Календарно-тематическое планирование по биологии для 10-12 классов вечерней формы обучения


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ВЕЧЕРНЕЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
10 класс
№п/п
Дата
План Дата
Факт Тема урокаДомашнее задание
1 Предмет исследования биологии. Системный подход в биологическом познании. Основные св-ва живых систем. Уровни организации живой природы. 2 Биохимия. Важнейшие химические элементы клетки. Неорганические вещества. 3 Вода, особенности строения молекулы, функции в живых организмах. 4 Органические соединения. Углеводы, их функции. Липиды. Белки. Строение молекулы белка. Структуры белка. 5 Денатурация. Биологические ф-ии белков. Нуклеиновые кислоты. Структура молекулы ДНК. 6 Особенности строения РНК, типы РНК, функции РНК. Л/р №1 «Роль ферментов в биохимических реакциях». Сообщение «Строение молекулы АТФ».
7 Клеточная теория. Современный этап в истории развития клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. 8 Строение клеток прокариот и эукариот. Поверхностные ст-ры, строение и ф-ии. Л\Р № 2 «Сравнение строения клеток прокариот и эукариот». 9 Клеточные мембраны: их строение и функции. Ядро. Строение и ф-ии. 10 Вакуолярная система клетки. Немембранные органоиды клетки – рибосомы. 11 Опорно-двигательная система клетки. Органоиды передвижения: реснички и жгутики. 12 Л/Р № 3 «Явления плазмолиза и деплазмолиза в растительных клетках». 13 Жизненный цикл клетки. Интерфаза, ее значение. Амитоз.Митоз. Фазы митоза. Биологический смысл митоза. 14 Редукционное деление – мейоз и его фазы. Интенрфаза. Мейоз I. Мейоз II, его фазы. Сообщение «Конъюгация и кроссинговер». «Гибель клетки: апоптоз, некроз».
15 Обобщение знаний. Семинар «Деление клеток как основа разнообразия способов размножения живых организмов». 16 Неклеточные формы жизни. Особенности ст-ия и жизнедеятельности, размножение вирусов, происхождение. Реферат «Вирусные заболевания, их лечение и профилактика».
17 Обобщение знаний. Семинар «Неклеточные – формы жизни - вирусы». ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ 10 класс
№п/п
Дата
План Дата
Факт Тема урокаДомашнее задание
1 Обмен веществ – основа жизнедеятельности клетки. Пластический и энергетический обмен. Гликолиз. Аэробное окисление. Энергетический выход полного аэробного окисления глюкозы. 2 Фотосинтез. История изучения фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Рефероат «Вклад К.А. Тимирязева в изучение фотосинтеза».
3 Планетарная ценность фотосинтеза, его практическое значение в создании нефти, газа, каменного и бурого углей. Влияние факторов внешней среды на биосинтез. Реферат «Транскрипция – образование и-РНК на матрице ДНК. Трансляция»
4 Биосинтез белков. Генетический код. Молекулярная теория гена, ее значение. Этапы биосинтеза белка. П/р№1 «Решение элементарных задач по молекулярной биологии». Реферат «Центральная догма молекулярной биологии»
5 Обобщение знаний. Семинар «Энергетика клетки: значение фотосинтеза и дыхания в обменных процессах». 6 Способы размножения организмов. Бесполое размножение и его формы. Половое размножение и его значение для эволюции. 7 Гаметогенез. Стадии стерматогенеза. Особенности строения сперматозоидов. Стадии овогенеза. Особенности ст-ия яйцеклеток. Л\Р №4 «Строение половых клеток». 8 Оплодотворение, его биологическое значение. Чередование поколений в жизненном цикле растений. Спорофит и гаметофит. Двойное оплодотворение цветковых растений. Реферат «Партеногенез. Онтогенез».
9 Особенности индивидуального развития животных. Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития животных. Прямое и непрямое развитие. 10 Обобщение. Семинар «Клонирование позвоночных животных как одно из направлений биотехнологии. Перспективы и социально-этические проблемы развития технологии клонирования жив. и человека. Ответственность ученых за последствия своих исследований». 11 Г.Мендель – основоположник генетики, его представления. Принципы дискретной наследственности, его значение. Моногибридное скрещивание. Доклад «Объяснение законов Менделя с позиции частоты гамет».
