Методическая разработка занятия на тему: «Использование возможностей электронных таблиц при поверке измерительных приборов»












Методическая разработка занятия

тема: «Использование возможностей электронных таблиц при поверке измерительных приборов»






















Преподаватель Костюкова А.В.
Тема по программе Технология обработки информации в электронных таблицах
Тема урока Использование возможностей электронных таблиц при поверке измерительных приборов.
Цели и задачи урока:
Ожидаемый результат:

Обучающие: формировать умения выполнять расчеты характеристик с использованием электронных таблиц. Предоставить возможность получения опыта применения электронных таблиц при анализе работоспособности, поверке измерительных приборов и средств автоматизации.
Развивающие: Способствовать развитию умений анализировать, проводить аналогии, устанавливать связи, выделять признаки отклонений, переносить знания в новую ситуацию; математически и графически оформлять результаты деятельности;
Воспитательные:
Формирование дисциплинированности, ответственности за выполненную работу, уверенности в своих силах.
Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Способствовать формированию профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации,
ПК 1.3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации. Научить выполнять расчеты параметров работоспособности, используя возможности электронных таблиц. Предоставить возможность выполнения коллективной работы при выполнении операций.
Способствовать формированию общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


Тип урока Урок применения предметных умений
Вид урока Практическое занятие
Место проведения урока Лаборатория «Информационные технологии»
Материально-техническое оснащение урока: 5 автоматизированных мест ученика в локальной сети, 1 автоматизированное рабочее место преподавателя в локальной сети, интерактивная доска, проектор, система интерактивного голосования (15 пультов).
Программное обеспечение: MS Office 2007.
Интерактивный плакат «MS EXCEL.–Выдающийся, превосходящий другие». Презентации: «Проверка ответов и оценка уровня своих знаний», «Оцени себя и свою работу», дидактические карточки.


ПЛАН УРОКА


Наименование этапа
Форма работы
Приемы и методы
Время

1.
Организационный момент

Беседа
Контроль
3

2.
Формирование целей урока
Фронтальная работа
Поисковая беседа
5

3.
Актуализация опрорных знаний
Фронтальная и индивидуальная работа
Беседа
Тестовый контроль
15

4.
Формирование предметных умений
Групповая работа
Инструктаж
Решение задач
40

5.
Подведение итогов работы
Групповая и фронтальная работа
Презентация результатов.
Самоконтроль.
Оценивание
20

6.
Рефлексия
Индивидуальная работа
Интерактивный опрос
5

7.
Домашнее задание

Сообщение
2


Ход урока

Организационный этап
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Цель этапа
Ожидаемый результат деятельности

Взаимное приветствие, сообщение о теме урока, особенности проведения занятия.
Проверка подготовленности студентов к занятию (рабочее место, внешний вид); организация внимания.
Взаимное приветствие.
Подготовить студентов к работе на занятии.
Создать благоприятную психологическую обстановку на уроке.
Сообщить:
- тему урока;
-особенности проведения.
Рабочая обстановка в группе. Подготовка рабочих мест.



2. Формирование целей и задач урока
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Цель этапа
Ожидаемый результат деятельности

Демонстрирует фрагмент должностной инструкции слесаря КИПиА, раздел «Общие требования к знаниям и умениям специалиста».
В беседе со студентами выделяет типовые профессиональные задачи, которые могут быть решены с использованием возможностей ИКТ и в частности электронных таблиц.
Фиксация цели студентами
Участвую в беседе, выбирают типовые профессиональные задачи которые могут быть решены с использованием

Формулировка цели урока.
Организовать и направить к цели познавательную деятельность студентов. Мотивировать на активную работу.
Оценка значимости учебного материала для успешной профессиональной деятельности,

