Роль учителя в учебном проекте Английский в нашей жизни сегодня и завтра в рамках курса INTEl обучение для будущего.


государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Роль учителя в учебном проекте «Английский в нашей жизни сегодня и завтра» в рамках курса INTEL обучение для будущего
Итоговая работа
Срок обучения с «8» сентября 2015г. по «15» декабря 2015г.
Исполнитель:
Кузнецова Ольга Михайловна
учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
с УИОП им.Г.Панфилова»
г. Анжеро-Судженска
(8-905-993-07-83 или pushhelga@mail.ru)
Консультант:
Приходько Елена Валерьевна
методист, ст. преподаватель кафедры ГиХЭДКемерово 2015

Оглавление
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся………………………………………….4-6
Глава 2. Технология проектов………………………………………7-8 Глава 3.Ученический проект на КузВики
«Английский в нашей жизни сегодня и завтра»…………………9-15
3.1 Выполнение проекта…………………………………………….9-11
3.2 Об проекте «Английский в нашей жизни сегодня и завтра»
в рамках курса Intel «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО»…………12-15
Заключение……………………………………………………….. ..16-18
Литература…………………………………………………………..19
Приложения 1-11 Оценивание…...…………………………………20-30

3
Введение
Традиционный подход к обучению иностранного языка не в полной мере отвечает современным требованиям, поэтому существует необходимость применять новые методы обучения, позволяет формировать у учащихся способность самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи.
Гальскова Н.Д. отмечает, что «для реализации данной цели надо создавать в учебном процессе ситуации, в которых учащиеся проявляли бы собственную активность для решения коммуникативно-познавательных задач». [1] Эти задачи должны быть творческими и проблемными.
Современная цель обучения иностранному языку выступает, как интегративная, ориентированная на достижение практического результата при овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание, и развитие личности школьника, его речевых способностей: внимания, мышления, воображения и мотивации к дальнейшему изучению языка.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. [3]
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. [3]
4
Глава 1. Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся.
Для массовой школы проектная деятельность, которой занимаются пока не все дети, понимается как отдельная от учебно-воспитательного процесса. Учебное проектирование - новация, нововведение, внедрение связано с объективными трудностями. Одна из которых - отсутствие у педагога ясного понимания того, что ему надо знать и уметь для успешного проектирования с учениками. 
Ученическое проектирование - самостоятельная активность детей и в организации, и в осуществлении проекта. Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся: меняет стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия; появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях и проектной деятельности в целом.[4] 
От учителя требуется активность при: втягивании учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта; поддержание взаимодействия детей между собой, со взрослыми экспертами, консультантами; работе с материалом-результатом информационно-поисковой деятельности детей.; при возбуждении рефлексивных действий и запуску самооценивания у учащихся; систематизации выводам по приобретённым знаниям и умениям, по развитию личных качеств и достоинств детей. 
Учитель вынужден проектировать свои проектные занятия и учебные проекты для конкретной учебной ситуации. Учитель оказывается в новом положении. Формируя, развивая и наращивая умения учащихся в проектировании, он должен работать, что называется, по ситуации, так как надо учитывать и человеческий фактор, и субъектный характер протекания психолого-педагогических процессов.
Работа по ситуации означает, что учитель не получает готовых учебных проектов, а вынужден проектировать учебную ситуацию каждый раз по- новому с новыми детьми. Опыт и разработки коллег могут только подсказать, на каком содержании по какой проблеме можно осуществлять проектирование. Но никто, кроме учителя, знающего и наблюдающего ребёнка, не может построить процесс его дальнейшего развития, а значит, и разработать необходимый для настоящей учебной ситуации учебный проект.