12 Дигибридологический метод. Закон единообразия гибридов 1 поколения. Закон расщепления. Анализирующее скрещивание. Третий закон Менделя, его значение. П/Р №2 «Решение типичных задач по генетике».
13 Промежуточный характер наследования. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления генов. Генетические карты. Доклад «Закон Т.Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности».
14 Хромосомная теория наследственности. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Доклад«Краткая история развития молекулярной генетики», «Генная инженерия, перспективы развития».
15 Генетически модификационные продукты.
16 Перспективы развития, социальноэтические проблемы молекулярной генетики и генной инженерии. 17 Обобщение. Конференция «Выдающиеся отечественные генетики». 18 Повторение.
11 КЛАСС ВЕЧЕРНЕЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
№п/п
Дата
План Дата
Факт Тема урокаДомашнее задание
1 Г.Мендель – основоположник генетики, его представления. Принципы дискретной наследственности, его значение. Моногибридное скрещивание. Доклад «Объяснение законов Менделя с позиции частоты гамет».
2 Дигибридологический метод. Закон единообразия гибридов 1 поколения. Закон расщепления. Анализирующее скрещивание. Третий закон Менделя, его значение. П/Р №2 «Решение типичных задач по генетике».
3 Промежуточный характер наследования. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления генов. Генетические карты. Доклад «Закон Т.Моргана, вклад его школы в обоснование хромосомной теории наследственности».
4 Хромосомная теория наследственности. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Доклад«Краткая история развития молекулярной генетики», «Генная инженерия, перспективы развития».
5 Генетически модификационные продукты.
Обобщение. Конференция «Выдающиеся отечественные генетики». 6 Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Типы мутаций. Механизм возникновения генных мутаций. Доклад «История и положения мутационной теории Г. де Фриза»
7 Прямые и обратные генные мутации. Соматические и генеративные мутации. Доклад «Искусственное получение мутаций». «Роль отечественных ученых в изучении искусственного мутагенеза».
8 Теория изменчивости. Модификационная изменчивость, ее значение. Норма р-ии. Л/р № 1 «Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая». 9 Н.И.Вавилов – выдающийся отечественный генетик и селекционер. 10 Методы изучения наследственности человека. Хромосомные болезни, их причины. Генная терапия, Ценность генетических знаний.
П\Р № 1 «Составление родословных». Проект «Геном человека».
11 Теория злокачественного роста. Наследственность и рак. Экологические условия развитых стран и онкозаболевания. Реферат «Индивидуальное развитие и проблема рака. Биологические особенности злокачественной опухоли».
12 Искусственный и естесственный отбор в селекции животных. Анализ родословных. Типы скрещивания в животноводстве. Отдаленная гибридизация и гетерозис. Реферат «Роль селекции в сохранении видового разнообразия. Селекция микроорганизмов».
13 Микробиологическая технология, ее достижения в получении кормовых белков.
Обобщение. Конференция «Выдающиеся отечественные генетики и селекционеры». 14 Экология и ее значение. Экологические факторы. Среды жизни. Водная среда и ее экологические особенности. Адаптация водных организмов к среде обитания. 15 Наземно-воздушная среда обитания. Важнейшие климатические факторы. Экологические группы. Свет как климатический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. 16 Почва – самая молодая среда жизни, ее особенности.
Семинар «Среды жизни и экологические факторы». Реферат «Живые организмы, как среда жизни».
17 Повторение.
11 КЛАСС ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№п/п
Дата
План Дата
Факт Тема урокаДомашнее задание
1 Биологический вид – объект изучения систематики, экологии, генетики, эволюции. Критерии вида. Структура вида.Л/р № 2 «Изучение критериев вида». 2 Популяция – структурная единица вида. Важнейшие показатели популяции. Возрастная и половая ст-ра популяции. 3 Биоценоз – самая сложная живая система. Структуры биоценоза. Биологическое разнообразие. Типы взаимоотношений популяций разных видов в биоценозе. 4 Экологическая ниша. Принцип конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе. 5 Обобщение знаний.
Семинар «Надорганизменные системы: популяция, вид». 6 Биогеоценоз. Экосистема. Функциональные группы организмов в экосистеме. Реферат «Вклад А.Д.Тенсли и В.Н.Сукачева в создание учения об экосистеме и биогеоценозе».