Рассмотрение должностные инструкции специалиста, разработанные на предприятиях отрасли. В разделе «Общие требования к знаниям и умениям специалиста» отбираем требования, которые на современном производстве реализуются на основе информационно-коммуникационных технологий.
Данный перечень знаний и умений можно рассматривать как перечень типовых профессиональных задач, которые придется решать специалисту на своем рабочем месте. Очевидно, что каждая из них представляет собой сложный комплекс специфических производственных операций.
Должностная инструкция (Приложение 1), демонстрируется на экране интерактивной доски.
Фиксация целей урока для студентов:
Научиться выполнять расчеты характеристик измерительных приборов с использованием возможностей электронных таблиц
Математически и графически оформлять результаты деятельности;
Решение профессиональных задач осуществить в малых «производственных» группах.
Сформулированные цели урока выводятся на экране интерактивной доски.


3. Актуализация опорных знаний
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Цель этапа
Ожидаемый результат деятельности

Демонстрация интерактивного плаката «MS EXCEL.–Выдающийся, превосходящий другие».
Формулирует вопросы для организации беседы.





Проводит тестовый контроль (дидактические карточки).
Анализирует результата тестирования при помощи презентации «Проверка ответов и оценка уровня своих знаний».
Обсуждают возможности электронных таблиц MS EXCEL для автоматизации определенных профессиональных действий при проведении расчетов, наглядного представления информации для дальнейшей обработки.

Актуализировать прежних знаний и умений при работе с электронными таблицами непосредственно связанные с организацией расчетов и представлением информации..





Выявление уровня готовности использовать возможности электронных таблиц при решении профессиональных задач. корректировка знаний,

Готовность студентов к применению знаний и умений по работе с электронными таблицами к, прерносу в новую ситуацию – рещения профессиональных задач.



Преподаватель беседует со студентами, используя интерактивный плакат «MS EXCEL.–Выдающийся, превосходящий другие», по следущим вопросам:
Что такое электронные таблицы? Где их применяют?
Для обработки, каких данных предназначена программа MS Excel?
Что является минимальным элементом в табличном процессоре MS Excel? 
С какого знака начинается запись формул? 
Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее? 
Из чего состоит интерфейс программы MS Excel?
Из чего состоит рабочая книга?
Как сделать раскрывающийся список?
Что такое условное форматирование?
Чем отличаются относительные и абсолютные ссылки?
Как построить диаграмму?
Можно ли внедрить объекты в рабочую книгу? Какие?

Интерактивный плакат «MS EXCEL – Выдающийся, превосходящий другие» (Приложение 2), демонстрируется на экране интерактивной доски.

Преподаватель предлагает студентам карточки для определения уровня своей готовности использовать возможности электронных таблиц. MS Excel. (Время работы - 5 минут)
Дидактические карточки (Приложение 3).

Преподаватель организует самопроверку результатов выполнения тестов. (Один правильный ответ – один балл). Проверка проводится при помощи презентации «Проверка ответов и оценка уровня своих знаний».
Преподаватель, привлекая студентов, комментирует правильные ответы.
Презентации «Проверка ответов и оценка уровня своих знаний». (Приложение 4), демонстрируется на экране интерактивной доски.



4. Формирование предметных умений
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Цель этапа
Ожидаемый результат деятельности

Организует работу в группах (3 чел.),
Консультирует по содержанию работы, приемов и последовательности выполнения задач с профессиональным содержанием.

Проводит формализованное наблюдение за работой студентов.
Работа в группе по решению задач с профессиональным содержанием, используя возможности электронных таблиц.


Постановка перед учащимися учебной задачи, требующей активной деятельности студентов.
Предоставление возможности получения опыта использования знаний и умений в нестандартной ситуации. Поиск пути рациональных решений.
Создание условий для формирования ПК и ОК
Повышение уровня ПК и ОК.


Преподаватель выдает группам карточки с задачами в контексте будущей производственной деятельности.

