Статья Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода


Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода
Кочелакова Н.Б. , учитель высшей категории, заслуженный учитель Республики Хакасия.МБОУ «Лицей», г. Черногорск
Для жизни, а не для школы учимся мы.
Сенека
На современном этапе в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Приоритетной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, находить решения в различных жизненных ситуациях с учётом и на основе освоенных учебных действий, оценивать свои достижения.
Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Кто же, как не школа, призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. А потому с первых классов школы учитель должен приучать ученика находить эти самые пути преодоления трудностей. А разве не трудностью является овладение знаниями ? Поэтому и ставят Стандарты нового поколения перед нами задачу не научить детей, а научить их учиться. Казалось бы простая фраза и в общем-то понятная. А как на практике сделать так, чтобы соответствовать этому постулату?
Мы все, взрослые, не только учителя, но и родители, дедушки, бабушки, хотим нашим детям только добра, оберегая их , решая за них многие жизненные задачи. Бывает легче что-то сделать самому, чем ждать , когда это сделает неумелый, на наш взгляд, ребёнок. Так и в школе. Что легче? – Прийти на урок , изложить , пересказать ту порцию знаний, которую мы определили как нужную на этот момент? Потом в лучшем случае проверить, как всё это понято, следующий этап – постараться закрепить в памяти теорию, хорошо, если через действия, ситуации? И совсем замечательно показать , как это всё действует на практике. Но всё равно в основе своей в этом варианте роль учителя – это транслятор знаний. Мы к этому привыкли, мы это умеем . И надо всё- таки отдать должное, что положительных результатов, пользуясь этой методикой, добивались, успехи были . Я не согласна, когда сейчас огульно начинают говорить о том, что воспитаны неграмотные поколения, что советская школа не давала крепких и прочных знаний . Нет, это далеко не так . А как быть тогда с тем фактом, что учёные наши востребованы за рубежом, что фундаментальная отечественная наука достигла значительных успехов. Что в своё время в стране за довольно короткий срок была ликвидирована безграмотность . НО время не стоит на месте и никогда не будет стоять . И именно время потребовало от нас сейчас пересмотреть своё отношение к тому, что и как надо делать, чтобы наши дети смогли успешно адаптироваться в жизни.
Почему современные дети так запросто осваивают сотовые телефоны, компьютеры, принтеры, сканеры, айфоны и т.п. Согласитесь, что многие взрослые не умеют сейчас делать с этой техникой то( а подчас даже названия не знают) , что могут дети уже в 4-5 классах. А старшеклассники по сравнению со своими родителями вообще ассы в этом деле. Нам кажется, что дети ничего не могут, их так страшно отпускать одних куда-то далеко . Это всё зачастую не так . Это наше непонимание того, что они наоборот очень быстро ориентируются в мире новых технологий. И осваивают они этот мир подчас без нашей помощи. А как тогда? Да они уже без нас освоили системно- деятельностный подход , направленный на результат. Всё психологически оправдано. Это нужно, это интересно и это я освою. Этому я научись в практической деятельности На мой взгляд, мы не идём вперёд, а мы догоняем жизнь в части применения современных методик в образовании.
На мой взгляд, то, что нам предлагается сейчас очень умно, своевременно и правильно. Учиться ловить рыбу, а не получать её выловленную. Ловить столько, сколько мне надо и такую, какую хочу. И я снова возвращаюсь к прежней мысли о том, что научить труднее, чем сделать самому.
