Практическая работа по информатике на тему «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц»

Тема урока: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц»

Комплексная цель урока:
Учебная – закрепить умение применять различные возможности, в программе Excel при создании электронных таблиц;
Развивающая – развивать креативные способности, при создании электронных таблиц
Воспитательная - воспитывать чувство ответственности за порученное дело, принимать решения в нестандартных ситуациях, связанных с работой в программе Excel

Тип урока – практическое применение умений

Средства обучения:

Технические средства информатизации
персональные компьютеры;
мультимедийный проектор;

Учебно-наглядные пособия
программа Excel;
раздаточный материал.


Диагностика начального состояния знаний и умений:
Дисциплина «Информатика» относится к циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин. На изучение данной темы отводится два часа. На занятии студенты будут работать в программе Excel. Поэтому им необходимы знания основного инструментария программного пакета и умение применять его при создании электронных таблиц.


Структура урока:
Организационный момент 2 мин.
Постановка цели урока 2 мин.
Повторение пройденного материала 15 мин.
Выполнение практической работы 40 мин.
Проверка достигнутых результатов 15 мин.
Подведение итогов 3 мин.
Домашнее задание 3 мин.

































Ход урока
Методические рекомендации

Организационный момент

Приветствую группу: «Здравствуйте, садитесь».
Прошу старосту написать список отсутствующих.
Сообщаю тему урока: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц».
Словесный метод
Тема урока проецируется на экран мультимедийного проектора (Приложение Д).

Постановка цели урока

Сообщаю цель урока: «Закрепить умение использовать различные возможности программы Excel при создании динамических (электронных) таблиц».
Словесный метод.
Цель урока проецируется на экран мультимедийного проектора (Приложение Д).

Повторение пройденного материала

Провожу тестирование по теме «Возможности динамических (электронных) таблиц».
Сообщаю: «Прежде чем приступить к практической работе, проведем письменное тестирование по теме «Возможности динамических (электронных) таблиц». У вас на столах лежат карточки с заданиями теста (Приложение А). На выполнение задания отводится 15 минут. В вопросах может быть только один правильный ответ. Оценка за тест будет выставлена на следующем занятии».
Словесный метод.
Практический метод.
Тесты проверяются (Приложение Б)

Выполнение практической работы

Раздаю инструкции к практической работе (Приложение В) и сообщаю: «Цель практической работы - закрепить умение применять различные возможности, в программе Excel при создании электронных таблиц. На работу отводится 40 минут. В процессе выполнения работы вам необходимо выполнить все задания, в соответствии с инструкцией. Результат каждого задания вами должен быть сохранен в папке под своей фамилией.
Приступаем к выполнению практической работы».
Предлагаю одному из студентов демонстрировать выполнение хода практической работы.
Словесный метод.
Практический метод.
В процессе работы обращаю внимание, что практическая работа выполняется строго по инструкции, студенты используют инструкцию к практической работе.
В ходе выполнения практической работы проводится индивидуальная работа со студентами. Студентам, выполнившим все задания раньше указанного времени, будет предложено отчитаться, и приступить к оформлению практической работы.


Проверка достигнутых результатов

Сообщаю: «Отведенное время для выполнения практической работы закончилось и теперь каждый из вас должен отчитаться по результатам выполнения практической работы».
Провожу устный отчет в соответствии с требованиями инструкции к практической работе.
Затем предлагаю студенту, демонстрировавшему ход выполнения практической работы на мультимедийной проекторе, показать результат своей практической работы.
Сообщаю: «Остальные в это время внимательно слушают отчет, и анализируют собственные результаты. У вас на столах есть контрольные ведомости (Приложение Г), вы должны заполнить их и сдать мне, а затем приступить к оформлению практической работы, в соответствии с требованиями к практической работе.

Словесный метод.
Наглядный метод.
Студенты демонстрируют результаты своей работы и сохраняют их на флэш-накопитель для оформления практической работы.


Подведение итогов

Говорю: «Сегодня на занятии мы с вами освоили умение применять различные возможности, в программе Excel при создании электронных таблиц.
Я считаю, что цель урока достигнута».

