Доклад. Круглый стол.Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования


Добровский УВК «ОШ I-III ступеней – гимназия»
имени Я.М. Слонимского
Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования
Учитель географии
Яценко Л.С.
с. Доброе
2015 г.
Главная задача школы сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний  «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе активного и сознательного присвоения нового социального опыта. То есть речь идет о формировании метапредметных умений.  Осуществляю эту деятельность, организуя процесс обучения своих учеников на основе использования современных образовательных технологий.
Применяю технологию деятельностного метода – метода обучения, когда ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Убеждена, что построение уроков в режиме проблемно-диалогической  технологии создает условия для формирования у учащихся метапредметных (общеучебных) умений, что на сегодняшний день является приоритетной целью образования. Самым главным результатом работы в режиме технологии деятельностного метода считаю формирование и поддержание высокого уровня мотивации у учащихся, что ведет и  к высоким результатам освоения предметных знаний и умений. 
  В своей деятельности использую и проектную технологию, которая основана также на системно-деятельностном методе обучения. Организуя решение проектных задач учащимися на уроках географии, решаю задачу формирования у  них коммуникативных умений (общаться, вступать во взаимодействие и т.д.), регулятивных умений (ставить цель, планировать, контролировать, оценивать). Опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся на уроках географии представляла на РМО учителей географии. 
Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”.
Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ позволяет ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным.
Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
В кабинете географии создано автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя, которое включает мультимедийное оборудование.
Диагностика учебных достижений.
         Для осуществления диагностики и отслеживания результативности использования современных образовательных технологий  использую следующие методы:
- анкетирование  учащихся с целью определения уровня мотивации учебной деятельности;
- наблюдение с целью оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности     (развитие метапредметных (общеучебных) умений школьника происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности; о высоком уровне сформированности учебной деятельности можно говорить в случае осознанного и самостоятельного осуществления школьником ее компонентов);
- проведение контрольных работ с целью определения уровня сформированности у учащихся предметных знаний, умений и навыков;
На современном уроке должна царить атмосфера общей заинтересованности, увлеченности одной целью, сотрудничества. Учителю отводится роль организатора, наставника, помощника. Учащимся предоставляется возможность активно участвовать в выстраивании логической структуры урока. Роль учащегося вообще должна быть активной. Знания учащихся должны формироваться в результате активной деятельности как индивидуальной, так и совместной групповой, и коллективной с опорой на межпредметные связи для эффективного формирования целостного представления о системе знаний. Учебный процесс должен носить практическую направленность, содержать задания творческого характера для создания условий для проявления самостоятельности учащихся. В данном контексте как нельзя лучше подходят слова К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».  Учащиеся не должны бояться неверных высказываний, способов выполнения заданий. Учащемуся должна быть предоставлена на уроке возможность выбора наиболее значимых для него видов и форм содержания. В результате системно – деятельностного подхода на уроке и использования современных педагогических технологий личность каждого учащегося должна получить свое индивидуальное развитие. В таких условиях урок уже не может иметь традиционную форму, так как целью его является формирование и развитие личности учащегося с использованием всех компонентов образования.
Современный урок должен иметь конкретную измеряемую цель, желательно формулируемую самими учащимися и значимую лично для них. Он отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения через учебную дискуссию, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, вопросы, мозговой штурм. Тема современного урока может быть сформулирована учащимися самостоятельно. На современном уроке упор должен делаться на взаимодействие учителя и учащихся, а также на взаимодействие самих учащихся.