И надо сказать, что в этом вопросе всё вроде бы нормально . Мы , учителя, люди дисциплинированные . Дисциплинированные до такой степени, что если сказали «надо», показали , т.е. всех на курсах повышения квалификации , от которых невозможно отказаться, проучили, мы начали это претворять в жизнь И тут уже все работаем по ФГОСам, открытый урок вообще невозможен без такой декларации намерений. Меня как учителя- практика с довольно большим стажем и опытом работы настораживает то, что идёт погоня на данный момент за внешним , показным . Урок начинает напоминать мозаику из набора форм и методов, рекомендованных в пособиях, разработках. Смело заявляется о том , что новые стандарты отрицают всё старое, что на уроках главное , чтобы было как можно больше рассуждений, различного рода занимательности, коллективной деятельности, групповой работы. Кто против? Всё это должно присутствовать. Многое из этого применялось довольно систематически и раньше. Но ведь системно-деятельностный подход не отрицает «ЗУНовского» подхода. На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Поэтому , говоря о стандартах второго поколения, нельзя забывать того, чем обязательно должен овладеть ученик, какие знания он должен иметь. Какие компетенции, пройдя через деятельность, должны стать компетентностью. Значит, здесь действует формула: компетенция – деятельность – компетентность. Компетенция как объективная характеристика «человека вообще» должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью как характеристикой конкретной личности. Эта формула позволяет понять, что такое компетентность. Это – знание в действии. Но обратите внимание - ЗНАНИЕ
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». (Л.Н. Толстой)
Элементы системно-деятельностного подхода применяются учителями на уроках уже давно. Важно сейчас использовать имеющийся опыт в системе Ведь только система способна сработать эффективно. Я попробую поделиться своими наработками в этом вопросе
Во-первых, ясное и чёткое представление цели урока в контексте системно-деятельностного подхода, которую учитель ставит перед собой с конечным представлением задач урока. Именно чётко поставленные цели помогут ясно спланировать урок, понять как сделать так, чтобы все учащиеся были мотивированы на достижение результата.
Например, урок в 6 классе по теме «Разряды прилагательных».( Несколько этапов урока) Цели урока, которые я формулирую для себя :
Проверка степени усвоения признаков имени прилагательного. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей разрядов прилагательных.
Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.
Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.
Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.
Повторение. На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – признаков имени прилагательного. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.
1)Урок можно начать с вопроса: «Чем замечателен сегодняшний день?»
Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит та, которая вам будет нужна в зависимости от текста, который вы подобрали для работы с классом.. Текст записывается в тетрадь2)Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
Возможные варианты заданий:
Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
Найдите прилагательные. Укажите признаки прилагательного .
Озаглавьте текст. Продолжите текст и др.
3)Беседа на повторение:
Что такое прилагательное?
Какие признаки предметов могут обозначать прилагательные?
Вспомните, какие трудности по теме « Понятие о прилагательном» вы для себя выделили на прошлом уроке.
Последний вопрос особенно важен, так как он личностно-значим, каждый из учеников вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы.(Подобные вопросы можно задавать и в конце урока. Я часто в конце урока спрашиваю : « Какой вопрос по сегодняшней теме урока вы бы хотели мне задать?» или «О чём вы бы ещё меня хотели спросить?»)3)Введение в тему. Следующий этап урока направлен на достижение воспитательной цели урока, так как анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы.
Я зачастую делаю так: На экран вывожу 2-3 небольших поэтических текста и предлагаю выбрать для работы тот , который больше всего понравился.
Вопросы и задания для работы с текстом:
Прочитайте выразительно стихотворение.
Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства? (Обновление.)
Какие художественные средства помогают создать образ наступающей весны(лета, осени, дерева и т.д.)?
Найдите все прилагательные в тексте .
Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?
Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно)
Как бы вы назвали каждую группу?
Вот первое открытое задание, позволяющее ученику предложить свой, непохожий на другие варианты ответ. После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь.
4)Работа с источниками: п.99. (В.В.Бабайцева, стр132-133)
Вопрос: « Что узнали , прочитав этот параграф?
А теперь просмотрим видео урок
Беседа по итогам сравнения двух источников:

Что нового узнали, просмотрев видео урок?
Отличаются ли точки зрения на разряды прилагательных в учебнике и в видеоуроке?
Сделайте свой вывод.
(Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа: выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению).
5) Самостоятельная работа: ученикам предлагается оформить краткую запись в любой форме , о разрядах местоимений, опираясь на учебник .
После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, также предлагается вариант учителя.
6)При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:
Вопросы для рефлексии:
Сумели вы решить поставленную перед собой задачу?
Что вам в этом помогло?
Какие трудности возникли?
Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.
На следующих этапов урока можно предложить эвристическое задание или выполнение имеющегося в учебнике или рабочих тетрадях задания. По итогам выполнения проводится оценка и самооценка
По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.
Домашнее задание:
Выяснить, в чем сходство и различие употребления прилагательных в русском и английском языках.
Уметь рассказать по своей краткой записи о разрядах прилагательных.
Итоговая рефлексия:
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что для меня на уроке было самым интересным?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
На протяжении урока школьникам была предоставлена возможность не просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами, в системе была организована работа по целеполаганию и рефлексии обучающихся, что способствовало осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий.
Таким образом, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации: .1 Использование дифференцированных заданий. 2. Включение в образовательный процесс ИКТ. 3. Использование метода проектов.