Повышение качества образования через применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Министерство образования и высшей школы Республики Коми
Управление образования администрации МО ГО «Воркута»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 6» г. Воркуты



РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС «ОБРАЗОВАНИЕ: XXI ВЕК»
НОМИНАЦИЯ: научно-исследовательская деятельность педагога: применение информационных технологий



Повышение качества образования через применение информационно-коммуникационных технологий
на уроках географии






Автор-составитель:
Малиновская Светлана
Александровна, учитель географии, методист
МОУ «Гимназия № 6» г. Воркуты
р.т. 8 (82151) 3-96-42
169900, г. Воркута, ул. Парковая, 20а
Д.адрес: 169900, г. Воркута,
ул. Комсомольская, д.17, кв.5,
д.т. 8 (82151) 3-99-45
8-912-172-22-48
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2010 г.
Содержание

Введение 3
Применение информационно-коммуникационных технологий
на уроках географии. 5
Информационные технологии как средство активизации
познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся
и повышения качества образования9
Заключение 11
Список использованной литературы...12
Приложение
Анкета для учащихся. 13
Результаты исследования... 14
Исследовательская работа ученицы 10 класса Семеновой Юлии
Мультимедиа-презентация к исследовательской работе «Маленькие жители большой тундры»

Повышение качества образования через применение
информационно-коммуникационных технологий на уроках географии


Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...
(М.М. Поташник, действительный член  Российской академии образования)

Введение
Развитие современного образования может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Информатизация системы образования является одной из актуальных задач модернизации образовательной среды. Информационные и коммуникационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств. Информационно-коммуникационный ресурс включает электронные учебники, электронные энциклопедии, ресурсы Интернет-сети, творческие (проектные) работы учащихся, перенесенные на электронный носитель.
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Без применения информационно-коммуникационных технологий в настоящее время немыслима не только организация научных исследований, но и образовательный процесс любого учебного заведения. Применение новых информационных и коммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров на своих уроках. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
Цель исследования – показать, что использование информационных технологий в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Новизна данных методических рекомендаций в адаптации требований технологии к конкретному содержанию преподавания географии, результатом которой выступает система учебных занятий.
Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Для того чтобы они стали доступны и востребованы педагогами, необходимо обучить их навыкам работы с этими технологиями и ресурсами и мотивировать их на использование информационных технологий в учебном процессе. Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:
владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;
работать с мультимедийными программами;
знать основы работы в Интернет, стать для учащихся проводником в освоении сети Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.
Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают применение электронных учебных материалов в образовательном процессе по большинству предметов. В состав электронных учебных материалов должны включаться: электронный учебник, мультимедийная энциклопедия, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы школьников, контрольно-тестирующий комплекс, а также методические материалы для учителей.
Анализируя целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий, нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;
развитие познавательных способностей учащихся;
интегрированное обучение предмету;
развитие мотивации у учащихся.
При этом  компьютер и электронные учебники могут представлять:
источники учебной информации;
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
тренажеры;
средство диагностики и контроля.
Случаи использования информационно-коммуникационных ресурсов для обучения в большинстве своем имеют демонстрационный характер. Но применение в обучении информационных сетей как средства ТСО не должно быть самоцелью. Смысл в том, чтобы ресурсы компьютерной сети стали абсолютно необходимыми для решения познавательных задач. Их применение позволяет изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов.
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать  многогранные возможности Интернета в образовательных целях, использовать электронные учебники для выполнения практических работ и проверки знаний (самоконтроля).
Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется определенными свойствами:
возможностью обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией;
наличием условий для развития творческого мышления;
условиями для превращения обучения посредством телекоммуникационной сети в социальный коллективный процесс;
концентрацией внимания всех участников взаимодействия;
условиями для создания “виртуального класса”, расширения возможностей группового и проектного обучения.
Таким образом, информационные образовательные технологии позволяют наполнить образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Поэтому можно предположить, что использование информационных технологий в процессе обучения будет способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся, повышению качества образования.
Применение информационно-коммуникационных технологий
на уроках географии