5
Учитель должен быть готов поменять стиль своего поведения, способы и методы взаимодействия и стиль общения с учениками. В учителе должно появиться, созреть новое кредо его педагогической деятельности, новое понимание себя и своих учеников в учебном процессе. При проектировании взаимоотношений «учитель-ученик» могут быть продуктивным, только если они имеют характер сотрудничества, партнёрства, если учитель уважительно относится к проявлениям самостоятельности ученика. В противном случае самостоятельность ученика, его самоуправление действиями невелики. У него возникает ощущение того, что эти действия он выполняет за кого- то, что они чужие. Они не мотивированы его желаниями, а значит и присвоения результата в виде освоенного действия нет, как нет и формирования проектной деятельности.
Что же требуется знать и уметь современному учителю для работы с детьми в учебных проектах? Какими для этого качествами в смысле профессиональной компетентности должен обладать педагог?
Учителю, готовому работать по- новому, необходимо иметь определённый уровень научно-методической подготовки: знать психолого- педагогические особенности использования учебного проектирования, антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности.
И, конечно, учителю необходимо самому владеть проектированием и уметь применять его для решения любых проблем, в том числе и личных, и профессиональных.
В.И.Слободчиков справедливо замечает, что «ожидаемые компетенции не передаются «из рук в руки» не формируются в режиме информирования и просвещения и, более того, их невозможно сосчитать. Они должны быть буквально выращены, практически поставлены» на себе» при непосредственном участии самого педагога». [4]
Однако никто не может заставить учителя анализировать и пересматривать свою давно налаженную и хорошо исполняемую роль прочно занимаемую позицию в образовательном процессе, пока он сам не созреет в своём решении сделать это. Необходимость рефлексировать, оценивая свой профессионализм, пополнять свою профессиональную компетентность возникает лишь в том случае, когда у учителя появляется желание заниматься учебным проектированием, потребность самому измениться и изменить свои взаимоотношения с учениками для полноценного своего участия в учебном проектировании в качестве партнёра, сотрудника, сопроектанта.[4]
6
Учителю было бы полезно ответить на следующие вопросы самоанализа:
Владею ли я проектированием? Включается ли у меня проектное мышление при решении жизненных проблем? Получается ли применять проектирование при решении профессиональных проблем?
Что нужно мне, педагогу-практику, развить, пересмотреть, добавить в моей профессиональной компетентности педагога для того, что бы:
Создавать условия для моего взаимодействия с учениками на принципах сотрудничества;
Каждому ученику давать столько самостоятельности, сколько ему необходимо для продуктивного самопроявления и самовыражения.
Возлагать на ученика столько ответственности за себя и свои поступки, принятые решения, сколько он может нести;
Так предлагать помощь, что бы ученик мог ею воспользоваться, не поступившись своей самостоятельностью, своей ответственностью.
Профессионализм современного педагог перестаёт определяться только совокупностью качеств и частных методик учебно- воспитательной работы, которыми он владеет в пределах своей узкоспециальной компетенции. [4]
Итак, проблема формирования проектной компетентности учащихся решается через формирование новой профессиональной компетенции учителя.
7
Глава 2. Технология проектов
Существует множество подходов к классификации проектов:
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
информационный
исследовательский
практико-ориентированный
ролевой
творческий [3]
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта. [6]Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? Или создается документ на основе полученных результатов исследования по экологии, биологии, исторического, литературоведческого и другого характера; справочный материал или словарь какой-либо специальной лексики и так далее. Ролевой проект. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по английскому языку.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть сценарии видеофильма, драматизации, программы праздника, статьи, альманахи, репортажи, альбомы и т. д.По форме:
видеофильм
рекламный ролик
журнальный репортаж
инсценировка
интервью с известным человеком
телепрограмма
мультимедийный продукт
стенгазета
8
По профилю знаний:
монопроекты – в рамках одного учебного предмета
межпредметные – в рамках двух или более предметам
По числу участников:
личностные
парные
групповые
По характеру контактов:
внутрикласснымивнутришкольнымирегиональными
международными
По продолжительности:
минипроекты – в течение 1 урока
краткосрочные – в течение 1-5 уроков
среднесрочные – 1-2месяцев
долгосрочные – до 1года
По характеру координации проекта:
с открытой, явной координацией (ненавязчиво направляет работу участников)
со скрытой координацией проекта (координатор полноправный участник проекта (один из)Таким образом, следует заметить, что к какому типу не относился бы проект, любой из них требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно и нужно назвать творческим. Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.
