Конспект Урока на тему Социальная структура общества

Конспект урока: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Цель:
Разъяснить ученикам сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов, социальных отношений и ролей в обществе, сформировать умения анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий, научить анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения.
После изучения темы учащиеся должны:
знать, что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения;
разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;
уметь анализировать социальный образ, имидж личности;
уметь объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью.
План урока:

1. Социальная структура общества знакомимся с понятием.
2. Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга?
3. Что такое социальная роль?
Изучение нового материала целесообразно начать с погружения учеников в суть рассматриваемой проблемы. Учитель разъясняет сущность понятия «структура» и просит объяснить, что представляет собой структура обыкновенного кирпичного дома? Ученики понимают, что все составляющие части дома взаимосвязаны между собой. Подобное происходит в обществе. Ребята зачитывают первый абзац параграфа и записывают в тетради собственное определение понятия «социальная стратификация».


Ученикам следует пояснить, что статус это социальное положение человека в обществе, которое характеризуется:
профессией;
экономическим положением;
политическими возможностями;
демографическими свойствами.
Ребятам предлагается выполнить следующее задание (можно предложить коллективную или групповую работу):
1) Подумайте, чем различаются между собой примитивные общества и современные с точки зрения статусности (количества статусов)? Какой вывод можно сделать?
2) Можно ли утверждать, что структура общества определяется общественным разделением труда? Почему? Поясните свои рассуждения. (Ученики должны понять, что в обществе один и тот же человек не может выполнять все функции: быть и врачом, и юристом, и водителем автобуса. В обществе необходима специализация, но и важна кооперация, так как эти люди не могут жить друг без друга: юристу нужно лечиться, и он обращается к врачу, а врачу необходима юридическая консультация, и он пойдет к юристу.)
В науке принято считать, что социологическое значение слову «статус» придал в конце XIX в. английский историк Г.Д. Мейн.
3) Охарактеризуйте статус лиц по нижеприведенным отрывкам:
Карточка 1.
«Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до н. э. Эту дату сообщают античные писатели. Это был известный римский политический деятель и полководец. Он родился в 12-й день месяца квинтилия, который впоследствии в его честь был переименован в июль. Он происходил из патрицианского рода Юлиев, древнего и знатного, но бедного.
Юлий Цезарь получил прекрасное образование, которое в те времена заключалось в изучении греческого языка, литературы, философии, истории и в овладении ораторским искусством. Он быстро достиг выдающихся успехов в красноречии.
В 63 г. он стал верховным жрецом (понтификом). Будучи консулом, он смог вопреки упорному противодействию сената провести в жизнь два аграрных закона в пользу ветеранов и неимущих граждан.
Как лидер партии популяров, он стремился заменить власть сената единоличной властью. Его имя стало отождествляться с понятием «император». Позднее все "римские императоры сами принимали титул «цезарь» и присваивали ею своим сыновьям».
Источник: Федорова Е В. Люди императорского Рима. М., 1990; Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.
Карточка 2.
«Известный русский историк С. Ф. Платонов родился в семье типографского служащего 16 июня 1860 г. в Чернигове.
В городе на Неве он прошел путь от гимназист (18701879) и студента (18791882) до профессора академика главы петербургской школы русских исто риков. Талант педагога-историка был замечен при дворе Платонов был приглашен преподавателем истории в цар скую семью. События 1917 г он воспринял как историче скую аномалию, вызванную войной, нищетой и разрухой Историк полагал, что установление власти большевиков явление временное. Его политические взгляды не остава лись неизменными. До революции Платонов придержи вался либеральных буржуазно-монархических позиций После 1917 г. его воззрения шли в направлении буржуазной демократии».
Источники: Платонов С. Ф Лекции по русской истории. М., 1993.
4) Охарактеризуйте героев известных вам по литературе произведений с точки зрения их социального положения. Свои доводы подтвердите ссылками на источники.
5) Разъясните статус ваших родителей, знакомых.
6) Представьте собственный статусный портрет.
При выполнении предложенного выше задания можно воспользоваться следующей схемой:

территориальные статусы (горожанин, беженец, бомж...)
пол (женщина/мужчина)
возраст (ребенок, взрослый, пожилой)
раса (негроидная, европеоидная, монголоидная)
национальность
здоровье (инвалид, здоровый...)
профессия политические взгляды
религиозные взгляды

Для уяснения вопроса о социальной группе ребятам предлагается выделить любую группу людей по социально значимым критериям (доход, власть, образование, возраст, раса и т. д.).
Учитель после проведенного анализа выполненных выше заданий обращает вниманрге на то, что люди, имеющие разный статус, отличаются друг от друга в поведении, внешности. Для подтверждения этой мысли ученикам предлагается обратиться к дополнительному тексту §17 «Одежда и статус» (с. 114). После прочтения отрывка статьи Д. Моррис ребята должны ответить на следующие вопросы:
1) Какие функции выполняет одежда в обществе?
2) Каким образом люди демонстрировали свои привилегии в обществе с помощью одежды?
3) Проанализируйте взаимосвязь одежды и статуса в современном обществе. К каким выводам вы приходите? Приведите конкретные примеры.
4) Можно ли сказать, что в России сегодняшней демонстрационная функция одежды доминирует, а ее стиль регламентируется очень жестко с позиции статусности?
Ребята должны усвоить, что статус требует от человека определенного поведения. Социологи говорят о существовании статусных прав и обязанностей.
Ребятам предлагается определить, какими правами и обязанностями наделены:
учитель обществознания;
родитель;
президент страны;
ученик.
Отождествление себя с чем-то или кем-то называется статусной идентификацией. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью. В этом случае можно привести примеры того, как ученик непочтительно разговаривает с учителем.
В понимании ребенка необходимо закрепить еще одно понятие имидж совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом (это определение дано в учебнике).
Завершение рассмотрения этой темы необходимо осуществить уяснением еще одного важного понятия социальная роль. Так называют способ поведения человека в соответствии со статусом.
Ученикам предлагается выписать на листке бумаги полны: набор своих статусов и определить свой главный статус.
Ученикам можно предложить разыграть некоторые статусы показав особенности манеры поведения людей. Так ребята уточняют смысл социальных ролей в обществе. Например,
группа 1 показывает родителя;
группа 2 директора школы;
группа 3 чемпиона мира по боксу;
группа 4 крупного предпринимателя.
Р. Мертон ввел в науку важное понятие ролевой набор. Оно означает совокупность ролей, которые ассоциируются с одним статусом. Ребятам предлагается проанализировать ролевой набор ученика, крупного бизнесмена и пенсионера.
В конце урока закрепление изученного материала, вспомнить новые понятия и подвести итоги. (Социальная структура общества включает в себя совокупность статусов, полей, социальных групп.)
Д/з: § 17, вопросы и задания после темы. Выполнение задания №7 следует поручить 5 ребятам индивидуально. Каждый из них должен проанализировать любой роман или другое литературное произведение.
15