В последнее время отмечают снижение интереса учащихся к изучению географии. И это печально, поскольку, кроме того, что география дает знания о Земле как о природном теле и планете людей, она формирует правильное восприятие окружающего мира. Значительна ее роль и в формировании личности в целом. Многие науки изучают различные явления природы, развитие общества и его хозяйственную деятельность, но только география изучает их в целостности и во взаимодействии, что позволяет формировать у подростков географическую картину единого мира как составной части ноосферы Земли, убеждение учащихся в необходимости проведения всемирной экологической политики по спасению биосферы. Велика роль географии и в воспитании чувства патриотизма, а любовь к Родине – это нравственная основа человека.
Одним из способов повышения интереса к урокам географии, углубления знаний учеников по этому предмету является использование современных информационно-коммуникационных технологий на различных стадиях учебного процесса, применение на уроках электронных учебников, глобальной сети Интернет и интерактивных карт.
Проведение уроков географии с использованием информационно-коммуникационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на уроках географии: во время лекций, практических занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование информационно-коммуникационных технологий значительно расширило возможности лекционного эксперимента, позволяя моделировать различные процессы и явления.
ИКТ на уроках географии используются при проведении различных типов уроков: комбинированном, изучении нового материала, закрепления знаний, на уроках контроля и оценки знаний. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками».
Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Каждый из нас имеет свое представление о том, каким должен быть идеальный кабинет для занятий географией в образовательном учреждении. Конечно же, он должен иметь все необходимое оборудование: разные учебные карты, всевозможные коллекции минералов и горных пород, метеорологическое оборудование для самостоятельных наблюдений учащихся за погодой. Многие учителя в числе необходимых для географа средств обучения укажут видеомагнитофон (для просмотра учебных фильмов), диапроектор или кодоскоп (для проецирования на экран графических изображений), разнообразные модели, показывающие те или иные природные процессы, будь то движение Земли по орбите вокруг Солнца или построение карты рельефа по горизонталям.
Скорее всего, не каждый из учителей в своих грезах допускает присутствие в учебном классе хотя бы одного компьютера – не информатикой же, скажете вы, заниматься на уроках географии. Еще более смело предположить присутствие электронной машины на рабочем месте школьника. «Зачем учителю терять время и силы на освоение быстродумающего монстра?» - подумаете, наверное, вы и будете не совсем правы. Можно назвать как минимум с десяток причин преимущественного развития компьютерного образования.
Причина первая: экономия места.
В редких современных школах имеются отдельные помещения, предназначенные для географических лабораторий. Компьютер вполне в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (а они порой бывают слишком объемными и громоздкими, к тому же количество пособий должно быть достаточным для обеспечения всего класса). С помощью специальных компьютерных программ вы можете смоделировать климат, увидеть анимационные ролики, показывающие основные этапы горообразования, совершить прогулку по планетам Солнечной системы, увидеть нашу планету из космоса... Да мало ли какие еще природные процессы можно сымитировать на экране компьютера!
Причина вторая: экономия времени.
Экономить время при компьютерном обучении географии сможет не только учитель (становится излишним рисование на доске сложных схем и моделей, облегчается процесс подготовки к урокам), но и школьник. Учащиеся смогут быстрее переключаться от одной формы обучения к другой (например, вслед за объяснением материала попытаются самостоятельно смоделировать на экране нужные условия и состояния природной среды), что позволит объяснить на уроке больше материала.
Причина третья: оперативность информации.
Что в школе считается новым учебником? Это книга, вышедшая в текущем или прошедшем году, сданная в печать год-два назад, работу над которой авторский коллектив завершил еще на полгода-год ранее. Для быстроменяющейся географической науки (особенно экономических и политических тем) это чудовищно растянутые сроки. Мультимедийные учебники обновляются значительно быстрее. Для их выпуска не нужно прибегать к услугам типографии. Если для дополнения бумажного учебника необходимо придумывать вставные темы или страницы, то для учебника электронного достаточно лазерного диска или дискеты с новым материалом, который безболезненно может быть включен в оболочку «вечнозеленого» учебника. Если мультимедийный учебник имеет набор ссылок из Интернета (а учебник по географии обязан обладать таким свойством), то оперативность обучения еще повышается, становясь практически абсолютной. Используя выход в Интернет, можно в реальном времени наблюдать за погодой в любой точке планеты, можно определить текущее время во многих городах; Интернет облегчает доступ к свежей статистической информации, будь то численность населения стран мира или величина производства какого-либо вида продукции.