Словесный метод





Домашнее задание

Сообщаю: «Домашнее задание - оформить практическую работу в соответствии с требованиями».
Словесный метод
Домашнее задание проецируется на экран мультимедийного проектора. (Приложение Д)



Необходимость подготовки студентов к усвоению материала на следующем занятии
Полученные умения на предыдущем занятии, такие как работа с электронными таблицами в программе Excel помогут лучше освоить материал на следующем занятии.

Необходимость подготовки студентов к достижению последующих результатов обучения
Тема данного занятия является центральной в разделе, и она позволит лучше освоить знания и умения последующего усвоения раздела данной учебной дисциплины.

Необходимость подготовки студентов в достижении конечных результатов изучения дисциплины
Дисциплина «Информатика» относится к общеобразовательным дисциплинам. Изучение дисциплины заканчивается в 1семестре 1 курса. Итогом изучения дисциплины является сдача экзамена.


\



Приложение А
(обязательное)

Тест на тему «Возможности динамических (электронных) таблиц»

1. Электронная таблица - это:
прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
устройство ПК, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
системная программа, управляющая ресурсами ПК при обработке таблиц.
2. Выражение 5(A2+C3):3(2B2-3D3) в электронной таблице имеет вид:
5(A2+C3)/3(2B2-3D3);
5*(A2+C3)/3*(2*B2-3*D3);
5*(A2+C3)/(3*(2*B2-3*D3));
5(A2+C3)/(3(2B2-3D3)).
3. Чему будет равно значение ячейки С1, если в нее ввести формулу =А1+B1:        [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
20; 2. 15; 3. 30; 4. 10?
4. Электронная таблица предназначена для:
обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;
упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;
визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;
редактирования графических представлений больших объемов информации.
5. При перемещении или копировании в электронной таблице абсолютные ссылки:
не изменяются;
преобразуются вне зависимости от нового положения формулы;
преобразуются в зависимости от нового положения формулы;
преобразуются в зависимости от длины формулы;
преобразуются в зависимости от правил указанных в формуле.
6. Адрес ячейки электронной таблицы – это
1. любая последовательность символов; 2. номер байта оперативной памяти, отведенного под ячейку; 3. имя, состоящее из имени столбца и номера строки; 4. адрес байта оперативной памяти, отведенного под ячейку; 5. адрес машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку.
7. Чему будет равно значение ячейки А8, если в нее ввести формулу =СУММ(A1:A7)/2:
280;
40;
140;
35?
8. В общем случае столбы электронной таблицы:
обозначаются буквами латинского алфавита;
нумеруются;
обозначаются буквами русского алфавита;
именуются пользователями произвольным образом;
9. Для пользователя ячейка электронной таблицы идентифицируются:
путем последовательного указания имени столбца и номера строки, на пересечении которых располагается ячейка;
адресом машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;
специальным кодовым словом;
именем, произвольно задаваемым пользователем.
10. Выберите верную запись формулы для электронной таблицы:
C3+4*D4
C3=C1+2*C2
A5B5+23
=A2*A3-A4
11. Перед обозначением номера столбца или строки в абсолютном адресе ячейки ставится знак
1. $ 2. = 3. % 4. &
12. Активная ячейка - это ячейка:
для записи команд;
содержащая формулу, включающую в себя имя ячейки, в которой выполняется ввод данных;
формула в которой содержатся ссылки на содержимое зависимой ячейки;
в которой выполняется ввод команд.
13. Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:       
=A1*A2+B2;
=$A$1*A3+B3;
=$A$2*A3+B3;
=$B$2*A3+B4;
=$A$1*$A$2+$B$2?
14. Основным элементом ЭТ является:
1) ячейка
2) строка
3) столбец
4) таблица

15. Для выделения нескольких интервалов ячеек удерживают клавишу: 1. Alt ; 2. Ctrl ; 3. Insert ; 4. Стрелки.














































Приложение Б
(обязательное)

Эталон правильных ответов

Задание
Правильный ответ

1
1

2
3

3
3

4
1

5
1

6
3

7
3

8
1

9
1

10
4

11
1

12
4

13
2

14
1

15
2


















Приложение В
(обязательное)
Инструкция к практической работе № 13

Тема: «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц»
Цель работы: закрепить умение использовать различные возможности программы Excel при создании динамических (электронных) таблиц
Оборудование и аппаратура: персональный компьютер

Задание №1. Создание таблицы по образцу (рис. 1)
Задание №2. Создание таблицы с использованием Мастера функций по образцу (рис. 2)
Задание №3. Создание таблицы по образцу и построение диаграммы.

