Конспект по математике «Применение деятельностного подхода при обучении математике»


Суркова Зинаида Ивановна,
учитель математики
ГБОУ СОШ №3 г.ПохвистневоСамарской области
E-mail: surkova-57@yandex.ru
Применение деятельностного подхода при обучении математике.
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов нового поколения. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Значит, обучение надо организовывать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Мною накоплен богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
1. Творческие задания. Это задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. И это помогает получить метапредметные результаты при обучении математике: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. Например, в 8 классе при изучении темы «Наглядное представление статистической информации» учащиеся определяют самостоятельно график питания учащихся класса, рацион питания семьи, меню школьной столовой , стоят диаграммы и графики, приходят к выводу о неправильной организации питания, что, скорее всего, сказывается на их учебе.
2. Работа в малых группах дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).Особенно важно при этом обращать внимание на развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, умение правильно распределять свое время. В своей практике работу в группах я использую в при выполнении практических работ, задаю групповые творческие домашние задания. Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, умения применять теоретические знания предмета на практике.
3.Самостоятельные работы. Обучающие и проверочные самостоятельные работы по степени самостоятельности учащихся я подразделяю на виды:
-самостоятельные работы по образцу;
--самостоятельные работы с указанием по их выполнению;
-самостоятельные работы вариативного характера;
-самостоятельные работы повышенной сложности. Кроме того, провожу и нестандартные самостоятельные работы .4. Обучающие игры. Проявлению себя как личности способствует учебная игра, это одна из разновидностей интерактивных технологий. Почему игра? Ведь математика – наука серьезная. Игра – самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются.
5. Социальные проекты и другие внеурочные методы обучения .Данный прием я широко использую во внеурочной деятельности по предмету, участвуя со школьниками в различных конкурсах ( «День науки и творчества» , кружковые занятия «Решаем проектный задачи», заполнение стенда в кабинете математике « Это очень интересно» ), выпуская школьную газету «Математическая шкатулка».
6. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя»). На уроках я использую как интерактивную лекция, так и работу с наглядными пособиями, мультимедиа материалами (которые иногда выполняют сами учащиеся), на данный момент мною накоплена большая мультимедиатека, которая постоянно пополняется новыми материалами. Иногда, при изучении достаточно несложной темы, ученик выступает в роли учителя (ежегодно на День дублера мои старшие ученики ведут уроки у более младших школьников). Кроме того, на своих уроках, для осуществления метапредметного подхода, я часто использую презентации, созданные учащимися об известных ученых-математиках, о достижениях в науке. Это не только развивает творчески школьников, но и создает убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, развивает отношение к математике как элементу общечеловеческой культуры.
7. Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков
Организация устных вычислений в методическом отношении представляет собой большую ценность. Устные упражнения используются как подготовительная ступень при объяснении нового материала, как иллюстрация изучаемых правил, законов, а также для закрепления и повторения изученного. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Готовясь к уроку, я отбираю материал, располагаю его в систему, продумывая переход от упражнения к упражнению. При обдумывании системы заданий и форм организации устного счета не исключаю учет индивидуальной подготовки учащихся, склонностей и способностей к устным вычислениям. Для организации устного счета активно привлекаю заинтересованных учащихся для составления «Цепочек» по различным темам .8.Решение прикладных задач
Практика показывает, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Учащиеся с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму. К прикладной задаче предъявляю следующие требования:
в содержании прикладных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;
задачи должны соответствовать программе курса, служить достижению цели обучения;
способы и методы решения задачи должны быть приближены к практическим приемам и методам;
прикладная часть задачи не должна покрывать ее математическую сущность.
Прикладные задачи могут быть использованы с разной дидактической целью, они могут заинтересовать или мотивировать, развивать умственную деятельность. Подбор задач, формирующих элементарные навыки приложения математики, дело не простое. Решение прикладной задачи тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, при изучении других предметов.
Опыт показывает, что использование прикладных задач в преподавании математики только тогда может дать педагогический эффект и вызвать интерес у учащихся, если эти задачи удовлетворяют следующим требованиям:
допускают краткую формулировку;
использующиеся в них понятия известны учащимся, легко определяемы ;применение математического аппарата не требует большой затраты времени;
решение задач имеет важное практическое значение. Участвуя в региональной программе по организации горячего питания, мы с учениками собрали богатый материал «Текстовые задачи об организации питания».
9. Организация домашней работы
Проблема эффективного обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. С 5 класса я учу своих детей и их родителей правильно относиться к выполнению домашнего задания. Если в начальных классах оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то сейчас - на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Развить способность к суждению у всех учащихся класса - неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры. Главное назначение домашнего задания - воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности , формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей, формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.). По статистике, если ученики , способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1-3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
На мой взгляд, в таких условиях ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. Поэтому интерес к математике, как к предмету, постоянно растет у моих школьников, и свидетельством этого является увеличение числа учащихся готовых сотрудничать с учителем, т.к. с каждым годом возрастает количество учеников, активно участвующих в конкурсах, конференциях. Кроме того, о результативности данной системы можно судить и по успешной сдаче экзаменов по предмету ЕГЭ и ГИА ( результаты значительно выше результатов по округу и Самарской области). Это, впоследствии, дало возможность учащимся получить бюджетные места в ряде технических и педагогических вузов РФ . А готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями - это один из личностных результатов обучения математике в школе .Таким образом, деятельностный подход к обучению учащихся значительно повышает эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и является средством инновационного развития школы будущего.
Литература
1. Материалы творческой лаборатории СВУ МО и Н СО «Деятельностный подход к обучению» ( 2007-2011гг), рук.Г.Л.Серова2.Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2006.
3.Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.
4. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24.