Методика организации проекта предполагает несколько этапов:
планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач);
поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).
защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора).
9
Глава 3. Ученический проект на КузВики
«Английский в нашей жизни сегодня и завтра».
В своей работе использую различные виды проектов, но хотелось бы поделиться своим опытом на КузВики.
3.1. Выполнение проекта
Работа над проектом началась на уроке английского языка в 9х классах. Изучали тему «Роль иностранного языка в жизни человека». Переводы текстов и обсуждение этой темы на языке - уже затронуло детей. Часто звучащий вопрос (от учеников со слабой успеваемостью) в адрес учителя: «Зачем учить английский, он мне не пригодится в жизни!?» - стал волновать уже многих, особенно после, предложенной посмотреть, стартовой презентации. Было решено собрать материал в пользу английского языка, взглянув на английский язык ни как на предмет с его правилами и требованиями к уроку, а как на необходимость сегодняшней жизни. Желанием каждого учащегося получить образование, хорошую профессию, стать успешным гражданином в обществе.
В каждом классе (9а, 9б, 9в) нашлись учащиеся, которые с удовольствием изъявили желание участвовать в проекте (всего 11 человек), предлагали свои идеи, приводили аргументы в пользу изучения иностранных языков. Особенно заинтересовалась проектом учащаяся 9а класса Красилова Юлия, сама предложила провести опрос учащихся, какие у них проблемы при изучении английского. В дальнейшем она составила вопросы анкеты, проанализировала ее результаты. Оказалась, что простая обычная лень мешает хорошо учиться и неосведомленность в использовании знаний, полученных на уроках по языку.
Поэтому решили собрать различный материал (пакет документации), отвечающий на проблемные вопросы: «Зачем учить английский язык в 21 веке?», «Как помочь другу учить английский?», «Английский вокруг нас, не так ли? И как я к этому отношусь?».
Каждая группа вместе с руководителем проекта выдвигали свои гипотезы решения проблемы «Как привлечь учащихся к изучению сложного для них английского языка?», наметили направления работы.
В соответствии с направлениями работы, ребята разбились на 3 группы с учетом индивидуальных способностей и желаний. Условно решили собирать материал о роли ИЯ в истории. Английский вчера, сегодня и завтра. Это послужило названиями групп.
10
Чтобы заинтересовать родителей, рассказать, чем будут заниматься их дети, были розданы буклеты, было получено согласие родителей на работу в сети Интернет, выкладывание анкет и фотографий. Участники проекта определили срок выполнения проекта – 4 недели.
Для проведения проекта учителем были разработаны инструменты оценивания проекта: индивидуальный оценочный лист, критерии отслеживания работы группы, лист самооценки работы обучающегося, критерии оценки презентаций и других продуктов.
Ребята совместно с учителем определили продукты работы каждой группы, разработали критерии оценивания промежуточных продуктов.
Группа№1 Английский вчера
Список группы:
1. Красилова Юлия – отв. за работу группы
2. Яковлев Павел
3. Изотов Дмитрий + помощь Диденко Инна (гр.2)
Искала информацию в Интернете о роли иностранного языка в прошлом, изучала вопрос о полиглотах, какими качествами они обладали, и как они изучали иностранные языки.
Готовила презентацию « Полиглоты».
Изучала афоризмы об иностранных языках.
Создавала анкету «Почему английский язык прочно вошел в нашу жизнь?»
Провела самооценку своей работы.
Группа№2 Английский сегодня
Список группы:
1. Морозова Василина – отв. за работу группы
2. Диденко Инна
3. Коганец Юрий
4. Пушкарева Надежда
Помощники:
1.Красилова Юлия (гр.1)
2. Паульс Кирилл (гр.3)
3. Войновский Влад (гр.3)
4. Гуревич Марк (гр.3)
Вместе с учителем занималась проведением анкетирования и его анализом.
