Выступление на педсовете по теме Изучение причин неуспеваемости и пути их преодоления


Изучение причин неуспеваемости
и пути их преодоления
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведённое время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с систематическим обучением.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её.
Пример 1. 2011 2012 уч.г. итоговая к/р по математике в 4 Б классе – результат 14 чел.(неуд). В классе 25 чел.
2012-2013 уч.г. к/р по преемственности (текст тот же) в 5 кл. – результат 13 чел (неуд).
Пример 2. Аттестация уч-ся 5 класса по четвертям:
1 четверть: 4 чел.
2 четверть: 6 чел.
3 четверть: 9 чел.
4 четверть: 1 чел.
Итог года 14% качество знаний; 4 чел. без «3».
Аттестация уч-ся 6 класса по четвертям:
1 четверть: 7 чел.
2 четверть: 12 чел.
3 четверть: 10 чел.
4 четверть: 3 чел.
Итог года 1 чел. закончил без «3». 2% качество знаний.
Причины низкого качества знаний учащихся
Сколько неуспевающих учащихся, столько и разных причин неуспеваемости:
Отсутствие мотивации;
Низкие способности;
Педагогическая запущенность учащихся;
Отсутствие должного контроля со стороны родителей;
Ухудшение здоровья подрастающего поколения, в том числе отрицательного влияния вредных привычек на здоровье, мыслительную деятельность учащихся;
Уровень подготовленности учащихся в начальной школе.
У школьников с низкими способностями как правило плохая память, они легко возбудимы или, наоборот, слишком пассивны, не могут сосредоточить внимание при восприятии нового материала, долго подключаются к работе.
Пример 3. Начало урока – откройте тетради, запишите число, классная работа: - вижу отрешённый взгляд в окно (Гусева, Бородинов, Городничев, Синдрюков); - 4-5 чел. ещё не открыли тетради (Аверин, Гостев, Мамедов, Гаджаев) - слышу вопрос: «А какое число?» (Колчанов, Лысак).
Пример 4. Переключение с письменной работы на устную проходит очень
медленно. Многие не могут переключиться на другой вид
деятельности. (Гусева, Гостев – темп письма низкий).
Пример 5. Работаем по образу и подобию: - на доске с проговариванием
решаем 4-5 примеров,
- один ученик решает на обратной стороне доски, класс решает
самостоятельно: (5 – 6 чел. не могут решить пример).
Пример 6. Новый предмет – геометрия: где надо не только решать задачи,
но и знать определения, формулировки теорем, свойства и
применять их к решению задач:
не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно; не может ответить на вопросы по тексту, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников;
не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск решения учебной задачи, когда требуется напряжение мысли, преодоление трудностей;
не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценку своей работе, не контролирует себя;
не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на
какое правило оно дано, не выполняет правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы;
не может воспроизвести определение понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста, не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
Все названные признаки свойственны учащимся этого класса.
Результаты качественного обучения в средних классах зависят напрямую от их подготовленности в младшем звене, а конкретно, от знания табличного умножения, метрической системы мер, умения считать устно на все действия, решать текстовые задачи. К примеру: как я могу научить ребят десятичным и обыкновенным дробям, выполнять с ними действия, сокращать дроби, если они не знают элементарно таблицу умножения, совершенно не могут подбирать нужные числа при письменном и устном делении, к тому же, отстающие дети ещё и плохо читают ( Годжаев, Мамедов, Данилин, Терекулова, Сигова, Власкин, Аверин, Лысак). Если в младших классах у ребёнка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.
КОМПЛЕКС ПРИЧИН
Комплекс причин неуспеваемости, поскольку, как правило, рассматриваются только те условия, которые порождают невыполнение требований, при этом отдельные условия не сочетаются друг с другом.
1. Дефекты физического и психического развития.( Мамедов недослышит)
2. Физическое состояние здоровых детей (болезни, ослабление организма, утомление). (Дорожкина, Лысак)
3. Дефекты умственного развития — слабость мыслительных операций, неразвитость речи, воображения. (Годжаев, Лысак)
4. Возрастные особенности. Например, подростковому возрасту свойственны недисциплинированность, безответственность, некоторая переоценка своих возможностей, неусидчивость, неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям (Колчанов – ворует, курит, употребляет алкоголь, занимается машенничеством, Городничев – асоциальное поведение в обществе, нецензурная брань, нанёс вред имуществу(разбил машину), таксикоман, Персикова – употребляет алкоголь; Рахимов – склонен к негативным поступкам, употреблял таксикоманию), Лысак – без уважительных причин имеет много пропусков,)
5. Недостаточно сознательное отношение родителей к образованию, недостатки семейного воспитания (неправильное стимулирование учения детей, низкий культурный уровень родителей и т.п.).
Все эти факторы могут тормозить совершенствование процесса обучения.
В каждом конкретном случае необходима совместная работа учителей, практических психологов.
Для того чтобы разнообразить формы и методы учебной деятельности, мне пришлось проделать большую поисковую работу по их изучению. Я сделала вывод, что здоровьесберегающие технологии и личностно-ориентированные подходы в обучении предусматривают активное внедрение нетрадиционных форм работы на уроке, от которых напрямую зависит повышение качества знаний, активное развитие ребёнка на уроках, формирование положительной мотивации учащихся.
Для того, чтобы ученик уверенно чувствовал себя на уроке, чтобы ему было интересно необходимы хорошо сформированные вычислительные навыки, без этого школьник не может быть мотивирован на положительный результат. У меня накопилось огромное количество тренажёров для 5-7 классов по устному счету (тренажеры прилагаются). После постановки цели урока и проверки домашнего задания следует логическая разминка, затем мы работаем с тренажерами устного счета. Для теоретической разминки у меня есть «Математическая шкатулка», в которую каждый урок я складываю по теме вопросы теоретического материала и учащиеся с радостью идут к этой шкатулке и вынимают билетики с вопросами. Если ученик не знает ответ, класс обязательно поможет ему. Эффективно срабатывает игра-неотложка. Это скорая помощь в работе над ошибками, выявленными мной при проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ, проверки тетрадей. Затем идут подготовительные мотивационные упражнения, которые я тщательно подбираю для лучшего усвоения нового материала или успешного формирования учебных навыков.
Одна из действенных мер с отстающими – это индивидуальная, дополнительная работа во внеурочное время. Хотя здесь есть и минусы: после уроков дети уставшие, плохо воспринимают материал, слабо соображают, нервничают.
Эффективна мера решения проблемы неуспеваемости – это помощь родителей.
К сожалению, такую помощь получают 3-5 учащихся.