Причина четвертая: возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
Все электронные учебники содержат проверочные или тестовые задания для школьников. Разгадывать компьютерные задачи намного интереснее, чем писать контрольные работы на бумаге. Анимация, графика и звук позволяют превратить неизбежную прежде карательную процедуру в интересную игру. Проверка заданий при компьютерном обучении проводится автоматически, что, во-первых, экономит время учителя, а во-вторых, позволяет снять человеческий фактор при оценке работ, делая результат более объективным.
Причина пятая: имидж «продвинутого» учителя.
Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создаст вам имидж человека передового и прогрессивного, а в глазах коллег по работе ваш авторитет станет еще выше.
Причина шестая: повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам географии.
Использование компьютерных и электронных средств обучения на уроках позволит вам увеличить число своих сторонников среди школьников всех возрастов. Такая форма обучения ведь намного интереснее нудных вопросов в конце параграфа. Ребята будут гореть желанием оставаться в компьютерном классе после уроков, чтобы еще раз пройти новую тему, углубить свои знания в той или иной сфере географической науки, подготовить домашнее задание. У вас образуется большее число добровольных помощников, силы и энтузиазм которых можно использовать при подготовке занятий. Эти помощники вполне заслуживают доверия: дети школьного возраста, как правило, на «ты» с компьютером, они быстро обучаются им пользоваться, сами способны протестировать простейшие поломки.
Причина седьмая: просвещенческая.
Не секрет, что роль компьютера в современной жизни постоянно возрастает. Уже появилось поколение людей, предпочитающих набор на клавиатуре письму ручкой по бумаге. Пожалуй, ни в одной московской школе ни один документ уже не печатается на машинке, везде используется компьютерный набор. Подобные тенденции характерны в наше время (XXI век как-никак!) для любой российской школы. Будущая взрослая жизнь нынешних учеников (не важно, профессиональная или бытовая) будет тесно связана с компьютером. Навыки работы с машиной наверняка будут полезны школьникам. Умение пользоваться компьютером в современной жизни можно поставить на одну доску с умениями читать и писать. Поэтому преподавание компьютерной азбуки признается совершенно необходимым.
Причина восьмая: воспитательная.
Если школьники не будут знакомиться с технологиями использования компьютера на уроках, они все равно получат «компьютерные» знания. Но при этом полученная ими информация не всегда будет радовать родителей и учителей. Интерес и энергию школьников лучше направить в нужное русло, чему несомненно будет способствовать компьютеризированный курс географии. Ведь космические снимки гораздо интереснее и многообразнее и решение исследовательской задачи намного ценнее без толку потраченного за машиной времени за собиранием очередного карточного пасьянса.
Причина девятая: исследовательская и творческая.
При компьютерном обучении каждый ученик сможет почувствовать вкус научного открытия. Правильно составленные развивающие игры и исследовательские задачи помогут школьнику виртуально перевоплотиться в знаменитого морехода, покорителя космического пространства, ученого, впервые догадавшегося о шарообразности Земли. Такие подходы к географическому образованию мобилизуют и творческие ресурсы, скрытые в каждом без исключения ребенке. Ученики могут самостоятельно подготовить с помощью компьютерных средств обучения урок по новой теме, рассказать о тех или иных географических страничках в Интернете, создать свою собственную страницу в Сети, на которой могла бы вестись и научная работа.
Таким образом, использование компьютера на уроках географии – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее обновить образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Новые технологии нужно вводить в школьное обучение не вместо, а наряду. Ученик, прежде всего, должен уметь самостоятельно анализировать, а для этого ему нужно говорить, а не «щелкать» на машине тесты и не репродуцировать на экране нужные страницы компьютерного учебника. Именно поэтому исключительно машинный, механистичный контроль знаний учащихся для школы не подходит. Итоговый контроль усвоенного в рамках той или иной темы лучше проводить в форме собеседования, где компьютер будет выступать лишь как средство иллюстрирования учениками своих слов.
Конечно же, никакая, даже самая умная, программа не способна заменить наблюдения в природе, работу на метеорологической площадке, полевое исследование реки или водоема, заложение почвенного шурфа и многие другие действия, которые можно провести практически в любой школе, где бы она ни находилась. А вот, например, спуститься на дно океанского желоба, побывать в заоблачных высях Гималаев, увидеть общую циркуляцию атмосферы из космоса доведется далеко не каждому. И именно в познании этих уголков Земли и присутствующих там процессов компьютер станет ученику и учителю верным помощником. Ведь мир многообразен, а из своего окна и на страницах большинства учебников мы видим лишь верхушку того айсберга, который, называясь Землей, плывет в необозримых просторах космического пространства.