Ход выполнения практической работы

Задание №1. Создание таблицы по образцу (рис. 1)

Создайте таблицу согласно рис. 1

A
B
C
D Е

1
Выполнение плана предприятиями области

2
Наименование предприятия
Среднегодовая стоимость основных фондов
(млн. руб.)
Среднесписочное число работающих за отчётный период
Производство продукции за отчётный период
(млн. руб.)
Выполнение плана (в процентах)

3
Авиаприбор
3,0
360
3,2
103,1

4
Стеклозавод
7,0
380
9,6
120,0

5
Медтехника
2,0
220
1,5
109,5

6
Автопровод
3,9
460
4,2
104,5

7
Темп-Авиа
3,3
395
6,4
104,8

8
Приборо-строительный завод
2,8
280
2,8
108,1

9
Автонормаль
6,5
580
9,4
94,3

10
Войлочная
6,6
200
11,9
125,0

11
Машино-строительный завод
2,0
270
2,5
101,4

12
Легмаш
4,7
340
3,5
102,4

13
ИТОГО:
13 =SUM(ABOVE) 1441,815
13 =SUM(ABOVE) 14348515
13 =SUM(ABOVE) 145515



Рис. 1
Алгоритм выполнения задания.
В ячейке А1 записать название таблицы.
В ячейках А2:Е2 записать шапки таблицы с предварительным форматированием ячеек, для этого:
Выделить диапазон ячеек А2:Е2.
Выполнить команду Правой кнопкой мыши/Формат Ячеек/Выравнивание.
Установить переключатель «переносить по словам».
В поле «по горизонтали» выбрать «по центру», ОК.
В поле «по вертикали» выбрать «по центру», ОК.
Набрать тексты шапочек, подбирая по необходимости ширину столбцов вручную.
Заполнить столбец А названиями предприятий, предварительно отформатировав диапазон ячеек А3:А13 по образцу ячейки В2, для этого:
Выделить ячейку В2.
Выполнить команду Формат по образцу на панели инструментов Стандартная (кнопка в виде кисточки), к указателю мыши добавится значок кисточки.
С нажатой левой кнопкой мыши обвести диапазон А3:А13.
Набрать текст с названиями предприятий, подбирая при необходимости ширину столбцов вручную.
Набрать цифровые данные таблицы.
Подсчитать итоговые данные по столбцам, используя команду Автосумма.
Рассортировать предприятия по разным видам показателей, для этого:
Выделить шапочку заголовка «Выполнение плана (в процентах)» (ячейка Е2), выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я на панели инструментов Стандартная), проверить изменение таблицы.
Выполнить команду Сортировка по убыванию значок (Я/А), проверить изменение таблицы.
Повторить сортировки для столбцов D, C, В, выделяя соответственно ячейки D2, С2, В2.
Рассортировать предприятия по алфавиту:
Выделить шапочку «Наименование предприятия», выполнить команду Сортировка по возрастанию (значок А/Я)
Отметить, что в середину списка предприятий попала графа ИТОГО:
Отменить результаты последней сортировки, щёлкнув по кнопке Отменить на панели инструментов Стандартная (закруглённая синяя стрелка).
Для выполнения нормальной сортировки необходимо отделить пустой строкой итоговые данные таблицы, для этого:
Выделить строку 13, щёлкнув по заголовку строки.
Выполнить команду Вставка/Строки.
Провести сортировку по п. 7.1, отметить изменение таблицы.
Провести сортировку с помощью команды Данные/Сортировка, для этого:
Выполнить эту команду.
В диалоговом окне Сортировка диапазона установить переключатель Идентифицировать поля «по подписям».
В поле Сортировать по выбрать из списка нужный заголовок.
Установить переключатель «по возрастанию» (или «по убыванию»), ОК.

