Доклад для методического объединения воспитателей ДОУ г.Майкопа Музыка как средство познания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 29»




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
 
ДОКЛАД


«МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ»


Воспитатель МБДОУ №29
Чич Е.П.





Майкоп –2014 г.
Среди всех видов искусства самым эмоциональным по своей природе является музыка – это космос искусства, она обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. По своему содержанию музыка - это художественная модель человеческих эмоций. Музыка рассматривается нами как эстетический способ освоения и познания эмоционально – эстетического мира людей. Взгляды многих ученых совпадают в том, что музыка есть совершенно особый, ничем другим незаменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально – чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. А.В.Луначарский в своей работе «В мире музыки» писал, что музыка как способ познания « не только помогает осознавать весь окружающий человеческий мир и природу, но является даже необходимым элементом такого познания», организуя идеи и в особенности эмоции человека.
Содержанием музыки служит отображение реальной действительности в специфических музыкальных образах, с помощью которых осуществляется познание человеком эмоционально-эстетического мира других людей. Под эмоционально-эстетическим миром музыки мы понимаем сконцентрированный в музыкально-интонационной структуре фонд эмоционально-эстетического опыта, накопленного человечеством и направленного на гармонизацию личности, мира и своих отношений с миром.
Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М.Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека. "Поведение программируется не как требуемое, заданное одинаково всем, кто делает аналогичное дело, а как (для субъекта) независимое, глубоко индивидуальное, порожденное в первую очередь собственным эмоциональным отношением. Поведение в жизни формируется только собственным эмоциональным опытом, вынесенным из лично пережитых событий. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы осведомить воспринимающего о значении чего-то, логически доказать ему необходимость или правильность какого-то образа действий в таких-то условиях, но, поставив его самого в аналогичные ситуации так, чтобы он сам и действовал в них, и именно с психологических позиций героя (или только автора). Тогда в результате собственных переживаний происходящее в произведении обретает для воспринимающегося определенный, личностный эмоциональный смысл".
Сложность восприятия музыкального произведения состоит в том, что код, символ и знаки музыки закрытые. Передаваемая в ней идея непосредственно не обозначается, наоборот, она самым тщательным образом завуалирована в кодовой структуре произведения, с тем, чтобы ожить, проявиться в голове воспринимающего в виде компонентов управляющей модели поведения - побуждений, хотений, стремлений, в конечном счете реализуемых во внешних действиях субъекта. В связи с этим основное внимание М.Марков уделяет способности человека к правильному декодированию: "для того, чтобы искусство могло воздействовать на личность аналогично - в общем принципе - тому, как это делает жизненная практика, необходима способность соответственно переживать нечто происходящее уже вне их собственной практической жизни, а лишь обозначенное в произведении искусства."
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а "социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде".
Музыкальное произведение уже содержит в своей внутренней сущности нравственно - эстетический потенциал, который осознается в процессе восприятия, а именно:
"сопереживание с другим", связанное с эмоциональной тождественностью переживаний слушателя и "героя" художественного мира музыкального произведения;
"переживание за другого", когда переживания слушателя, находящегося на позиции "автора", нетождественнь1 переживаниям "героя" , поскольку это переживание "за", "о", "об", "по поводу" другого ("взгляд со стороны") - это уровень возникновения эмоционально-нравственных отношений, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Музыка с момента своего воздействия понималась как общение между людьми, как несущая в себе мир жизни другого человека. Выделяемый мир музыкального произведения - двухсубъектен, и музыкальное восприятие как форма общения разворачивается в последовательности от постижения путем сопереживания духовного мира "героя" к позиции "автора", на которой осуществляется в своей возможности эмоционально-эстетическое отношение к постигнутому, возникает отзывчивость, сопереживание у слушателя. Музыкальное искусство через общение, диалог "втягивает" растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими.
бђ Заголовок 215