Задача 1.
Типовая производственная задача: Настройка и наладка устройств релейной защиты электроавтоматики, телемеханики.
Задача-операция: Определить вид выходного сигнала.
Формулировка учебной задачи для студентов:
Используя возможности электронных таблиц MS EXCEL по отображению границ ячеек:
1.Изобразите вид выходного сигнала. Входные сигналы х1, х2 и х3 представьте на листе электронной книги по образцу рис. 1
2. Используя возможности логических функций изобразите выходные сигналы на этом же листе ниже.

Файл сохраните под именем zadacha1.xls в своей сетевой папке.




Рис. 1

Для решения необходимо использовать возможности ИКТ:
- управление файловой структурой в локальной сети;
- электронные таблицы Excel:
1. Работа с границами ячеек (нарисовать границы, стереть границы, задать цвет и вид линии)
2. Использование логических функций.
На листе у студентов должен быть получен результат в соответствии с эталоном (Приложение 5).


Задача 2.

Типовая производственная задача: Рассчитывать и вводить поправки к показаниям прибора,вычислять абсолютную и относительную погрешность при поверке и испытании приборов.
Задача-операция: При поверке после ремонта вольтметра класса точности 1.5 с конечным значением шкалы 5В в точках шкалы 1В, 2В, 3В, 4В, 5В получены показания образцового прибора 1.08В, 1.95В, 3.01В, 3.96В, 4.93В соответственно. Определите, соответствует ли вольтметр классу точности.

Формулировка учебной задачи для студентов:
Используя возможности электронных таблиц EXCEL, определите, соответствует ли вольтметр классу точности, если при поверке после ремонта вольтметра класса точности 1.5 с конечным значением шкалы 5В в точках шкалы 1В, 2В, 3В, 4В, 5В получены показания образцового прибора 1.08В, 1.95В, 3.01В, 3.96В, 4.93В соответственно.
Результаты работы представьте в виде отчета на отдельном листе электронной таблицы. Файл сохраните под именем zadacha2.xls в своей сетевой папке.

Для решения необходимо использовать возможности ИКТ:
управление файловой структурой;
электронные таблицы Excel: ввод данных в ячейки; простейшие расчеты; оформление таблицы; оформление текста на листе;
ввод надстрочных и подстрочных символов;
написание формул в MS Equation

На листе у студентов должен быть получен результат в соответствии с эталоном (Приложение 5).

Преподаватель ведет формализованное наблюдения за работой студентов и фиксирует результат в индивидуальных ведомостях, делает вывод способствует ли работа студента формированию компетенции. (Приложение 6)

5. Подведение итогов работы
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Цель этапа
Ожидаемый результат деятельности

Оценка результата на основании сравнения с эталоном.


Проводит формализованное наблюдение за работой студентов при представлении и обсуждении результатов работы п решению задач.

Сообщение по результатам формализованного наблюдения и рекомендации студентам.
Выставляет оценки за урок.
Представление полученного результата каждой группой. Решение задачи выводится на экран интерактивной доски.
Сравнивается с эталоном.
Обсуждение оценки
(замечания и предложения)

Оценка полученного результата. подведение итогов работы.
Создание условий для формирования ПК и ОК
Обобщение результатов работы.
Повышение уровня ПК и ОК.




6. Рефлексия.
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Цель этапа
Ожидаемый результат деятельности

Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности через интерактивный опрос.
На экран интерактивной доски выводятся вопросы и демонстрируются ответы группы.
Ответы н предложенные вопросы в интерактивной системе.
Сравнение своих результатов с общими результатами.
Формулировка выводов по опросу.


Оценка собственных действий на уроке
Выявление и осознание студентами результатов собственной деятельности, коррекция своей деятельности.


Для проведения опроса используется презентация «Оцени себя и свою работу» Опрос проводится при помощи системы интерактивного голосования. (Приложение 7)



7 . Заключительный этап

Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Цель этапа
Результат деятельности

Предлагает задачи с профессиональным содержанием для самостоятельного решения.
Отметка в рабочей тетради домашнего задания.
Организация внеурочной работы.
Закрепление формируемых умений.

















13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Заголовок 215