Система работы с обучающимися, пропускающими занятия без уважительной причины

Система работы в МБОУ «СОШ №4» Энгельсского муниципального района
с несовершеннолетними, систематически пропускающими занятия
без уважительной причины .
Одним из основных направлений работы органов и учреждений образования является выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам учебные занятия. Задача каждого образовательного учреждения обеспечить права всех граждан на получение среднего (полного) общего образования, сохранить контингент обучающихся до окончания ими образовательного учреждения.
Своевременное выявление причины «прогулов», терпеливая, настойчивая работа с «трудными детьми», умение найти к ним индивидуальный педагогический подход, не допустить их отторжения от школы, разрешить проблемы конфликтов с одноклассниками является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и залогом эффективности правового воспитания учащихся.
Пропуски уроков способствуют возникновению трудностей у школьников в освоении учебных дисциплин, последующего нежелания учиться, а также постепенному прекращению посещения несовершеннолетними государственного образовательного учреждения. Однако, «нежелание учиться» скорее следствие, чем причина.
Неуважительные причины, как показывает практика, разнообразны: бродяжничество, напряженные отношения с одноклассниками, педагогами, родителями, соблазнительные салоны компьютерных клубов, чувство одиночества и ненужности дома и в школе, препятствие или уклонение родителей от своих обязанностей и многое др.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейным кодексом, Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими нормативно-правовыми актами работники школы
- выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в государственных образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;
- ведут учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в государственных образовательных учреждениях;
- выявляют причины и. условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным причинам;
- осуществляют ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно информируют органы управления образования и районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о детях, прекративших или уклоняющихся от обучения.
Прогульщик - это ученик, который преднамеренно избегает школу без разрешения
Учет в образовательном учреждении детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях это система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающего и семьи, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих пропуску занятий в образовательном учреждении.


Организация работы по учету детей в «МБОУ СОШ №4»
Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель класса.
В случае пропуска от 1 до 3 дней занятий, и /или отдельных уроков, суммарное количество которых равно указанным величинам, классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей).
Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, то их предупреждают о необходимости усиления контроля за поведением ребенка и посещаемостью школьных занятий.
Помимо беседы классного руководителя, проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, и принимаются все надлежащие меры для устранения причины прогулов. При этом необходимо взаимодействовать с родителями для совместных усилии по устранению выявленных причин.
Если родители должным образом не отреагировали на информацию о прогулах, а учащийся продолжает прогуливать занятия, необходимо посетить такого ученика на дому совместно с представителями ПДН . Посещение поможет выяснить условия проживания его в семье, отношение к нему родителей (законных представителей) и причину отсутствия в школе, а также определить, не оказался ли ребенок (его семья) в социально опасном положении и какие надлежит принять меры. Посещение на дому следует оформить актом обследования жилищных условий.
Если известно, что родители злоупотребляют алкогольными напитками, наркотиками, склонны к асоциальному поведению, следует пригласить для посещения такой семьи сотрудника инспектора ПДН .
В случае, если не удалось установить контакт с родителями, а соседи по дому (товарищи по школе) ничего не знают о месте нахождения семьи, следует обратиться в подразделение по делам несовершеннолетних ( по месту жительства учащегося) для установления нахождения учащегося и его родителей.
3. Если родители не принимают надлежащих мер для возвращения ребенка в школу, следует предупредить их в письменной форме об административной ответственности за уклонение от своих основных обязанностей по воспитанию и получению детьми основного общего образования (ст. 63 ч.2 Семейного кодекса РФ, ст. 52 ч.2 Закона «Об образовании» РФ).
4. В случае, когда работа с ребенком и родителями не дали должных результатов, и несовершеннолетний без уважительных причин продолжает не посещать занятия, обучающего следует поставить на внутришкольный учет для проведения с ним индивидуальной профилактической работы и осуществления более жесткого контроля.
5. В отношении родителей (законных представителей), не уделяющих должного внимания воспитанию и получению образования такого учащегося, следует подробно в письменном виде проинформировать КДН и ЗП.