Разрабатывала советы, как помочь другу учить английский язык, как справиться с трудностями в изучении языка.
Собирала материал, фотографировала, искала английские слова, которые вокруг нас.
Собирала примеры и составляла словарик заимствований из школьной жизни.
Создавала презентации из собранного материала.
Проводила самооценку своей работы учащимися группы.
Учителем заполнялись таблицы личного продвижения и продвижения группы по проекту.
11
Группа№3 Английский завтра
Список группы:
1. Паульс Кирилл – отв. за работу группы
2. Войновский Влад
3. Гуревич Марк
4. Литвинова Карина + помощь Красилова Юлия (гр.1)
Продолжали собирать информацию вместе с группой №2 «Зачем учить английский?»
Собирала информацию о профессиях и деятельностях, где нужны знания иностранных языков.
Создала презентацию «Хочу быть…. и в этом мне поможет английский язык!»
Искала материалы, брала интервью « Как пригодились знания английского языка в жизни различных людей», «Что такое эсперинг, и как я к этому отношусь? И даже вопрос «А говорят ли на английском языке на других планетах» с улыбкой вызвал большой интерес.
Проводила самооценку группы.
Все группы получили оценку своей деятельности, заполнили лист оценивания конечного продукта. После представления работ, все промежуточные продукты были соединены в общую презентацию-агитацию «Учи английский язык - и тебе откроется весь мир!» или «Английский во времени». Для создания этой презентации были представлены самые важные слайды из промежуточных продуктов каждой группы. Выбор слайдов был сделан ответственными в группе: Красиловой Юлией, Морозовой Василиной, Паульс Кириллом.
Самой активной участницей проекта была Красилова Юлия, которая не могла с равнодушием относиться к работе других групп. Старалась помочь, предлагала свои идеи, решения ключевой проблемы: Как привлечь учащихся, к любимому для неё, английскому языку и какие возможности, открываются перед ними в их будущем, со знанием языка.
Защита проекта проводилась на уроке английского языка в 9а и 9б и на классном часе в 9в. По завершению проекта ребята приняли участие в обсуждении проекта, своей деятельности в нем, ответили на вопросы анкеты. Анкетирование проводилось с целью выяснения отношения к проектной деятельности, и к дальнейшему участию в проектной деятельности.
Многие изъявили желание продолжить работу по проекту в следующем учебном году, особенно заинтересовала тема «Студенческие программы культурного обмена: Work & Travel, Experience, Au Pair, Internship».
Возможность выпускникам школ, студентам ВУЗов пожить и поработать в стране изучаемого языка.
12
3.2 Об проекте «Английский в нашей жизни сегодня и завтра» в рамках курса Intel «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО»
Участники проекта: 9 классы.
Предмет: английский язык и классное руководство
Работа учащихся в проекте направлена на достижение следующих целей:
формирование навыков умения решать проблему в процессе сотрудничества;
развитие умений работать с информацией и медиасредствами;
формирование стремления и навыков к достижению цели;
формирование навыков продуктивной деятельности.
Планируемые результаты:
В ходе выполнения проекта дети должны были научиться:
1. Самостоятельно работать с источником информации в сети Интернета с помощью поисковых систем.
2. Работать с информацией (классифицировать, обобщать, систематизировать).
3. Быстро и слаженно работать в коллективе.
4. Наблюдать, креативно мыслить.
5. Ставить и решать проблемы.
6. Разрабатывать анкеты, памятки, словари.
7. Находить материал для фотоколлажа.
8. Проводить интервью.
9. Создавать презентации с элементами рекламы.
10. Агитировать и убеждать.
В процессе реализации проекта участники решали следующую проблему:
Как привлечь учащихся к изучению сложного для них английского языка.
Основополагающий вопрос:
А на других планетах знают английский язык?
