Литературная гостиная. Судьба и художественный мир М.И.Цветаевой.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
(МБОУ «СОШ № 4»)
Проспект Героев, д. 36, Сосновый Бор, Ленинградская область, 188541
Тел./факс (81369) 2-44-32, E-mail: sch4@edu.sbor.netОКПО 56931354, ОГРН 1024701760490, ИНН/КПП 4714014380/471401001
_______________________________________________________________________________________________________
Волкова Елена Яковлевна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Сосновый Бор Ленинградской области
Литературная гостиная.
Тема: Судьба и художественный мир М. И. Цветаевой.
Цели:
1.Развитие навыков самостоятельной работы учащихся в создании рефератов.
2.Закрепление навыков анализа стихов.
Даты жизни Периодизация творчества
Рождение 26.09.1892г.
Смерть матери 1906г.
Встреча с Эфроном 1911г.
Замужество 27.01.1912г.
Рождение Ариадны 1912г.
Смерть отца, август 1913г.
Рождение Ирины, апрель 1914г.
Разлука с мужем, сентябрь 1917г.
Смерть Ирины, февраль 1920г.
Весть о муже 14.06.1921г.
Эмиграция из России 11.05.22г.
Встреча с Эфроном 18.06.39г.
Смерть 31.08 1941г. 1.Сботник стихов «Вечерний альбом» (1910г.)
2. «Волшебный фонарь» (1912г.)
3. « Из двух книг» (1913г.)
4. Лирика 1914-1921гг. более300 стихотворений, 6 романтических поэм, поэма-сказка «Царь-Девица».
Две книги «Вёрсты» (1920г.)
5. Поэмы 1921-1936гг.: « На красном коне»,
« Молодец», «Поэма горы», «Крысолов», «Поэма конца», « Поэма воздуха», «Сибирь», « Август».
6. Цикл « Стихи к Чехии» (1936г.)
7. Проза и переводы.
В ходе 2-х уроков выступают учащиеся с сообщениями по материалам собственных рефератов, звучат стихи М. Цветаевой, соответствующие автобиографическим событиям, идёт работа по следующим вопросам:
Темы лирики М. Цветаевой.
Образы символы.
Поэтическая интонация.
Цветовая символика.
На доске вопросы и эпиграф - отражение трагической судьбы поэтессы:
« Как билась в своём плену
От скрученности и скрюченностиИ к имени моему Марина-
Прибавьте: мученица».
М. И. Цветаева
Перед вступительным словом учителя звучит музыка (Концерт Рахманинова) и стихотворение « Кто создан из глины, кто создан из камня…» в исполнении
Т. Дорониной.
Слово учителя:
В историю русской поэзии н.20 века М. И. Цветаева вписала новаторскую, выразительную, исполненную драматизма страницу. Это была удивительная женщина, великая художница поэтического слова. Важным моментом в жизни каждого человека является его рождение. Давайте откроем первые страницы биографии М. И. Цветаевой. Стихотворение « Красною кистью» (август 1916г.)
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась…
Сообщение учащихся:
Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 года в небольшом доме на Трёхпрудном переулке. Два начала удивительно соединились в семье Цветаевых: сфера отца и сфера матери, мир искусства, живописи и музыки. Искусств Марина стала дочерью известного в то время человека, Ивана Владимировича Цветаева, учёного-филолога, основателя музея Изобразительных Искусств в Москве.
Её мама, Мария Александровна Майн, была пианисткой.
« После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом», - напишет в своих дневниках Марина. Действительно, музыкальность самым прямым образом сказалась в стихах особенно в стихах ранней Цветаевой. Достаточно вспомнить стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» (1913г.) или « Вы, чьи широкие шинели», положенные на музыку. Домашний мир и быт семьи Цветаевых были пронизаны постоянным интересом к искусству. На шкафах и полках стояли бюсты античных героев и богов, мир был полон духом античной мифологии. Не случайно, что у Марины Цветаевой появятся пьесы» Тиезей», «Федра» на античную тему, а дочь свою она назовёт Ариадной. Немало печалей увидела в жизни маленькая Марина. Из-за болезней матери она училась в частных пансионах за границей: в Италии, Германии, Швейцарии. За 5 лет поменяла 3 учебных заведения, была замкнута в себе и почти не имела друзей. Одиночество на людях слишком рано познала юная Марина. В 1906 г. От тяжкой болезни умирает её мать. С этого времени начинается бесконечная цепь частных пансионов, интернатов, а может быть, чужие страны её спасли от ощущения сиротства в родном доме. Именно в детстве зародилась столь свойственная её мысль о трагичности бытия, неизменно определяемая словом « рок».