В случае, если родители (законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, необходимо в письменном виде проинформировать Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (пункт 1. ст.21 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
6. В целях обеспечения реализации права граждан на получение среднего (полного) общего образования, повышения ответственности государственных образовательных учреждений города Москвы за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранением контингента обучающихся, Государственное образовательное учреждение обязано осуществлять ведение документации по учету и движению учащихся
Очень важно, чтобы ребенок не «потерялся» между двумя школами, уйдя из одной и так и не попав в другую. При переводе ребенка из одной школы в другую, принимающая школа обязана подтвердить письменно свое согласие об его зачислении. В этом случае, контроль за продолжением обучения несовершеннолетнего, возлагается на администрацию принимающего образовательного учреждения.
Основания для постановки на школьный учет, на учет в ПДН.
1. На школьный учет (занесение в школьный банк данных) ставится обучающийся за неоднократные систематические пропуски учебных занятий, а также за длительное непосещение без уважительной причины.
2. На каждого несовершеннолетнего, систематически пропускающего или длительное время не посещающего учебные занятия воспитателем заводится Наблюдательное дело.
На учет в КДН ставится обучающийся за:
- систематические пропуски учебных занятий без уважительной причины (пропущено суммарно 10-15 учебных дней за отчетный период);
- непосещение учебных занятий (в течение 10-15 учебных дней за четверть).
Информация заносится в городской банк данных о детях длительное время не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении.
Директор школы несет в соответствии с действующим законодательством ответственность за достоверность сведений о несовершеннолетних, не обучающихся или прекративших по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
Информация по учету детей, сведения о которых включены в банк данных, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
Порядок снятия с учета
С учета снимаются: обучающиеся, окончившие школу; сменившие место жительства, с улучшением ситуации.
При планировании профилактической работы необходимо учесть, что согласно ст. 9, 14 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязано информировать учреждения и органы системы профилактики в соответствии с их компетенцией о выявленном случае и причинах непосещения обучающимся занятий, а также о принятых школой мерах.
Количество обращений школы в органы и учреждения системы профилактики в целях получения помощи и принятия мер в отношении родителей, возвращения несовершеннолетнего к обучению, не ограничено. При этом следует запрашивать письменные ответы.
Со всеми обучающимися, находящимися в школьном банке данных, проводится индивидуально-профилактическая работа, направленная на предупреждение или уменьшение общей вероятности появления пропусков уроков:
- постоянный, ежедневный контроль и учет за посещаемостью обучающихся;
-организация психолого-социальной службой школы индивидуальной и групповой работы с обучающимися и их родителями по преодолению причин пропусков учебных занятий;
- организация индивидуальной работы с обучающимися, испытывающими затруднения в освоении учебных программ; ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;
- своевременное и незамедлительное информирование учреждений и органов системы профилактики о несовершеннолетних, злостно уклоняющих от обучения, не посещающих учебные занятия, а также на родителей препятствующих обучению или уклоняющихся от воспитания и обучения своих детей (статья 9 Федерального закона «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Меры по предотвращению пропусков занятий без уважительных причин
Своевременное реагирование на прогулы школьных занятий является необходимым условием для успешной работы по выполнению законодательства об обязательном получении несовершеннолетними среднего (полного) общего образования.
Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания. К ученикам, допускающим прогулы занятий, следует относиться с повышенным вниманием, не ограничиваясь только контролем за успеваемостью, необходимо всеми возможными способами устранить условия и причины срывов в его поведении и прекращения прогулов.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика.
Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики прогулов занятий. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает программу дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковая работа - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее заинтересованности в посещении школы и формированию законопослушного поведения.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. К такой работе следует привлекать школьного психолога, специалиста по социальной защите, использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации отношений в конфликтных семьях.
Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте со специалистами КДН , инспекторами ПДН , органами опеки и попечительства, специалистами-психологами и СРЦН, ц.Семья, ЦМП,родительской общественностью, и др.
jdsl140034 Ваш новый пароль: Ba6Z0V^U