1.1. Информационные технологии как средство активизации
познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся
и повышения качества образования

К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности учащиеся выполняют проектные и творческие работы: компьютерные презентации по определенной теме, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты выполнения. (Например, творческие и исследовательские работы старшеклассников: «Объекты всемирного природного наследия в России», «Социально-экономические проблемы северных городов России на примере города Воркуты», «Маленькие жители большой тундры», «Современность из глубины веков» и др.).
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды  их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
Что касается новых информационных технологий, в первую очередь, Интернет-технологий, то здесь появились и проблемы, связанные с широко применяемой реферативной работой учащихся. Чтобы избежать «скачивания» материала из ресурсов Интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератах на различных носителях информации, темы реферата формулируются так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. (Например, темы исследования для учащихся 9-10 классов: «Демографические проблемы города Воркуты в условиях социально-экономических реформ», «Процессы миграции на примере города Воркуты» и др.). Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.
Но Интернет-технологии не столь важны для работы на уроке. Скорее, они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время урока пользоваться персональным компьютером и, к тому же, иметь доступ к ресурсам Всемирной сети, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.
Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.
Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.
Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. В практике немало примеров того, как ученик, показывавший весьма посредственные знания, создавал самостоятельно и уверенно представлял на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Уверенное владение компьютером позволило такому ученику повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Заключение

XXI век – это век современных технологий. Он требует огромного запаса знаний, которые невозможно получить, не имея знаний компьютерных. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки, что заставляет нас, учителей, не только идти в ногу со временем, но и опережать его. В современном образовании меняются цели и задачи, происходит переориентация на личностно-ориентированный подход в обучении. В основе инноваций лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно-коммуникационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление учащихся, умения не только увидеть, но и сформулировать и решить проблему. В ходе применения информационно-коммуникационных технологий на уроках я убедилась в необходимости и полезности данной работы, пришла к выводу, что следует работать в данном направлении и дальше.
Исходя из личного опыта, я вижу ряд важных преимуществ применения информационных технологий на уроках:
Экономия учебного времени. Учителю не нужно писать на доске, это время можно посвятить более полному объяснению материала.
Можно показать больше наглядного материала: рисунков, фильмов, анимаций, карт, легким нажатием клавиши сменяя их на экране. На таком уроке и учитель, и дети меньше отвлекаются, происходит погружение в тему, информация без лишних задержек воздействует на зрение и слух, ученики лучше запоминают. Учащиеся больше усваивают на уроке, что позволяет уменьшить количество задаваемого на дом материала и немного разгрузить учеников.
Разнообразие подключаемых каналов обучения позволяет всем учащимся активно усваивать материал.
Учителю не нужно приносить с собой стопку книг, весь материал урока может храниться на маленьком диске. Если найдена новая информация для урока, то не составит труда добавить ее.
Можно показать интересующие процессы в действии (например, извержение вулкана или образование атмосферного фронта) при помощи анимационных картинок или видеороликов, сопроводив звуком. Это делает материал более доступным для учеников, так как не все обладают образным мышлением и достаточной фантазией, чтобы представить процесс в воображении.
Сочетание различных форм подачи материала, дает возможность всестороннего изучения темы с различных точек зрения, что приводит к переходу в состояние всестороннего исследования изучаемой проблемы, организации дискуссии, и более тщательному анализу полученной информации.
Почти исключается возможность того, что учитель забудет какие-то моменты или отвлечется от темы. Урок проходит достаточно динамично.
Облегчается процесс проверки тестовых работ. Программа подсчитает и покажет оценки, количество ошибок и вопросы, где они были допущены.
Увеличивается возможность дифференциации обучения, это актуально и при подготовке к олимпиадам, и на обычном уроке. Можно создать множество вариантов, чтобы учесть уровень подготовленности учеников.
Урок на дискете или диске можно дать домой болеющим ученикам и тем, кто находится на домашнем обучении или ученикам, плохо усвоившим тему. При этом создается благоприятный психологический климат, ребенок не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания.
Компьютерные уроки, как нетрадиционные, очень интересны детям и повышают интерес к изучаемому предмету.
Использование информационно-коммуникационных технологий повышает усвоение учебного материала до 75%.
Все вышеперечисленное доказывает и социологическое исследование в форме анкетирования (приложение 2, 3), которое провели под моим руководством ученики 9 класса. В анкетировании приняли участие 65 человек 9-10 классов. Результаты можно выразить в следующем:
учебный материал уроков с применение информационно-коммуникационных технологий усваивается учащимися полностью;
в результате самостоятельных, практических и проектных работ учащихся возрастает мотивация к изучению предмета;
использование электронных учебников для самоконтроля повышает качество обучения по предмету;
положительные эмоции, полученные ребятами на уроках с использованием мультимедийного оборудования и электронных учебников, укрепляют в них уверенность к себе, способствуют развитию их познавательной активности.