Задание №2. Создание таблицы по образцу (рис. 2)
Создайте таблицу с использованием Мастера функций согласно рис. 2

A
B
C
D
E
F
G
H

1
Продажа комплектующих к персональным компьютерам

2
Месяц
Центр ЭВМ
ЭВМ-сервис
Дом бизнеса
Техноцентр
Среднее
Максимум
Минимум

3
Январь
18420
10305
25420
15940




4
Февраль
18300
10370
25400
15880




5
Март








6
Апрель








7
Май








8
Июнь








9
Июль








10
Август








11
Сентябрь








12
Октябрь








13
Ноябрь








14
Декабрь








15
Итого:








16
Максимум








17
Минимум









Рис. 2
Алгоритм выполнения задания.

Записать заголовок и шапочки таблицы (ячейкиА1:Н2).
Заполнить боковик таблицы, используя функцию Список.
В ячейку А3 записать Январь.
Выделить ячейку А3, подвести указатель мыши к правому нижнему углу ячейки, указатель примет вид тонкого чёрного креста
·, протащить с нажатой левой кнопкой до ячейки А14 (операция Автозаполнения).
Заполнить четыре столбца цифровыми данными:
Заполнить две строки указанными на рисунке цифрами.
Выделить диапазон ячеек В3:Е4, выполнить операцию Автозаполнение до строки Итого.
Заполнить графу Итого, используя операции Автосумма и Автозаполнение.
Рассчитать Среднее в ячейке F3, используя команду Вставка функции.
Выделить ячейку F3, щёлкнуть значок fx на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Функция.
В диалоговом окне Мастер функций в левом поле Категория выбрать Статистические, в правом поле Функция найти и выбрать СРЗНАЧ, нажать ОК.
Появится диалоговое окно функции СРЗНАЧ с автоматически подставленным диапазоном В3:F3 в поле Число1 и подсказками, нажать ОК.
Заполнить столбец Среднее по Декабрь, используя операцию Автозаполнение.
Рассчитать Максимум в ячейке G3, используя команду Вставка функции.
Выделить ячейку G3, щёлкнуть значок fx на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Функция.
В диалоговом окне Мастер функций в левом поле Категория выбрать Статистические, в правом поле Функция найти и выбрать МАКС, нажать ОК.
Появится диалоговое окно функции МАКС с автоматически подставленным диапазоном B3:F3в поле Число1, этот диапазон неверен, для его исправления:
Отодвинуть диалоговое окно, захватив его левой кнопкой мыши за любое место на сером поле так, чтобы была видна строка Январь.
Обвести диапазон В3:Е3 с нажатой левой кнопкой мыши, при этом в поле Число1 появятся нужные адреса (можно также ввести нужные адреса с клавиатуры), нажать ОК.
Заполнить столбец Максимум по Декабрь, используя операцию Автозаполнение.
Рассчитать Минимум в ячейкеН3, используя команду Вставка функции.
Выделить ячейку Н3, щёлкнуть значок fx на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Функция.
В диалоговом окне Мастер функций в левом поле Категория выбрать Статистические, в правом поле Функция найти и выбрать МИН, нажать ОК.
Появится диалоговое окно функции МИН с автоматически подставленным диапазоном B3:G3 в поле Число1, этот диапазон неверен, для его исправления:
Отодвинуть диалоговое окно, захватив его левой кнопкой мыши за любое место на сером поле так, чтобы была видна строка Январь.
Обвести диапазон В3:Е3 с нажатой левой кнопкой мыши, при этом в поле Число1 появятся нужные адреса (можно также ввести нужные адреса с клавиатуры), нажать ОК.
Заполнить столбец Минимум по Декабрь, используя операцию Автозаполнение.
Рассчитать строку 16 Максимум с помощью мастера функций, исправляя диапазон адресов на В3:В14 и применяя операцию Автозаполнение.
Рассчитать строку 17 Минимум с помощью мастера функций, исправляя диапазон адресов на В3:В14 и применяя операцию Автозаполнение.

Задание №3. Создать и заполнить таблицу продаж, показанную на рисунке 3. Построить графики функций.

A
B
C
D
E

1
Продажа автомобилей ВАЗ

2
Модель
Квартал 1
Квартал 2
Квартал 3
Квартал 4

3
ВАЗ 2101
3130
3020
2910
2800

4
ВАЗ 2102
2480
2100
1720
1340

5
ВАЗ 2103
1760
1760
1760
1760

6
ВАЗ 2104
1040
1040
1040
1040

7
ВАЗ 2105
320
320
320
320

8
ВАЗ 2106
4200
4150
4100
4050

9
ВАЗ 2107
6215
6150
6085
6020

10
ВАЗ 2108
8230
8150
8070
7990

11
ВАЗ 2109
10245
10150
10055
9960

12
ВАЗ 2110
12260
12150
12040
11930

13
ВАЗ 2111
14275
14150
14025
13900


Алгоритм выполнения задания.

