Статья «Приемы проблематизации в рамках системно-деятельностного подхода в обучение»

Статья «Приемы проблематизации в рамках системно-деятельностного подхода в обучение»
ФИО автора: Зыбина Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Стаж работы: 20 лет
Место работы: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «лицей №8» г. Назарово Красноярского края
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Среди широкой общественности бытует мнение о том, что в низком уровне сдачи ЕГЭ виноваты учителя, так как они плохо объясняют материал, не занимаются индивидуально после уроков, предвзято относятся к некоторым ученикам и т.д. Отчасти это правда. Недостаточный уровень профессионализма учителя – одна из основных причин неудачной сдачи экзаменов учащимися.
Для того чтобы совесть учителя была чиста нам приходиться постоянно учиться чему-то новому, делиться своим опытом работы. Я всегда с большим интересом перенимаю опыт других учителей, так как убеждена, что учитель обязан постоянно совершенствоваться. Самое страшное для меня как учителя увериться в том, что я все знаю, все умею, все понимаю. «Учиться всю жизнь, не успокаиваться на достигнутом, сомневаться, искать новые ответы на вечные вопросы: какой я? Достоин ли я? Достаточно ли моих знаний, чтобы не бояться возражений учащихся, не избегать детских вопросов, смело и убежденно вести диалог со своими учениками?»
За годы работы мои представления о том, чему учить и как надо учить школьников, многократно менялись. За последнее десятилетие произошло многое. Все меняется, жизнь другая, дети другие, запросы другие. И потому однозначно старые формы и методы работы тормозят развитие детей. Конечно, за период работы сложилась определенная манера преподавания, сформировались какие-то приоритеты, сломались некоторые стереотипы. Раньше, мне казалось, что обучить математике можно практически любого ученика: главное – грамотно и доступно преподнести ему учебный материал. Чем больше мы решим задач и примеров, тем лучше будет мой урок, тем лучше будут знать предмет дети. Но вскоре я поняла, что это только мечты. В реальности оказалось, что дети, знающие хорошо теоретический материал, решающие задачи учебника, занимающиеся в целом, на четыре и пять, на ЕГЭ показывают не очень высокие результаты, набирают 50-60 баллов. Анализ результатов ЕГЭ показал, что у этих учащихся средний уровень развития общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Поэтому основной целью своей педагогической деятельности считаю формирование у школьников компетенции «учебная самостоятельность». Формированию данной компетенции и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика, использование системно-деятельностного подхода в обучении, в сочетание с современными образовательными технологиями. О моих учениках могу сказать, что они не боятся говорить и спрашивать то, что им не понятно, отстаивать и доказывать свою точку зрения, выступать публично на аудиторию. Кроме этого они показывают неплохие результаты при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Результаты:
2006 год ЕГЭ – первый выпуск математического класса – средний балл 4,3 – 4 человека набрали более 80 баллов, один – 93 балла.
2009 год ЕГЭ – профильная группа – средний балл составил 62 – 9 человек набрали более 60 баллов, один 75 балла.
2010 год ГИА – математический класс – 100% качество (17 – «5», 10 – «4»)
2011 год ГИА – гуманитарный класс – 100% успеваемость, качество – 61%.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя в этом случае не объяснять, показывать и рассказывать, а организовать деятельность детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях. Для развития личности ученика (в том числе и для сдачи экзаменов) нужны не только знания, но, наверное, более важно умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Один из наиболее важных моментов в использовании системно-деятельностного подхода это умение учителя создать проблемную ситуацию на занятие, владения приемами организации таких ситуаций. Проблемная ситуация это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Проблемная ситуация создается с целью введения в новую тему, с целью обнаружения нового свойства изучаемого объекта. Методические приемы, которые я использую для создания проблемных ситуаций:
Подвожу школьников к противоречию, и предлагает им самим найти способ его разрешения. Например,
Тема урока: Округление периодической дроби. В начале урока проводится математический диктант на актуализацию знаний и умений, при выполнении последнего задания возникает проблема.
Задание: округлить дробь:
а) до десятков 83, 54
б) до единиц 36,2
в) до десятых 7,167
г) до сотен 416,2
д) до сотых 9,078
е) до тысячных 3/7
Вопрос: Как округлить обыкновенную дробь? Ваши предложения?
Сталкиваю противоречия практической деятельности. Например,
Сообщается тема урока «Сумма внутренних углов треугольника». Дается задание:
Построить треугольник по заданным углам:
1). А=40°; В=30°; С=90°, 2) А=70°; В=50°; С=110°; 3) А=20°; В=50°; С=40°.
Учащиеся пытаются построить треугольники, но это сделать не удается. В каждом случае не выполняется условие о сумме внутренних углов треугольника. Создается проблемная ситуация:
Зависит ли сумма внутренних углов треугольника от его размеров, положения на плоскости, формы?
Дается задание: Начертить два треугольника, измерить с помощью транспортира внутренние углы и найти их сумму.
Выдвигается гипотеза: Сумма внутренних углов треугольника равна 180°. Доказывается соответствующая теорема.
III. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос.
IV. Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций.
V. Побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. Например,
Задание: 1) Решите задачи разными способами.
В школьном саду посажены фруктовые деревья в 10 рядов. В каждом ряду посажено по 5 грушевых деревьев и по 7 яблонь. Сколько всего деревьев посажено в саду?
Две автомашины одновременно выехали навстречу друг другу из двух пунктов. Скорость первой автомашины 80 км в час, скорость второй 60 км в час. Через 3 часа автомашины встретились. Какое расстояние между пунктами, из которых выехали автомашины?
Найти площадь прямоугольного участка, состоявшего из двух прямоугольников.

