Выступление Факторы, влияющие на качество образования


Факторы, влияющие на качество образования
Современная школа - большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников.
Сегодня, когда школа переживает трудности: нет утвержденных госстандартов, меняется базисный учебный план, содержание образования, - важно работать над повышением качества образования.
Одним из условий повышения качества образования в школе является уровень профессиональной компетентности учителя, который должен находиться в постоянном и непрерывном развитии. Профессиональная компетентность учителя носит интегрированный характер и понимается как совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда. Восточная мудрость гласит:
Плохой хозяин растит сорняк,
Хороший – выращивает рис,
Умный – культивирует почву,
Дальновидный – воспитывает работников.
Сегодня нужен учитель с высоким уровнем нравственности, профессионализма, способный к самореализации, саморегуляции, самоопределению в любой педагогической ситуации.
Бесспорно, что инновационные образовательные направления в системе образования требуют педагога нового типа. А где его «заполучить»? Необходимо обеспечить качественную систему повышения квалификации педагогического состава. Принудительная «отсидка», далеко не всегда интересные программы и курсы, на которых читаются нудные лекции – всего этого можно избежать, если педагогу предоставить более широкий выбор тематики и условий курсовой переподготовки. С этой целью методические службы города и школы должны включиться в поиск новых форм прохождения курсовой подготовки с учетом потребностей учителей. А это - дистанционные курсы, накопительная система прохождения курсовой подготовки по определенной теме, организация повышения квалификации учителей для работы с новым учебным оборудованием, обмен педагогическим опытом не только на муниципальном и школьном, но и на региональном, областном уровне.
Посещение курсов учителями, к сожалению, не всегда предусматривает использование в практике полученных знаний и умений. Так, например, посещение курсов по освоению работы на компьютерах не означает, что все слушатели этих курсов сразу же начнут печатать всю документацию, поурочные планы, участвовать в работе интернетовских сайтов, создавать свои презентации и т.д.
Ничем нельзя заменить «живое общение» творческих педагогов. А это обмен опытом путем размещения методических наработок на сайтах Интернета, публикации в педагогических изданиях, более активное участие в научно-практических конференциях, семинарах, проведение городских методических недель, открытых уроков и т.д. Но на практике, к сожалению, учителя наших школ не всегда используют возможность посетить уроки коллег в рамках городской методической недели, семинаров, проводимых на муниципальном уровне.
Актуальной формой повышения педагогического мастерства остается работа учителей над темами самообразования.
Необходимо организовывать работу не только по предметным направлениям, но и по решению проблемных вопросов психологии и педагогики, создавая творческие группы, включая в них опытных инициативных педагогов.
Наиболее давними, традиционно существующими структурными подразделениями школы являются предметные методические объединения. Они занимаются разработкой и обсуждением приемов, методик, технологий обучения. Современная модернизация образования требует новых подходов к созданию многомерной методической системы. А это создание новых объединений учителей по различным проблемам педагогики и психологии, таких как Школа Молодого учителя, школьное методическое объединение по параллелям. Цель организации таких объединений – выявление наиболее насущных вопросов, требующих своевременного совместного решения.
Следует не упускать из виду вопросы преемственности в образовании. Для этого целесообразно включать в предметные МО учителей начальных классов для выработки единых требований к учащимся при переходе из начальной школы в среднюю.
Коллективный характер деятельности при разумном сочетании общешкольных, групповых и индивидуальных форм и видов методической работы и самообразования способствует включению учителей в творческий поиск, в экспериментальную работу на различных уровнях, участие в новых проектах. А это и есть один из факторов, влияющих на повышение качества образования.
В каждой школе есть свой «золотой фонд» кадров, который обеспечивает высокие результаты выпускников на итоговой аттестации и поступление в престижные учебные заведения. Целесообразно продумать и грамотно построить работу по использованию ценного кадрового потенциала.
Особо надо говорить о здоровье детей, с которыми нам приходится работать. Зачастую мы работаем с детьми, забывая, что только до 10% из них рождаются практически здоровыми. Поэтому многие наши дети не выдерживают той психологической и умственной нагрузки, которую мы даем им на занятиях и уроках. Об этом нужно помнить ежеминутно каждому педагогу, работающему с детьми. Для того чтобы предъявлять к ребенку требования необходимо ведение мониторинга здоровья в каждом общеобразовательном учреждении. Остро стоит вопрос и об организации медико-педагогической комиссии у нас в городе.
Нельзя говорить о качестве образования не упоминая о сотрудничестве педагогов и психологов. Каждый ребенок индивидуален. Учитель должен владеть методикой применения диагностики психолого-педагогического состояния класса и обладать навыками корректной мотивации учебной деятельности учащихся.
Для создания комфортных условий успешного обучения каждого ученика и учителя необходимо оснащение учебных кабинетов современным оборудованием, организация автоматизированного рабочего места учителя администратора, тщательный подбор учебных программ и качественных учебников, соответствующих не только современным требованиям, но и учитывающие индивидуальные особенности обучающихся.
Стоит отметить те преобразования, которые связаны с реализацией приоритетного национального проекта «Образование», преобразования, проводимые Администрацией города. Это современное оборудованные учебные кабинеты, обновление программного обеспечения компьютерной техники, спортивные сооружения на территории школ города, комфортные условия, созданные в зданиях школы, капитальные ремонты зданий. Школы активнее включились в экспериментальную работу, действует Интернет в каждой школе, расширилась сеть дополнительного образования и т.д. И это еще далеко на все параметры, влияющие на качество образования.
Об этом можно много говорить. Конечно, образование формирует общество: его ценности, цели, духовный и творческий потенциал. Поэтому принципиально должен измениться взгляд на образование, цель которого – не только овладение знаниями, но и становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа, неповторимой индивидуальности. И это может быть обеспечено школой, если главным в ее деятельности станет качество образования.