7 Природные и антропогенные экосистемы, их разнообразие. Трофическая ст-ра биогеоценоза. Цепи питания. Трофические уровни. Правило экологических пирамид. Решить задачи по правилу 10%.
8 Развитие и смена экосистем. Первичные и вторичные сукцессии. Аргоценоз и его пути повышения. Взаимосвязь биогеоценозов в биосфере. Реферат или презентация «Опасность обеднения биологического разнообразия планеты и пути его сохранения».
9 Особоохраняемые природные территории.
Обобщение знаний.
Защита проектов «Пути сохранения биологического разнообразия». 10 Биосфера – единая глобальная экологическая система Земли. Распределение жизни в биосфере. Круговорот в-в – основа целостности биосферы. Реферат «Краткая история создания и основные положения учения о биосфере В.И.Вернадского».
11 Развитие эволюционных взглядов Ч.Дарвина. Формирование СТЭ. Популяция – элементарная структура. Реферат «Вклад С.С.Четверикова в становление и развитие генетики популяций».
12 Популяционные волны – фактор микроэволюции. Дрейф генов. Естественный отбор. Формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. 13 Л/р № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора».
Изоляция – фактор микроэволюции, нарушающий свободное скрещивание между особями соседних популяций. 14 Формы изоляции. Видообразование – результат макроэволюции. Способы видообразования: географический и экологический. 15 Морфологическое доказательство эволюции. Эмбриологические доказательства эволюции. Биогенетический закон. Реферат «И.И.Мечников, А.О.ковалевский – основоположники эволюционной эмбриологии».
16 Основные направления эволюционного процесса. Прогресс и регресс. Пути достижения. 17 Система живых организмов.. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации. Царства живой природы. 18 Био- и абиогенез. Этапы эволюции человека. Взаимосвязь биологических и социальных факторов. Реферат «Гипотеза А.И.Опарина. История развития жизни на Земле».
12 КЛАСС ВЕЧЕРНЕЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
11 КЛАССА ВЕЧЕРНЕЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
№п/п
Дата
План Дата
Факт Тема урокаДомашнее задание
1 Из истории развития эволюционной теории2 Микроэволюция. Популяция как эволюционная структура 3 Л. р. Изучение критериев вида4 Факторы-поставщики материала для эволюции. Изоляция5 Естественный отбор и его результаты. 6 Л. р. Приспособленность организмов к среде обитания. Относительный характер приспособлений7 Макроэволюция: законы и закономерности8 Палеонтология и эволюция. 9 Биогеографические доказательства эволюции. 10 Л. р. Доказательства эволюции11 Основные направления и пути эволюционного процесса. 12 Биосфера – единая глобальная экологическая система Земли. Распределение жизни в биосфере. Круговорот в-в – основа целостности биосферы. 13 Краткая история создания и основные положения учения о биосфере В.И.Вернадского. 14 Семинар «Вклад учения о биосфере в общечеловеческую культуру». 15 Вклад С.С.Четверикова в становление и развитие генетики популяцій. 16 Развитие эволюционных взглядов Ч.Дарвина. Формирование СТЭ. 17 Популяция – элементарная структура. 18 Популяционные волны – фактор микроэволюции. 19 Дрейф генов. Естественный отбор. 20 Формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. 21 Л/р № 3 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора». 22 Изоляция – фактор микроэволюции, нарушающий свободное скрещивание между особями соседних популяций. 23 Формы изоляции. Видообразование – результат макроэволюции. 24 Способы видообразования: географический и экологический. 25 Морфологическое доказательство эволюции. 26 И.И.Мечников, А.О.ковалевский – основоположники эволюционной эмбриологии. 27 Эмбриологические доказательства эволюции. 28 Биогенетический закон. 29 Основные направления эволюционного процесса. 30 Прогресс и регресс. Пути достижения. 31 Система живых организмов.. Искусственные и естественные системы. 32 Принципы классификации. Царства живой природы. 33 Био- и абиогенез. Этапы эволюции человека. Реферат «Гипотеза А.И.Опарина. История развития жизни на Земле».
34 Взаимосвязь биологических и социальных факторов. 35 А.Н. Северцов и И.И.Шмальгаузен – выдающиеся отечественные эволюционисты.