Проблемные вопросы:
Зачем учить английский в 21 веке?
Как помочь другу учить английский?
Какие английские слова (заимствования) вошли в нашу школьную жизнь?
Английский вокруг нас, не так ли? И как я к этому отношусь?
Что я думаю о роли английского языка в нашей жизни?
Как вы думаете? Эсперинг – язык будущего?
Учебные вопросы:
Какие трудности возникают при изучении анг. языка и как их преодолеть?
Кто такие полиглоты и какими качествами они обладают?
Почему на английском языке говорят во всем мире?
13
Почему английский язык считают самым легким?
Для каких профессий важно знание иностранного языка?
Для решения данной проблемы учащиеся:
составляли планы деятельности групп по решению ключевой проблемы,
собирали информацию о роли иностранных языков в жизни человека, систематизировали и выбирали материал о языках (в прошлом, настоящем и будущем),
проводили анкетирование о трудностях английского языка и
анализировали причины такого отношения учащихся к языку,
составляли памятки, анкеты,
проводили интервью,
делали заметки,
подбирали вопросы для анкеты-размышления,
составляли словарь заимствований (англицизмов) из школьной жизни,
делали фотоколлаж,
создавали презентации с использованием методов убеждения и мотивации,
рекламировали роль английского языка в жизни современной успешной личности.
Конечный продукт:
пакет документаций для агитации и мотивации окружающих на изучение английского языка,
все промежуточные продукты объединены от прошлого к настоящему и будущему.
Создание методического пакета с инструментами для оценивания меры достижения заявленных целей проекта.
Результаты педагогического контроля:
Были созданы инструменты оценивания для:
Формирования внутренней образовательной мотивации:
Анкета выявления знаний, интересов, склонностей участника проекта при определении выбора будущей профессии.
Анкета выявления первоначальных умений участников проекта.
Формирование навыков саморегуляции и сотрудничества:
Индивидуальный оценочный лист участника проекта.
Самоанализ участника группы.
Формирование метапознания и понимания:
Дневник участника проекта.
Формирование стремления навыков к достижению цели:
Критерии отбора и оценки идей
14
Контрольный лист формирования мыслительных способностей.
Контрольный лист формирования мыслительных способностей.
Формирование навыков продуктивной деятельности:
Оценка активности участия в проекте
Оценочный лист публичного выступления
Формирование навыков работать с информацией:
Итоговое оценивание:
Итоговая анкета участника проекта.
Итоговое оценивание проекта учащимися.
Итоговая рефлексия.
Для реализации проекта понадобилось 16 часов из них: 4 учебных часа,
4 консультации и 8 часов самостоятельной работы. Одновременно работали 3 группы. «Английский вчера» -3 человека, «Английский сегодня» - 4 человека и «Английский завтра» -4 человека. Всего количество участников -11.
Результаты выполнения проекта:
Для проблемных вопросов были созданы следующие промежуточные продукты:
Презентация учащихся «Зачем учить английский в 21 веке?»;
Презентация-памятка «Как учить английский язык?»;
Словарь англицизмов из школьной жизни;
Презентация-фотоколлаж «Английский вокруг нас…не так ли и как я к этому отношусь?»;
Анкета-размышления «Почему английский прочно вошел в нашу жизнь?»;
Заметка об эсперинге.
Для учебных вопросов были созданы следующие промежуточные продукты:
Анкета для учащихся «Трудности в изучении английского языка»;
Опросник, анализ анкетирования;
Презентация учащихся «Полиглоты»;
Заметка об известном полиглоте Вилли Мельникове;
Интервью с одноклассником;
Презентация «Английский – один из самых легких языков»;
Презентация «Хочу быть и в этом мне поможет…английский язык!»;
Информация для размышления «Об инопланетянах, которые знают английский язык».
Наши результаты:
Успехи и достижения
Участники проекта научились составлять план деятельности по решению ключевой проблемы.
15
Собрали различный материал агитационного характера о роли иностранного языка в нашей жизни.