Слово учителя:
Итак, можно назвать первые, основные темы раннего творчества М. И. Цветаевой. Это одиночество, фатальность судьбы, ощущение своей будущности в роли поэта.
Какие образы-символы вы встретили в прослушанных стихах?
Учащиеся отличают « рябину» - символ судьбы, тоже горькой, пылающей творчеством, Москву – символ прошлого.
Стихотворение « Слава прабабушек томных…»
Слово учителя:
Мы прослушали из выступления о детстве Марины, что она училась за границей. В 17 лет Цветаева закончила в Париже курсы по старо-французской литературе. В юности она была неотступно «влекома жаждой узнать мир», и в первую очередь - мир литературный. Ещё в гимназии она начинает писать стихи и постоянно ведёт дневник. «Всегда была требовательна к себе и другим»,- вспоминает её дочь Ариадна Эфрон в книге «Воспоминания».
Учитель даёт краткую информацию о книге « Воспоминание». Книга не окончена, в неё
Правдивее представлен мир Цветаевой, её жизнь, скитания, счастье и беды, потому что автором книги является самый близкий человек – дочь.
Учитель:
Послушаем, какой же была Марина гимназисткой по воспоминаниям её современников.
Выступление учащихся:
« Это была ученица совсем особого склада. Не шла к ней ни гимназическая форма, ни тесна школьная парта… Цветаева была каким-то образом вне гимназической сферы, вне обычного школьного распорядка. Среди нас она была как экзотическая птица, случайно залетевшая в стайку пернатых северного леса. Кругом движение, гомон, щебетанье, но у неё другой полёт, иной язык…» Москва, гимназия, 1910г.
Многие современники отмечали необычайный свет в облике М. Цветаевой. « Ни одна из теней не заслоняет от меня Марину, постоянно как бы просвечивающуюся сквозь всех и вся, к неё и за ней я постоянно как бы тянулась, подобно подсолнуху, и её присутствие постоянно ощущалось внутри меня, подобно голосу совести, - столь велика была её убеждающая, требовательная, подчиняющая сила»,- писала А. Эфрон. Примеры из книги «Воспоминания»: « Марина была невысокого роста с фигурой египетского мальчика. Шаг её был так лёгок и так стремителен, что казалось, она очень спешит, но это ей совсем не трудно, так послушны и легки были её ноги…Марина была почти невесома…
Она ненавидела быт. Гости, даже званные, отмечали в доме Цветаевой
« кораблекрушительный беспорядок».
Как она писала? « Налив в кружечку кипящего кофе, ставила её на письменный стол, к которому каждый день, как рабочий к станку, шла с тем же чувством ответственности, неизбежности, невозможности иначе. Первым художником, автором портретов Марины Цветаевой была её дочь, маленькая Арина. Она стала иллюстратором ранних стихов своей мамы, собранных в сборник « Вечерний альбом», вышедший в 1910г. Тема одиночества звучит здесь с особой силой , потому что поэт в этом мире одинок.
Краткая характеристика сборника и чтение стихов наизусть.
Стихотворение « Вот тебе моя рука, праведная, правая..» Бесстрашная и безоглядная правдивость и искренность во всём были всю жизнь её радостью и горем, её крыльями и путами, её волей и пленом, её небесами и преисподней. Часто у ранней Цветаевой рядом существуют жизнь и смерть. Стихотворение «Идёш , на меня похожий».
О назначении поэта и поэзии Цветаева будет рассуждать не только в стихах, но и впоследствии в прозе». Главное в жизни писателя,- скажет она,- не успех, а успеть».
Слово учителя:
Как поэт и личность Марина росла очень быстро, уверенно овладевая свободным языком. С самого начала своего пути Цветаева не признавала слова «поэтесса» по отношению к себе, называя себя , поэт Марина Цветаева. Труд поэта для Цветаевой был огромен и сложен. Давайте проследим , как удалось показать процесс работы над рождением слова в стихотворении «Глаза». Вы услышите, как автор ищет и находит точное воспроизведение портрета, какие подбирает краски для создания неповторимого образа. Кстати, чей вы видите портрет? (А. А. Блок, портрет поэта на доске, стихотворение читается наизусть)
Два зарева!- нет зеркала!
Нет два недруга!
Два серафических жерла
Два чёрных круга,
обугленных.
Ужасные! Пламень и мрак!
Две чёрные ямы…
А. Блока Цветаева просто боготворила, ему она посвятила стихотворение « Имя твоё»
( читается наизусть)
Слово учителя: С самого начала своего творчества Цветаева была сама собой. Важные моменты в её жизни происходят удивительно, необычайно и даже фатально. Вот послушайте , что произошло в Коктебеле в1911году.
