованием дополнительных источников информации (4, с.71 – 73 «Типы обществ, структура»)
3. Работа с текстом учебника, с. 151-159
4. Работа с документами, с. 160
5. Работа с дополнительным материалом, (4, с. 73 – 75 «Структура среднего класса») 1.Показывает и комментирует слайды презентации.
(Отмечает, что социальная стратификация и социальное расслоение – равнозначные понятия. Затем организуется фронтальная работа с текстом учебника или рассказ учителя с элементами беседы).Рассказывает о видах социальной мобильности, каналах мобильности и о социальном статусе личности.
Приложение 1
2.Организует работу по изучению новой информации, делит учащихся на группы, формулирует задание:
1 группа – используя имеющиеся знания, составляет схему или таблицу «Открытое общество»;
2 группа – используя имеющиеся знания, составляет схему или таблицу «Закрытое общество»;
3 группа – используя текст «Кастовый строй в Индии», составляет схему;
4 группа – используя текст «Классы и сословия Британии», составляет схему
3.Нацеливает на самостоятельную работу:
- ознакомиться с новым материалом;
- составить опорный конспект.
4.Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу.
5.Нацеливает на анализ новой информации и обсуждение дискуссионных вопросов:
- Как отличается по своей структуре средний класс в разных странах?
- Какие категории граждан относят к среднему классу?
- Какие категории граждан вы отнесли к среднему классу?
- Согласны ли вы с трактовками авторов? 1.Просматривают презентацию, текст учебника, делают записи в тетради. Например, страта – реальная общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо социальным признаком;
Определение «социальная стратификация», исторические типы социальной стратификации и их особенности (рабство, касты, сословия, классы); общество закрытое, общество открытое;Приводят примеры из истории Древнего мира, Средневековья, современной истории.
2.Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют её, составляют схемы, таблицы.
3.Составляют опорный конспект.
4.Знакомятся с документом, отвечают на вопросы.
5.Знакомятся с дополнительной информацией, анализируют её, отвечают на вопросы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного 25- 30 Выполнение заданий, с. 161 Создает условия для решения практических вопросов и свободного выражения собственного мнения (Приложение 2)
Проводит письменную проверочную работу по закреплению полученных знаний (Приложение 3) (можно организовать взаимопроверку, оценки поставить выборочно – отдельным учащимся) Выполняют задания, аргументировано отвечают на вопросы, выражают свое мнение
(Приложение 2)
Письменно отвечают на вопросы (Приложение 3)
V. Итоги урока. Рефлексия 5- 7 Обобщающая беседа Вопросы:
- Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
- Какие социальные группы существуют в современном российском обществе?
- Что означает понятие «социальная мобильность»?
- Являются ли синонимами понятия «социальное неравенство» и «социальная несправедливость»?
- Можно ли утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?
- Есть ли в современной России средний класс?
Предлагаю каждому высказать свое мнение по поводу того, что вам было понятно на уроке, что не понятно, что вам было интересно. Понравился ли вам урок?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Примерные ответы:
Социальная группа- объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Социальная стратификация-расслоение общества на группы(страты)
Социальная дифференциация- разделение общества на социальные группы
1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.
Причины возникновения неравенства:
1. Различия во врожденных способностях.
2. Различия в отношении к труду.
3. Дискриминация на рынке труда.
4. Имущественные различия.
Социальная мобильность- переход из одной социальной группы в другую
Социальный лифт-это то, с помощью чего происходит перемещение из одной социальной группы в другую( образование, армия, профессия, брак)
Социальный статус- положение личности в обществе
VI. Домашнее задание 5 Параграф 14, задания 1-4, с.161; подготовиться к проверочной работе Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-балльной
1.Как я усвоил материал?1)-Получил прочные знания, усвоил весь материал (9-10 баллов)2)Усвоил новый материал частично (7-8 баллов)3) Мало что понял, необходимо еще поработать (4-6 баллов) 2.Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?-Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой-9-10б.-Допустил ошибки---7-8 б.-Не справился---4-6 б.
3.Как работала группа, подгруппа, учебная пара?-Дружно, совместно решали задания---9-10 баллов-Не все активно участвовали в обсуждении---7-8 баллов- Работа была вялая, неинтересная, много ошибок---4-6-б. 4. Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши пожелания.
ИЛИ
Предлагаю каждому высказать свое мнение по поводу того, что вам было понятно на уроке, что не понятно, что вам было интересно. Понравился ли вам урок?

Формы контроля и оценки результатов урока.
Этап урока Формы контроля
II. Актуализация знаний устный опрос
III. Изучение нового материала
- записи в тетради
- устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного - устные ответы
- письменная проверочная работа (Приложение 3)
V. Итоги урока. Рефлексия - оценивание учащихся за работу на уроке
- устные ответы
Информация о домашнем задании.
Варианты:
Параграф 14, задания 1-4, с.161
Параграф 14, задания 2-3, с.161; задание 4 – по желанию.
Хорошо подготовленным учащимся: задание 1; эссе (на выбор) по высказыванию, данному в рубрике «Мысли мудрых», или по самостоятельно подобранному высказыванию, касающемуся одной из поднятых в параграфе проблем.
Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 11 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 288 с.- (В помощь школьному учителю)
Кишенкова О.В. ЕГЭ 2013. Обществознание. Тематические тренировочные задания / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2013. – 128 с.
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с. – (Наглядно и доступно).
Обществознание. 10 класс: технологические карты уроков по учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. И.Ю. Буйволова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 174 с.
Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций: базовый уровень / (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др.). – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.
Приложение 1
Социальная группа-это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимые функции в общественной структуре разделения труда
Виды социальных групп
Критерий Виды Примеры
По численности Большие
Малые этнические, религиозные
до 30 человек
По численности первичные
вторичные семья, класс, студ.группа
трудовой коллектив
по способы организации и регулирования взаимодействия формальные
неформальные юридически оформленные
не оформленные
Социальная стратификация и социальное неравенство
Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией.
1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.
Причины возникновения неравенства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия.
Социальное неравенство
- +
Ведёт к социальным конфликтам
Порождает слой властных людей Стимулирует конкуренцию
Усиливает стремления способных людей
В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев – социальная стратификация.
Принято различать следующие виды социальной стратификации:
экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);
политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу);
профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).
Социальная мобильность и социальные «лифты»
Классификация мобильности
Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.Горизонтальная – географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).
Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других. Групповая – перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).
Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером). Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).
Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.
Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).
Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».
Социальные интересы
Каждой социальной группе присуще определенные интересы, которые являются общими для всех ее участников.
Интересы, связанные с положением социальной группы в обществе и положением человека в этой группе называются социальными.
Социальные интересы воплощаются в действии.
К примеру, крестьяне и фермеры всегда были заинтересованы в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, добиваться более высоких урожаев
В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выход в свет книг национальных авторов
Социальная группа призвана отстаивать свои интересы и защищать их. Осуществление социальных интересов может привести группу к воздействию на политику (письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступление в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей)
Приложение 2
Вопросы и задания проблемного характера для обсуждения.
В чем практическое значение знаний о социальной структуре общества?
Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
Учитываются ли социальные интересы тех или иных групп различными политическими силами нашей страны? В чем это проявляется?
Возможно ли существование абсолютно закрытых и абсолютно открытых обществ? (Примерный ответ. Абсолютно закрытые общества лишены вертикальной социальной мобильности. Абсолютно открытые общества не имеют ограничений для восхождения вверх. Таких обществ в истории не было и не может быть. Перемещение людей и групп является необходимым условием общественного развития. Если этого движения нет, в высших стратах накапливается определенная часть так называемого общественного балласта – инертных, малоспособных к продуктивной деятельности людей, обломовых и маниловых. Значительная группа энергичных, способных людей в низших стратах, не имея возможности себя реализовать, подняться по социальной лестнице, становится источником нестабильности в обществе – нигилисты базаровы объединяются с революционерами.)Какие социальные группы в настоящее время оказывают влияние на внешнюю и внутреннюю политику России?
На удовлетворение чьих социальных интересов направлено реформирование государством пенсионной системы, ЖКХ, образования?
Проанализируйте поведение известных сказочных героев: почему эти сказки популярны; какие каналы мобильности они используют.
В какой класс – бедный или богатый - легче войти или выйти из него? ( Примерный ответ. В классовом обществе никакие правовые акты не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек может переходить при наличии способностей, образования или доходов из одного класса в другой.)Какие аргументы можно сформулировать на основе текста параграфа, чтобы обосновать справедливость утверждения «Человек – хозяин своей судьбы»?
Приложение 3
Закрепление пройденного материала
1.К малой социальной группе можно отнести
1) верующих России                                            
2) людей либеральных взглядов                      
3) женщин Москвы
 4) бригаду рабочих
2.Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по1) территориальному признаку                          
2) этническому признаку                                    
3) демографическому признаку
4) профессиональному признаку
3. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится(-ятся)
1) народность                                                      
2) нация                                                                
3) горожане
4) класс
4. Социальный статус — это
1) поведение, ожидаемое от индивида              
2) положение человека в обществе                  
3) форма поощрения индивидов
4) форма осуществления социальных функций
5. Одно из проявлений социального неравенства — различие в1) доходах                                                                      
2) способностях                                                              
3) темпераменте4) духовных запросах
6.Восходящей вертикальной социальной мобильности относится
1)  повышение по службе                                              
2) занятие предпринимательской деятельностью      
3) понижение по службе
4) выход на пенсию
7.  Преподаватель становится старшим преподавателем, старший  преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример
1) социальной стратификации                                    
2) социальной адаптации                                            
3) социальной мобильности
4) социализации
8. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
1) высокой политической активностью              
2) общностью быта                                                
3) общими увлечениями
4) профессиональным ростом
9. После окончания высшего учебного заведения Иванов устроился в фирму по производству компьютеров, возглавив отдел маркетинга. Спустя некоторое время он женился на дочери совладельца компании, а через месяц отправился на стажировку в Германию. Какой социальный процесс описан? Какие факторы играют решающую роль в нем? Как они называются в социологии?
10. Какими статусами являются император, папа римский, сенатор, президент, теща, старшая дочь, любимый сын, вельможа, русский? Свой ответ аргументируйте.