Научились создавать компьютерные презентации с элементами агитации и рекламы.
Создан конечный продукт: пакет документации (16 продуктов), не включая планы групп.
Создали презентацию-агитацию «Учите английский и тебе откроется весь мир!» (65 слайдов).
Сформированы у учащихся навыки и умения агитации и мотивации окружающих на изучение английского языка с целью осознания ими роли иностранного языка в жизни современной успешной личности.
Нам хотелось бы отметить огромную инициативность и креативность участников проекта. Особенно Красилову Юлию, ученицу 9а класса как самую активную участницу проекта.
Радует то, что данный проект повлиял на отношение учащихся к английскому языку, и увеличилось количество учащихся, которые хотели бы выбрать профессию и связать свою судьбу с языком.
Участники проекта выступили с предложением продолжить начатую работу по проекту.
Проблемы:
Периодическое пополнение материалов к проекту.
Рекомендации:
При работе над проектом надо учитывать: индивидуальные качества обучающихся, личные интересы и желание каждого участника.
Психологическую комфортность процесса обучения.
Рефлексия по проведенному проекту:
Применив метод проектов в процессе обучения поняли, что важными чертами проектного метода являются:
внимание к личности ученика и его уважение;
развитие самостоятельности и самореализации ученика;
понимание учеником конечного продукта.
Метод проектов помог:
сблизиться с учениками;
совершенствовать умения и навыки работы с ИКТ;
овладеть мышлением высокого уровня;
измениться самому учителю, учить по-новому!
16
Заключение
Подводя итоги работы, хотелось бы остановиться на следующих выводах. Современность диктует нам свои правила во всех сферах жизни. Так и образование переходит на новый виток приоритетных направлений и задач обучения. Обучение иностранному языку перестало сводиться только к заучиванию правил и единиц языка. Напротив, оно стало иметь практическую направленность, влияющее в первую очередь на развитие всесторонне развитой личности, способную полноценно участвовать в межкультурной коммуникации. 
Учителю, готовому работать по- новому, желающему стать учителем проектного обучения, необходимо иметь определённый уровень научно- методической подготовки, владеть технологией проектирования, методикой исследования и технологией осуществления проектного обучения.
Кроме того, освоение учителем технологии обучения проектированию школьников, методов формирования проектной компетентности учащихся связано с переводом учителей на позиции компетентностной парадигмы, выходом из «предметной зашоренности», в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики, по сути, формирование новой профессиональной компетентности учителя. [4]
В учителе должно появиться, созреть новое кредо его педагогической деятельности, новое понимание себя и своих учеников в учебном процессе.
При проектировании взаимоотношений «учитель-ученик» могут быть продуктивным, только если они имеют характер сотрудничества, партнёрства, если учитель уважительно относится к проявлениям самостоятельности ученика. 
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево- игровые, информационные, практико- ориентированные. Но, следует заметить, что к какому типу не относился бы проект, любой из них требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно и нужно назвать творческим. 
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов.
Наш ученический проект «Английский в нашей жизни сегодня и завтра» таким и является.
17
Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. 
Говоря о проектах, предназначенных для обучения языку, следует заметить, что они обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
наглядное представление результата. [5]
Таким образом, проектная работа - такой вид совместной деятельности учителя и учеников, при котором даёт возможность развивать у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя. 
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.           
Участие в Интернет - проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать
18
проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. [6]
             Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:
достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,
понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:
повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
простор для творческой и созидательной деятельности.
А главное, работая над данным проектом, действительно ощущаешь в себе перемену. Меняется учитель, его стиль общения, появляется желание учить по-новому!
19
Литература
1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак .ин.яз. высш. пед. учеб заведений.[Текст]/ Н.Д. Гальскова, Н.И.Гез.-3-е изд., стер.- М.: Издательский центр « Академия», 2006 
2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка [Текст] / Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.-2003.-№5
3. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. [Текст] – 2006.