Выступление учащихся.( сценка)
- Я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень.
-Марина! Влюблённые, как тебе , может быть , известно- глупеют. И когда тот, кого ты
полюбишь , принесёт тебе случайный булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень,- сказал Волошин.
- Я от всего умнею! Даже от любви!
« А с камешком – то сбылось, ибо Сергей Эфрон чуть ли не в первый день знакомства вручил мне величайшую радость и редкость- сердоликовую бусинку, которая и по сей день со мной, »- прочтем мы в дневнике Цветаевой.
Они встретились весной 1911 года и поженились в январе 1912.
Слово учителя:
В течение последующих 5-6 лет жизнь Цветаевой была самой насыщенной, была подобна полёту в предвидении своего звёздного часа. Давайте посмотрим , как работает в это время Цветаева. Выходят один за другим сборники: «Волшебный фонарь» и « Из двух книг». О силе любви, о философии любви, подобно Шекспиру и Достоевскому, размышляет её лирическая героиня.
Чтение наизусть стихотворений «Я тебя отвоюю» и « Я -страница».
Слово учителя:
Подошло время поговорить о световой символике в творчестве Цветаевой, поскольку это очень важный момент для понимания творчества. Что может обозначать белый цвет у Цветаевой?
Белое – знак готовности к заполнению, а чёрное - опустошенность, утрата, горе. «Белое» –до всего, «чёрное»-после. Красный – цвет войны, крови, смерти. Лазурный, голубой - цвет духовности ,э то вознесение души. Жёлтый - признак разлуки. (Учащиеся приводят подготовленные примеры).
Получилась такая своеобразная цветомузыка. А рядом подрастала маленькая дочурка.
Муж не мог понять, почему такое имя выбрала Марина для дочери . «Арианда –это значит очень ответственно», заявила Цветаева.
Давайте послушаем, что написала шестилетняя дочь о свое маме.
Сообщение учащегося.
« Моя мама очень странная. У неё светло-русые волосы, они по бокам завиваются. У неё зелёные глаза, нос с горбинкой и розовые губы. У неё стройный рост и руки, которые мне нравятся . Её любимый день- Благовещение. Она грустная, быстрая, любит музыку и стихи. Она терпелива. терпит всегда до крайности. Она сердится и любит. Она всегда куда-то торопится. У неё большая ДУША. Нежный голос. Быстрая походка. У Марины
все руки в кольцах. Она по ночам читает. Она не любит , чтобы к ней приставали с какими-то глупостями, она тогда сердится. Иногда она ходит , как потерянная…»
Слово учителя:
С весны 1917 г. для Цветаевой начинается трудный период. Грядущую революцию она воспринимает как движение некой безликой силы. Голос в защиту страдающего человека в стихах этого периода хорошо слышен. Закончены две книги «Вёрсты» и Лебединый стан». Судьба Цветаевой осложнялась тем, что её муж был белогвардейским офицером.
Выступление ученика.
Вот уже почти 3 года Марина жила одна и не имела никаких вестей от мужа с сентября 1917года. От голода умерла младшая дочь Ирина. Белый офицер, Сергей Эфрон, отныне превратился для Цветаевой в мечту, в прекрасного белого лебедя, героического и обречённого. Добровольная Армия стала для неё армией, идущей на смерть.
Стихотворение «Расстояние, вёрсты, дали..»
В мае Марина Цветаева уезжает на встречу к мужу в Прагу. Её иммиграция была поступком любящей жены. Зачитывается письмо от мужа
Последний день в Москве. Чтение отрывка из книги «Воспоминание» ( что с собой взяла Цветаева, как она крестилась , проезжая церкви , покидая Россию).
За границей родился сын Георгий. Цветаевой чудом удалось выпустить сразу несколько книг: «Царь- воевода», «Разлука», « Ремесло», «Психея». Это был своего рода пик в её творчестве. Цветаева писала много, но в течение последующих 15 лет всё написанное ею не увидело свет . Её перестали печатать. Состоялось возвращение семьи на родину. В годы жестокой репрессии муж и сын были арестованы. На этот раз вестей от мужа Цветаева так и не дождалась.
В книге « Воспоминание» Ариадна Эфрон скажет: « Если бы я была рядом, этого бы не случилось...» В Елабуге без работы и средств к существованию, в полном одиночестве Цветаева ущла из жизни 31 августа 1941 года.
Звучат стихи: «Пригвождена», « Моим стихам».