Конспект урока по русскому языку на тему Двойные согласные в русских словах (2 класс)


Тема урока : «Двойные согласные в русских словах» Русский язык 2 класс.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели: сформировать у учащихся знания о правописание двойных согласных в корне слова; развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте, расширять словарный запас слов у учащихся.
Задачи урока.
Учебные: формировать умение слышать и обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, совершенствование знаний о правописании слов с двоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; развитие самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: способствовать формированию комфортного микроклимата в классе, воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: групповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Оборудование: карточки, на которых напечатаны слова с двойной согласной; мультимедийный проектор, опорные схемы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Прозвенел звонок – дружок,
Начинается урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой :«Все что надо под рукой»
- А чтобы урок прошел плодотворно и интересно, какими должны быть ученики?
Ответы детей:
внимательные
думающие
активные
работоспособные
аккуратные
дружные
-Вспомним, чему мы учились с вами на прошлых уроках?
(у. – учились писать слова с орфограммами в корне слова)
-Сегодня мы с вами продолжим путешествие по орфографическому царству.
2. Мин/чистописания: слайд
Установите закономерность подбора букв и определите, какие буквы будем прописывать на уроке. Вспомните алфавит.
Б (в) г, ж (з) и, к Лм м Н о рСтАнализ букв:л, н, с и их написание.
- А вот почему я взяла эти буквы на чистописание, вы узнаете чуть позже.
3. Словарная работа: слайд
-Запишем слова на тему «Школа»
(-Ученики называют сл/слова: ученик, учитель, карандаш, дежурный, тетрадь, класс, девочка, портфель, -Разделите слова на группы
-Найдите лишнее слово (класс -1 слог, две согл. –с-.)
- А сколько значений имеет слово класс? Объясните .-Где можно посмотреть значение слов?
Ученики (в толковом словаре)
-Мы с вами уже работали с толковым словарем, и вы можете им пользоваться. (Толковый словарь Ожегова, Ушакова).
слайд
Класс - комната для занятий в школе. (1 значение)
Класс - группа учеников, обучающихся совместно в школе. (2 значение)
Класс - это когда тебе все нравится.(3 значение)
- А слова класс и группа, если рассматривать их значения, чем являются?
У: Синонимами.
- А группа ? группа - совокупность людей, объединённых общими интересами.
-Что общего вы заметили в словах: класс, группа?
У: В этих словах - двойные согласные, являются им. сущ, синонимы.
4. Постановка темы урока.
- Как вы думаете, какую новую тему мы будем изучать на уроке?
Ответы учеников.
Слайд. Двойные согласные в русских словах.
- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
- Найдите в тетради слова, где встретили двойные согласные и подчеркните их.
-Назовите еще синоним к этим словам.
У: (затрудняются)
-Тогда продолжите предложение
Слайд:
Что одному не под силу, то легко (коллективу).
- Объясните значение пословицы.
-Найдите и подчеркните в словах орфограммы.
- Напишите пословицу в тетради. (1 ученик комментирует).
Учитель объясняет, что такое коллектив.
Коллектив – это люди, объединенные общими идеями и интересами.
5. Работа по теме урока.
- В каких случаях мы должны писать двойную согласную?
-А сможете ли вы ответить на этот вопрос
Работа по вариантам:
Напишите транскрипцию слова
1 в. 2 в. 3 в.
- Проверим коллективом правильность выполнения задания.(с каждого варианта выходит ученик и записывает транскрипцию слова)
- Чётко произнесём слова.
- Как произносится согласный звук на месте двойных согласных?
У: Долго.
- Двойная согласная, долгий звук при произношении.
- Итак, когда же нужно писать двойные согласные буквы в корне слова?
Ответы детей.
- Двойные согласные пишутся в словах там, где слышится долгий согласный звук.
Физминутка.
Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают).Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
6. Закрепление.
 -Сегодня нам нужно выполнить несколько упражнений, чтобы запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне.
