Технологическая карта к уроку по внеурочной деятельности Планеты Солнечной системы


Технологическая карта
по курсу внеурочной деятельности «Юный астроном» для учащихся 3-х классов
в рамках школы «Одарёнок»
Учитель Перегонцева Наталья Николаевна
Класс Сборная группа детей 3-х классов
Направление внеурочной деятельности ОбщеинтеллектуальноеКурс «Юный астроном» в рамках школы «Одарёнок»
Тема занятия «Планеты солнечной системы»
Цель занятия
Закрепить знания о Солнечной системе, о её составе.
Задачи занятия Развивать наблюдательность, внимание.
Продолжить формировать представления о возможных источниках информации, способах её поиска.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать культуру поведения при групповой работе.
Вид учебной деятельности Познавательная
Образовательная форма Групповая работа.
Уровень результатов внеучебной деятельности Получение опыта самостоятельного социального действия.
Планируемые результаты:
Личностные Самостоятельно определять и высказывать самые простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Уметь использовать научные методы познания.
Делать отбор информации для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные
развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;
расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;
воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).
уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Организация образовательной среды Оборудование: Раздаточный материал, медиапроектор, экран, презентация.
Ресурсы:
Описание процесса: В кабинете парты расставлены для трёх команд. В центре кабинета стоят парты для совместной работы всех групп.
Содержательно-технологическая характеристика
Этапы занятия. Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты, комментарии
1 этап – организационный
1.1. Самоопределение к деятельности. Приветствие. Проверка подготовленности учащихся к занятию. Организация внимания детей.
Дети включаются в деловой ритм Личностные УУД: самоопределение. Создание благоприятного психологического настроя.
2 этап – мотивационный.
2.1. Актуализация знаний.
Сегодня наша классная комната превращается в научную лабораторию и каждый из вас будет научным сотрудником. Но о теме нашего научного проекта вы должны догадаться сами
отгадав загадку:

Девять братьев и сестер
Вокруг мамы бродят,
Отражая ее свет,
Хороводы водят.
(Планеты и Солнце)

Так, какая же тема нашего исследования? (Планеты солнечной системы)
С помощью учителя формулируют тему урока.
Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД).
2.2. Фиксация вывода в деятельности А кто изучает, планеты Солнечной системы?
На доске прикреплены слова (космонавт, астроном, исследователь)

Не люблю я ночью спать,
Лучше звёзды изучать.
Говорю я всем знакомым,
Что хочу быть …(астрономом). (Остаётся на доске).
-Итак, кем мы будем?

Эмблемы раздаются учащимся, и прикрепляется на доску.
Отвечают на вопросы учителя. 2.3. Постановка цели занятия. А какая цель нашего исследования? (узнать больше о планетах)
С помощью учителя ставят цель урока. Регулятивные УУД: целеполагание, умение высказывать версии.
3 этап – деятельностный.
3.1. Групповая работа.
3.2.Фронтальная работа. -Каждая группа получает свою тему исследования, над которой будет работать. (раздаются темы)
Вы же у меня научные сотрудники, а откуда учёные берут различную информацию?
- Вот и я сегодня хочу вам предложить информацию. Может она пополнит ваши знания, вы найдёте что-то новое и этим поделитесь с нами. У каждой группы имеется информация о планетах Солнечной системы. Ваша задача, уважаемые учёные, выбрать самое важное и подготовить рассказ по плану, который находиться у вас на столах. Перед началом работы давайте определим правила работы в группах.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ:
Умей выслушать товарища
Своё мнение должен высказать каждый
Закончив дело, помоги другу
Работать тихо, чтобы не мешать другим
Рабочее место содержи в порядке
Договоритесь, кто будет выступать
(правила появляются на доске)

-Итак, астрономы, приступаем к исследованию проекта.
(после подготовки дети рассказывают о планетах)



- Каждый из вас сейчас очень хорошо постарался, и мы получили очень интересные сообщения о планетах.
- Вы не просто астрономы, но ещё и конструкторы и каждая из научных групп сейчас попытается смоделировать планеты своего исследования. Прежде чем начать свою работу давайте разберёмся, сможем ли мы смоделировать планеты, чтобы они соответствовали своим размерам? Почему? А как нам быть? (учитель подводит детей к понятию «масштаб»).
- Скажите: «Что такое масштаб и для чего он нужен?».
-Для того чтобы смоделировать планеты нам нужно использовать масштаб, т.е. уменьшить планеты
зрительно и только после этого мы можем приступить к моделированию.
А материалом моделирования вам послужит пластилин.
Теперь давайте переместимся за стол совместной работы и рассмотрим получившиеся макеты планет и назовём где какая.
-Скажите, соответствуют они размерам? Не получилось ли, что Земля больше Юпитера и т.д.? Если есть ошибки, то их нужно исправить. Увеличить или уменьшить размер планеты.
-Скажите, а как вы думаете, что это такое лежит перед вами? (рисунок звездного неба)
-А чего на нем не хватает (планет). Сейчас используя изготовленные макеты, поместите их на нужные места.
- Ребята, учёные открыли 9 планет.
-А что мы с вами, находясь в роли астронома, создали на занятии? (макет Солнечной системы)

-А сейчас, давайте разгадаем кроссворд. Работаем группами.
Работают в группе.
Проговаривают правила работы в группе, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети из пластилина лепят планеты своей группы.
Отвечают на вопросы учителя.
Расставляют планеты на свои орбиты.
Разгадывают кроссворд.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь высказывать своё предположение
(Регулятивные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Уметь работать по предложенному учителем плану
(Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
4 этап – оценочно-рефлексивный.
4.1. Рефлексия деятельности.
4.2. Самооценка. -Какая была цель нашего исследования?
-Достигли поставленной цели?
-Какая тема исследования была?
-Что стало результатом нашей совместной работы? (макет Солнечной системы)
-А теперь, астрономы, оцените свою работу в научных группах, выбрав необходимую звёздочку. И оцените свою личную работу, выбрав звёздочку.
Зелёная (всё отлично), красная (не очень), жёлтая (плохо).

-На сегодня наша научная лаборатория прекращает свою работу, научные сотрудники могут отдохнуть. Всем спасибо за работу!
Ответы детей. Регулятивные УУД: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
приложение 1

с о зВ е зди е
т е л е С к о пк о м Е т а
г а Л а к т и к а
юпи т Е рпл а Н е т а
с пу т Н и к
А с т е ро и дг ра в и т а ци Я
ВОПРОСЫ:
Группы звёзд, которым люди издревле придавали особое значение, связывая с ними различные легенды и верования.
Мощный прибор, служащий человеку для изучения космоса с Земли.
Небольшое тело изо льда и камней, которое обращается вокруг Солнца по сильно вытянутой орбите.
Небольшое тело изо льда и камней, которое обращается вокруг Солнца по сильно вытянутой орбите.
Самая большая планета Солнечной системы.
Гигантский шар из твёрдых пород или газа, вращающийся вокруг своей звезды.
Чем является Луна по отношению к Земле?
Чем является Луна по отношению к Земле?
Сила, удерживающая планеты на околозвёздных орбитах.