Электронные ресурсы:
Агафонова Ю.Н. Метод проектов на уроках иностранного языка// (С) Вопросы-Интернет-образования. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_113/cd_site/articles/art_2_3.htmКочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика/Мастер-класс/Центр лингвометодических информационных ресурсов// (С) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
http://www.itlt/edu.nstu.ru/или http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.phpТулупова Э. Н. Метод проектов как современная педагогическая технология //(С) - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/02/20/statyametod-proektov-kak-sovremennaya Ресурсы удаленного доступа:
7. KUZWIKI [Электронный ресурс] /Открытая Интернет-площадка для поддержки творчества педагогов, учителей, методистов.-Режим доступа: / http://wiki.kem-edu.ru/index.php/Участник:Пушкарева 8. Кузнецова О. М. (Пушкарева)
https://sites.google.com/site/lehrerpushkareva1234 Материалы проекта на собственном сайте
20
Приложения 1-9 Оценивание
Приложения 1
-666067176196 Анкета выявления первоначальных умений
участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
00 Анкета выявления первоначальных умений
участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра


Ф. И. участника проекта __________________________________________
№ Вопрос Ответ (желательно полный)
1 Класс (углубленный, традиционный) 2 Оценка по английскому языку… 3 Испытываете вы трудности в изучении иностранного языка? 4 Умеете ли вы находить необходимую информацию в сети Интернет? 5 Вы общительный человек? 6 Владеете первоначальными навыками работы в текстовом редакторе? 7 Владеете навыками работы с программой Microsoft Office Power Point? 8 Создавали ли вы когда-нибудь самостоятельно презентации? 9 Вы любознательный человек? 10 Сумеете объективно оценить свою работу и работу своих одноклассников? 21
Приложение 2

-965835-215265 Анкета выявления знаний, интересов, склонностей участника проекта при определении выбора будущей профессии
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
00 Анкета выявления знаний, интересов, склонностей участника проекта при определении выбора будущей профессии
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра

Ф. И. участника проекта __________________________________________
№ Вопрос Ответ (желательно полный )1 Класс 2 Выбрали вы уже будущую профессию? 3 Что может или уже повлияло на выбор вашей профессии? 4 Какое образование вы хотели бы получить? (высшее, среднее) 5 Хотели бы вы получить рабочую профессию? 6 Какие профессии вы считаете наиболее престижными? 7 Пригодятся ли знания английского языка в вашей будущей деятельности? 8 Владеете вы навыками работы на компьютере? 9 Умеете ли вести переписку с использованием английского языка? 10 Хотели бы вы поехать за границу с целью работы или для учебы? 11 Ваши интересы, хобби? 12 Увлекаетесь ли вы зарубежной музыкой? 13 Вы увлеченный человек? 22
-243840244475Дневник участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
00Дневник участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
Приложение 3
Фамилия, имя ___________________________________________________
За чем я наблюдаю?
Телеэфир
Надписи вокруг меня
Речь сверстников
Я придумал (а) свой объект для наблюдения, это _________________________________
Результаты моих наблюдений:
Слова и фразы на английском языке Перевод Заимствованные слова Оригинал
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Легко ли было найти английские слова и заимствования там, где ты искал?