Работа по учебнику с. 30
Упр. 1.-устно
- В каких еще именах встречаются двойные согласные?
- Прочитаем правило.
2-е задание:
- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.
Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер –
Люди все ко мне бегут. (Ванна)
За сметану, хлеб и сырВ кассе чек пробьёт ... (кассир)
Чтоб каждый телевизорРаботал без капризов,
На крыше непременноДолжна стоять ::  антенна.
Проста задача и легка.Пишусь всегда через два "ка",И мяч, и шайбу клюшкой бей,А называюсь я :..  хоккей.
Во мне два "ка", не забывайте,Таким, как я, всегда бывайте:Я - точный, честный и опрятный,Иным же словом - :.. аккуратный.
Это танцевальный вечер,Чудной музыкой отмечен,Освещён огнями зал,Где весельем блещет ...(бал).Им оценивают знанья,В спорте - уровень признанья
Шторму ветер силу дал -В цифрах говорят про ...(балл).
-Сравни значения и написания слов
-Что такое бал и балл?
Чем отличаются эти слова при произношении?
Слово балл  имеет значения:
1. «единица оценки степени чего-либо» (ветер в шесть баллов);2. «оценка в школе, в спорте и т.д.» (проходной балл).
Слово бал имеет значение «большой танцевальный вечер» (выпускной бал).
-Можно ли назвать слова родственными?
Вывод: в слове бал звук [л] короткий, а в слове балл долгий.
- Как долгий звук обозначается на письме?
3-е задание
- От основ данных существительных образуйте однокоренные прилагательные. Напишите в тетради.
Пассажир -
Группа –
Суббота –
- Что вы заметили?
При образовании однокоренных слов двойные согласные корня сохраняются
4-е задание слайд
игра “Собери слова” 
мас кейсум ронгруп пашос нисрас сапер махок се
тен сказ
 - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.
- Объясните значение слов.
-Физкультминутка (музыкальная , интерактивная)
5-е задание слайд
-Составьте с данными словами словосочетания «прил. + сущ»
Запишите по образцу:
Металл (какая?) посуда – металлическая посуда.
Ванна (какая?) комната –
Шоссе (какая?) дорога –
-Выделите в словах корни.
6-е задание слайд
 -Восстановите деформированные предложения, второе предложение записать и выделить грамматическую основу).1 ряд. класс, наш, коллектив, дружный.
2 ряд. субботу , наш, утренники, класс, в, проводит
3 ряд. объяснил, правило, грамматике, по, новое, учитель.
- Прочитайте полученные предложения. Какие новые слова с двойными согласными встретились?
- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли данные задания?
- Кто испытал трудности при выполнении данного задания?
- Как вы думаете, почему?
7. Самостоятельная работа по карточкам.
Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму "Двойная согласная в корне слова".
Наш класс
Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.
Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму "Двойная согласная в корне слова".
Спортивная семья
Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.
9. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
- С какой орфограммой мы познакомились сегодня?
У: Орфограммы "Двойная согласная в корне".
- Когда в словах пишутся двойные согласные?
У: Опознавательный признак - долгий звук при произношении.
- А если заимствованные слова?
У: В них согласный звук произносится быстро, но тоже обозначается на письме двумя одинаковыми буквами. Слова нужно запомнить. Посмотреть в словаре.
10. Домашнее задание.
С.31, упр.5
11. Оценивание.
Наш класс
Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.
Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму "Двойная согласная в корне слова".
Спортивная семья
Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.
Наш класс
Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.
Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму "Двойная согласная в корне слова".
Спортивная семья
Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.
Наш класс
Я учусь во втором кла___е. У нас дружный ко___ектив. Мы проводим интересные утре___ики. В су___оту мы ходим в ба___ейн.
Вставь пропущенные буквы, подчеркни орфограмму "Двойная согласная в корне слова".
Спортивная семья
Мы любим спорт. Папа любит хо___ей, мама играет в те___ис. В су___оту мы вместе идем в ба___ейн. Поэтому не болеем гри___ом.