Список использованной литературы
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: изд-во РАО, 2004 г. – 228 с.

Информатизация общего среднего образования: научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш.Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004 г. – 384 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: издательский центр Академия, 2001 г. – 224 с.

Громов Г.Р. Очерки информационной технологии.
Емельянова Т.В. Информационно-коммуникационные технологии в школе.
Иванова Н.Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся.


Приложение 1
Анкета для учащихся
Дорогой друг! Мы просим тебя принять участие в социологическом исследовании.
Заранее благодарны за ответы.

Какие формы урока тебе более интересны (поставь знак):
уроки-проекты (создание мультимедиапроектов)
уроки с использованием электронных учебников
уроки-творческие лаборатории
традиционные уроки
Помогает ли при выполнении домашнего задания электронный учебник?
да, значительно
незначительно
совсем не помогает
В какой форме интереснее выполнять практическую работу?
с использованием рабочей тетради с комплектом контурных карт
с использованием электронного учебника
с использованием бумажных носителей информации
Что является незаменимым помощником в подготовке к контрольной работе?
тренировочные тесты электронного учебника
использование ресурсов Интернет
чтение дополнительного материала
Какой балл ты бы поставил электронному учебнику (по 5-бальной шкале)?
5
4
3
2
1
Подчеркни слова, соответствующие твоему настроению при работе с электронным учебником:
безразлично, радостно, комфортно, интересно, спокойно, скучно.
С какими учебниками ты бы предпочел работать в будущем?
традиционным (печатное издание)
электронным учебником
они дополняют друг друга
Приложение 2
Результаты исследования

Какие формы урока тебе более интересны

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Помогает ли при выполнении домашнего задания электронный учебник
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В какой форме интереснее выполнять практическую работу
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Что является незаменимым помощником в подготовке к контрольной работе
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415




Какой балл ты бы поставил электронному учебнику
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Слова, соответствующие твоему настроению при работе с электронным учебником
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
С какими учебниками ты бы предпочел работать в будущем
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

К материалам прилагается исследовательская работа моей ученицы, Семеновой Юлии, 10 класс, ставшей победителем и призером:
Республиканского конкурса «Молодые исследователи – Республике Коми» (очное участие, г. Сыктывкар) (Диплом III степени);
Республиканского заочного конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (Диплом III степени);
Всероссийского заочного конкурса «Юность, наука, культура» (Диплом II степени);
Всероссийского открытого конкурса «Национальное достояние России-2010» (очное участие, г. Москва) (Диплом I степени).









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115






° 1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·F
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·б
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·B
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‚
·‚
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·‡
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ф
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ь
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·B
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·М
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Root Entry