3 м

4 м 2 м
2) Сравните:
а) первые способы решения;
б) вторые способы решения;
в) выражения, полученные при решении задач первым (вторым) способом;
г) выражение, полученные при решении задачи №1 (№2, №3) и 1 и 2 –м способами;
д) числовые значения выражений, полученные при решении задачи №1 (№2, №3) 1-м и 2-м способ.
Сделать выводы.
VI. Ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения. Например,
На доске сделаны записи.
b-45:5 500:x=1500
a
·(56
·40) y
·10=1500
k:(1800:900) (x+500)
·2=2000
Вопросы: Почему так сгруппированы записи?
Какое задание можно дать к выражениям с переменной? (назвать порядок действий)
Какое задание можно дать к уравнениям? (решить, составить задачу по уравнению)
Решение какого уравнения вызвало затруднения? Почему?
Какую цель можно поставить на урок? (научиться решать сложные уравнения)
VII. Ставлю проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с несколькими решениями). Например,
1)Учащимся предлагается решить задачу: Расстояние между пунктами А и В равно 100 км. Из А в В одновременно выехали два автомобиля. Первый проезжал за час на 10 км больше другого и прибыл в В на 50 мин раньше его. На сколько км/ч отличаются скорости автомобилей.
2)Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). В скобках указывается пропущенный вопрос.
Например: На протяжении 155 м уложено 25м труб длиной 5 м и 8 м. (Сколько уложено тех и других труб?)
Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?)
3)Например: Банка с медом весит 500 г. Такая же банка с керосином – 350г. Сколько весит пустая банка? (Нужно знать отношение веса меда и керосина)
4)Например: Сколькими способами можно уплатить 78 руб., имея денежные знаки трех- и пятирублевого достоинства?
В заключении хотелось бы отметить, что успех учебного занятия зависит не только от тщательности и культуры вашей подготовки, уважаемые коллеги, но еще и от ряда других условий. Вы ведь всякий раз входите в «живую» жизнь урока и потому будьте готовы, что реальная ситуация может потребовать от вас оперативного внесения корректив и «переналадки» так ладно скроенного проекта. Дерзайте! Педагогика - это не только технология, но и яркое творчество.


Заголовок 115