Технологическая карта урока русского языка на тему «Двойные согласные в русских словах»


Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «В» 27. 01. 2017 г.
( предмет) (класс) (дата)
Тема урока: Двойные согласные в русских словах. С.30-31 Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока Проводить наблюдение:
1) над произношением долгого звука («ванна») в русских словах;
2) над смыслоразличительной ролью двойных согласных («бал» – «балл», «дрожжи» – «дрожи»);
3) над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса («карманный»), корня и приставки («рассвет»); записывать текст со словами с двойными согласными.
Задачи урока: Образовательные: Познакомить с происхождением и значением слов с удвоенными согласными.
Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь. Развивать интерес учащихся к русскому языку.
Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку.
Планируемые результаты Предметные Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
Личностные Развивать навыки самоконтроля.
МетапредметныеКоммуникативные Развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать толерантность.
Регулятивные Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.
Познавательные Знать происхождение и значение слов с удвоенными согласными.
Ресурсы урока Формы урока Фронтальная, индивидуальная.
УМК «Планета знаний»
Ход урока
Дидактическаяструктура урока, с указанием времени Деятельностьучителя Деятельностьучеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД Метапредметные УУД
1 Организационный этап, 2_ мин Эмоциональ-ный настрой на работу.
Слушание и обдумывание идеи стихотворения. Дети проверяют готовность к уроку. Доброе утро! Пусть день будет ясным,А настроение только прекрасным.Пусть пробуждение радость несет,Без суеты, без тревог и забот.Рассвет пусть уносит унылую тень,Счастливой улыбкой встречай новый день. Формирование умения организовать свою деятельность Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин.
Актуализация знаний.
3 мин Создание ситуации успеха. Привлечение внимания учащихся. Формирование навыков каллиграфического письма. Запоминание слова с непроверяемым написанием.
Минутка чистописания с грамматическим заданием.
Чистописание. Постановка учебной задачи.
 Сс     Нн        Пп      Лл- Послушайте группы слов, возьмите первые буквы слов и запишите слова, которые из них состоят:
Комната, лестница, арка, стена, строитель (класс)
Весна, апрель, небо, наст, атмосфера (ванна)
Гуашь, ранец, игра, портфель, пенал (грипп)
Аист, лебедь, лиса, енот, ястреб (аллея)
- Ребята, какое слово вам показалось непонятным?
Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут … (аллея)
- Посмотрите внимательно на эти слова, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока?
- «Слова с удвоенными согласными»
- Какие правила проверки согласных в корне мы с вами уже знаем? (дети называют правила: парная согласная, непроизносимая согласная, безударная гласная и приводят примеры таких слов)
- Как вы думаете, можно ли проверить написание слов с удвоенными согласными в корне?
- Что надо сделать, чтобы определить в какой части слова находится орфограмма? (подобрать однокоренные слова)
На доске слова:
Ссора     медленно    рассказ     пассажир    русский    летняя
- Подумайте, какие слова лишние, не имеющие удвоенную согласную в корне?
- Эти орфограммы мы будем изучать позже, а сейчас больше узнаем о словах с удвоенной согласной в корне. Определять цели и функции участников учебного действия. Умение ставить цели и стремиться к их достижению.
3 Повторение основных понятий. Выполнение заданий, направленных на усвоение основных понятий.
Использо-вать речь для регуляции своего действия. Умение контролировать свои действия.
4 Открытие новых знаний.
20 мин Познакомить с происхождением и значением слов с удвоенными согласными. Проводить наблюдение: над произношением долгого звука в русских словах; над смыслоразличительной ролью двойных согласных; над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса корня и приставки; записывать текст со словами с двойными согласными. Работа по теме урока.
- Сегодня нам нужно выполнить несколько упражнений, чтобы запомнить, как можно больше слов с двойными согласными в корне.
1 задание:
- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.
Чтоб каждый телевизорРаботал без капризов,На крыше непременноДолжна стоять :: антенна.                     
 Проста задача и легка. Пишусь всегда через два "ка", И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я :.. хоккей.
                 
Во мне два "ка", не забывайте,Таким, как я, всегда бывайте:Я - точный, честный и опрятный,Иным же словом - :.. аккуратный.                       
Где доска и парта есть,Чтоб всем детям сразу сесть?Это в школе есть у нас,Это наш просторный :.. класс.                                               
                                            По долинам и оврагам
                                            Мчит широкая дорога.
                                            И она, как знают все,
                                            Называется … шоссе.
Ах, какой огромный стол!
Для каких обедов он?
Нет, обедать здесь не станем:
Сетку туго мы натянем –
Скачет шарик там и тут.
Как игру эту зовут?   / Теннис/.
– Ребята, посмотрите, слов с удвоенной согласной очень много, а как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме? (чтение правила на с. 30!)
2 задание:
Игра “Собери слова” 
массумгрупшосрас
пер
хоктенкейронпа
ниссамасе
сказ
 - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.
- Проверим.
- Назовите математические слова (масса, сумма)
- Назовите спортивные слова (хоккей теннис)
- Назовите слова, связанные с дорогой (шоссе, перрон)
- Какие слова не назвали? (группа, рассказ)
(по ходу дети записывают названные слова) Усвоение новых понятий. Выбирать действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации.
5 Физкульт-минутка. Организовать динамическую паузу. Выполнение заданий предложенных учителем. Физкультминутка.
Игра "Поймай слово".
Называем слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают.
Шоссе, группа, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма. Развитие двигательной активности школьников.
Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
6 Применение знаний и умений в новой ситуации
5 минОрганизовать активную деятельность, направленную на закрепление пройденного материала. Сравнивают выполненную работу с образцом, находить несовпадения. Закрепление материала.
Выполнение заданий по учебнику.
Работа по учебнику. Стр. 30 – 31.
Карточки - загадки. (работа в парах)
Разгадай загадки, записать отгадки. Разделить слова для переноса
1. Крупная человекообразная обезьяна.
2. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании.
3. Механизм для сильного сжатия чего-либо.
4. Сообщение, переданное по телеграфу.
5. Художественный руководитель театральной или кинематографической постановки.
6. Число, равное тысяче миллионов.
7. Широкая дорога с твердым покрытием.
8. Командная игра на льду с шайбой.
9. Последовательный ряд музыкальных звуков.
10.Желание кушать.
11.  Время перед восходом солнца. Умение ориентироваться в тетради. Выбирать действия в соответствии с поставлен-ной задачей.
7 Рефлексия, подведение итогов занятия 3 мин Помочь ребятам проанализировать свою деятельность.Анализ своей деятельности. - Итак, ребята, с какими словами мы сегодня познакомились?
-Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными?
-Кто считает, что он достиг сегодняшней цели?
-Оцените свою работу. Использовать речь для регуляции своего действия. Самооценка своих достижений.