конспект урока Социальная структура общества в XV – первой половине XVI века


Тема урока: «Социальная структура общества в XV – первой половине XVI века»
Цели урока: 1) Образовательная - изучить, какие изменения произошли в социальной структуре общества и формах феодального владения, углубить знания учащихся посредством привлечения дополнительных источников
2) Развивающая - создать учащимся условия для совершенствования коммуникативных умений деятельности в составе группы, во взаимодействии с классом и индивидуально; для закрепления умений работать с текстом, источниками информации, применять компьютерные и Интернет -технологии, делать анализ.
3)Воспитательная – способствовать формированию и закреплению устойчивого интереса к изучению истории Отечества
Оборудование: мультимедийный проектор, работа Ключевского В. История сословий в России: Полный курс лекций, ресурсы Интернета «Википедия» http://ru.wikipedia.org,
ХОД УРОКА
Организационный момент
Защита исследовательской работы
Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили формирование новой системы управления страной в XV– первой половине XVI века.
Ученики нашего класса получили задание провести мини-исследование и сравнить органы власти Руси и стран Западной Европы и выяснить сложилась ли сословно-представительная монархия в России в первой половине XVI века
Защита работы учащихся по теме «Органы власти Руси и Западной Европы в XV– первой половине XVI века».
Актуализация знаний
Учитель: В XV – первой половине XVI века шел процесс складывания централизованного Российского государства, единство которого основывалось на феодальных общественно-экономических отношениях. Оно было государством феодалов, светских и духовных, имевших большую самостоятельность, покоившуюся на их землевладении и хозяйстве, в то время как дворянство и горожане как сословия были еще относительно слабо развиты.
Сегодня мы познакомимся с социальной структурой общества в XV – первой половине XVI века. Тема урока: «Социальная структура общества в XV – первой половине XVI века» (слайд №1)
Цель нашего урока: 1) изучить, какие изменения произошли в социальной структуре общества и формах феодального владения.
2) провести анализ причинно-следственных связей этих изменений
(слайд №2)
Подумайте, как можно изучить изменения социальной структуры общества? (Прежде всего сравнить с категориями населения, сложившимися ранее)
Какие приемы мы можем использовать?
(ответы учащихся)
Вспомните, какие категории населения существовали
В Киевской Руси
В период феодальной раздробленности
Работа в группах.
1 группа На основании источников определить основные категории населения и дать их краткую характеристику.
2 группа работают в Интернете в режиме он-лайн и на основании данных «Википендии» находят информацию о категориях населения
3 группа составляет схему «Общественное деление в Московском государстве XV- XVI вв.» на основе работы Ключевского В. История сословий в России: Полный курс лекций
4 группа (более слабых учеников) по учебнику составляет таблицу, на основании которой выделяют привилегии и обязанности основных категорий населения
Категория населения Привилегии Обязанности
Учитель: По итогам работы групп мы с вами сравним социальную структуру общества, составленную нами и то, как представил социальную структуру историк.
Итог работы групп оформляется на доске в виде схемы.
Основные категории населения
Тяглые люди
нетяглые люди
феодалы


Служилые духовенство посадские люди люди вольные
Люди крестьяне (казаки)
(бояре, дети бобыли холопыбоярские)
Составление схем, выступления представителей групп.
Сравнение схем – составленной на основании источников и работы Ключевского.
4 группа характеризует привилегии и обязанности основных категорий населения
Защита опережающего задания
Учитель: Светские и церковные феодалы являлись собственниками земли. В первой половине XVI века в структуре феодальной собственности на землю произошли важные изменения. Ученику было дано опережающее задание - сравнить формы феодального владения и изучить изменения произошедшие в них.
Защита работы. Вывод исследования. В XVI в. в структуре феодальной собственности на землю произошли важные изменения: 1) значительно возросла доля поместного землевладения
2) развитие поместной системы вело к резкому сокращению количества черносошных крестьян центре страны
3) Отличительной чертой экономического развития средневековой России стало территориальное разделение двух форм феодального землевладения: устойчивое поместно-вотчинное землевладение светских и церковных феодалов и общинное крестьянское землевладение. (слайды № 3-5)
Историческая задача
Учитель: К середине XVI в. из 5—7-миллионного населения России в городах проживало примерно 5%. Россия была крестьянской страной. Ведение крестьянского хозяйства требовало упорства, труда, терпения и смекалки. Суровый климат и не очень плодородные почвы не позволяли собирать большие урожаи. Урожайность главных полевых культур — ржи и овса — была невысокой. Используя орудия труда, появившиеся еще в Киевской Руси, крестьяне отвоевывали у леса новые пахотные земли. На одну крестьянскую семью (до 10 человек) приходилось 10—15 десятин земли. Земли не было в избытке, потому что часть земель была непригодна для ведения сельского хозяйства.  В среднем крестьянское хозяйство отдавало в пользу государства (налоги) и в пользу землевладельцев до 30% производимого.  Судебник 1497 г. устанавливал правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году.
Тем не менее некоторые историки называют конец XV — первую половину XVI в. «золотым веком русского земледельца».   Согласны ли вы с мнением историков о «золотом веке русского земледельца»? Аргументируйте свой ответ
(Ответы учащихся)
 Работа в группах.
Проанализировать документы и выделить изменения, произошедшие в положении различных категорий и их причины.
Итог работы групп заносится в таблицу.
Категория населения Рост или падение значения в обществе Причины
Бояре
Учащиеся анализируют таблицу и делают вывод
Закрепление.
Учитель: Сегодня мы говорили о различных категориях крестьян и я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Установите соответствие между терминами и их определениями (слайд № 6)
Термин Определение
1) Владельческие крестьяне2) Дворцовые крестьяне3) Черносошные крестьяне A) Крестьяне, проживающие на землях помещиков и вотчинниковБ) Свободные крестьяне, живущие на государственных землях и несущие повинности в пользу государстваB) Крестьяне, живущие на землях, принадлежащих лично великому князю
Установите соответствие между терминами и их определениями    (слайд №7)
термин определение
А) посад  1) условное земельное держание, даваемое за военную или государственную службу без права
продажи, обмена, наследования
Б) тягло 2) торгово-ремесленная часть города
В) поместье 3)  крупная земельная собственность, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования
Г) вотчина 4) ежегодные денежные и натуральные выплаты крестьян в пользу помещиков и вотчинников
Учитель: Давайте еще раз вспомним основные категории населения (слайд № 8)
1. Феодалы
А) Служилые люди – бояре, дети боярские,
Б) Духовенство
2. Тяглые люди
В) Посадские люди (ремесленники, купцы)
Г) Крестьяне (владельческие, дворцовые, черносошные. монастырские)
Д) Бобыли
3.Люди нетяглыеЕ) Холопы
Ж)Люди вольные (казаки)
Какие изменения произошли в формах феодального владения?
Как изменилось положение различных социальных групп?
Подведение итогов.
Учитель: Я хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что самой многочисленной категорией являлись крестьяне. на которых отражались все изменения, происходившие в государстве в то или иное время. Россия на протяжении многих лет оставалась крестьянской страной.
Закончить урок мне бы хотелось словами известного поэта Эдуарда Асадова:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Домашнее задание.
Определенная группа на протяжении уроков, посвященных изучению второй половины 16 должна фиксировать все изменения, произошедшие в социальной структуре общества и положении основных категорий населения и
Всем группам учащихся продолжить изучение категорий населения, с которыми они работали на уроке, и представить свои исследования в виде творческой работы при изучении темы «Культура XV века» в разделе: Быт
§ 18