Да, это не составило труда
Нет, пришлось прочитать/просмотреть/прослушать очень много
За время наблюдений я сделал (а) _______фотографий
Проект закончился, и я хочу сказать, что_________________________________________________
23
Приложение 4
-718185-522605 Контрольный лист формирования мыслительных способностей участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
00 Контрольный лист формирования мыслительных способностей участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра

Фамилия, имя ученика __________________________________________
Мыслительные способности «отлично»
7556512827098996512827052578012700
«хорошо»
620395368304889536830 «мог бы лучше»
50609597790
Оценивать Обобщать Делать заключения Интерпретировать Анализировать Разрабатывать Абстрагировать Анализировать перспективы Принимать решения Решать проблему Особые заметки 24
-338263231248Самоанализ участника группы
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
00Самоанализ участника группы
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
Приложение 5

Фамилия, имя ученика __________________________________________
В ходе нашего проекта я… Я поработал на «отлично»
7556512827000525780127000098996512827000
Я доволен результатами своей работы
6203953683000488953683000 Я мог бы сделать лучше
5060959779000
Предлагал новые идеи и направления Определял цели, ставил задачи Ждал помощи от участников группы Принимал участие в совместной работе Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения Помогал группе в выборе правильных решений Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы Находил и исправлял ошибки Оказывал помощь, откликался на работу других Преодолевал трудности, добивался достижения результата Осознавал ответственность за общее дело 25
-243373166142Индивидуальный оценочный лист участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
00Индивидуальный оценочный лист участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
Приложение 6
Фамилия, имя ученика __________________________________________
В ходе нашего проекта я… Я поработал на «отлично»
7556512827098996512827052578012700
Я доволен результатами своей работы
620395368304889536830 Я мог бы сделать лучше
50609597790
Участвовал (а) в разработке плана работы группы Определял (а) цели, ставил задачи Принимал (а) участие в совместной работе Следовал (а) рекомендациям автора проекта Задавал (а) вопросы, искал факты, изучал информацию Анализировал (а), обобщал точки зрения, делал выводы Подбирал (а) нужные картинки, фотографии к продукту группы Участвовал (а) в создании итогового продукта группы Участвовал (а) в защите продукта группы Научился работать в команде 26
-252095377825Оценочный лист конечного продукта
участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
00Оценочный лист конечного продукта
участника проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
Приложение 7

Фамилия, имя ученика __________________________________________
Презентации, анкеты, памятки, словари, фото коллаж, заметки, интервью Я поработал на «отлично»
7556512827000525780127000098996512827000
Я доволен результатами своей работы частично
6203953683000488953683000 Я мог бы сделать лучше
5060959779000
Структура: соответствие целям и задачам проекта, наблюдается логическая последовательность изложения материалов Оформление: соблюдение единого стиля, грамотность изложения, использование иллюстраций Содержание: результаты соответствуют поставленным целям Использование эффекта: привлекательный дизайн Использование приема агитации или рекламы для данного проекта 27
Приложение 8
-245745-522605Итоговое оценивание проекта учащимися
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
00Итоговое оценивание проекта учащимися
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра

Ф. И. участника проекта __________________________________________
№ Я научился Отметить знаком «+» те качества, которые ты приобрел в процессе работы над проектом
1 Придумывать идеи для решения ключевой проблемы 2 Создавать презентацию c элементами агитации 3 Копировать фото и картинки, использую программу Power Point 4 Выражать свои мысли в письменной форме, делать заметки к информации 5 Брать интервью 6 Создавать памятки 7 Составлять вопросы для проведения анкетирования 8 Агитировать и убеждать 9 Создавать свой словарь английских заимствований из школьной жизни 10 Создавать фото коллаж по теме проекта 11 Представлять свой продукт 12 Обсуждать результаты работы с участниками проекта Дополни список ……….. 28
Приложение 9
-245745-522605Итоговая анкета участника учебного проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра
00Итоговая анкета участника учебного проекта
Английский в нашей жизни
сегодня и завтра

Ф. И. участника проекта __________________________________________
№ Вопрос Ответ
1 Моё участие в проектах: 2 Во время работы над проектом я испытывал (а) чувства 3 При выполнении проекта я узнал (а)… 4 При выполнении проекта мне было интересно заниматься… 5 При выполнении проекта у меня получилось… 6 При выполнении проекта мне было трудно… 7 При выполнении проекта мне нужна была помощь… 8 Некоторые задания мне показались сложными, так как… 9 При выполнении проекта я научился (ась)… 10 После выполнения проекта я могу… 11 Участие в данном проекте поможет в моей дальнейшей учебной деятельности следующим образом… 12 После выполнения проекта мне захотелось узнать еще больше о … 13 Мои впечатления от участия в проекте