Записать исходные значения таблицы, указанные на рисунке.
Заполнить графу Модель значениями ВАЗ2101ч2111, используя операцию Автозаполнение.
Построить диаграмму по всем продажам всех автомобилей, для этого:
Выделить всю таблицу (диапазоеА1:Е13).
Щёлкнуть Кнопку Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная или выполнить команду Вставка/Диаграмма.
В диалоговом окне Тип диаграммы выбрать Тип Гистограммы и Вид 1, щёлкнуть кнопку Далее.
В диалоговом окне Мастер Диаграмм: Источник данных диаграммы посмотреть на образец диаграммы, щёлкнуть кнопку Далее.
В диалоговом окне Мастер Диаграмм: Параметры диаграммы ввести в поле Название диаграммы текст Продажа автомобилей, щёлкнуть кнопку Далее.
В диалоговом окне Мастер Диаграмм: Размещение диаграммы установить переключатель «отдельном», чтобы получить диаграмму большего размера на отдельном листе, щёлкнуть кнопку Готово.
Изменить фон диаграммы:
4.1. Щёлкнуть правой кнопкой мыши по серому фону диаграммы (не попадая на сетку линий и на другие объекты диаграммы).
4.2. В появившемся контекстном меню выбрать пункт Формат области построения.
4.3. В диалоговом окне Формат области построения выбрать цвет фона, например, бледно-голубой, щёлкнув по соответствующему образцу цвета.
4.4. Щёлкнуть на кнопке Способы заливки.
4.5. В диалоговом окне Заливка установить переключатель «два цвета», выбрать из списка Цвет2 бледно-жёлтый цвет, проверить установку Типа штриховки «горизонтальная», щёлкнуть ОК, ОК.
Повторить пункты 4.1-4.5, выбирая другие сочетания цветов и способов заливки.
Отформатировать Легенду диаграммы (надписи с пояснениями).
5.1. Щёлкнуть левой кнопкой мыши по области Легенды (внутри прямоугольника с надписями), на её рамке появятся маркеры выделения.
5.2. С нажатой левой кнопкой передвинуть область Легенды на свободное место на фоне диаграммы.
5.3. Увеличить размер шрифта Легенды, для этого:
5.4. Щёлкнуть правой кнопкой мыши внутри области Легенды.
5.5. Выбрать в контекстном меню пункт Формат легенды.
5.6. На вкладке Шрифт выбрать размер шрифта 16, на вкладке Вид выбрать желаемый цвет фона Легенды, ОК.
5.7. Увеличить размер области Легенды, для этого подвести указатель мыши к маркерам выделения области Легенды, указатель примет вид двунаправленной стрелки, с нажатой левой кнопкой раздвинуть область.
Увеличить размер шрифта и фон заголовка Продажа автомобилей аналогично п.5.3.
Добавить подписи осей диаграммы.
6.1. Щёлкнуть правой кнопкой мыши по фону диаграммы, выбрать пункт Параметры диаграммы, вкладку Заголовки.
6.2. Щёлкнуть левой кнопкой мыши в поле Ось Х (категорий), набрать Тип автомобилей.
6.3. Щёлкнуть левой кнопкой мыши в поле Ось Y (значений), набрать Количество, шт.
Увеличить размер шрифта подписей аналогично п.5.3.

Контрольные вопросы:
Назначение и возможности табличного процессора Excel.
Перечислите и поясните основные типы входных данных, которые могут быть введены в ячейки электронной таблицы?
Как выполняются операции автозаполнения и копирования в электронной таблице?
Что такое формула в электронной таблице и её типы. Приведите примеры.
В каких случаях используются различные тапы диаграмм?


Содержание устного отчета:
Результат задания №1. Ход выполнения задания.
Результат задания №2. Ход выполнения задания.
Результат задания №3. Демонстрация построения диаграммы.

Требования к оформлению практической работы:
Название, цель лабораторной работы.
Ход работы, содержащий скриншоты с результатом заданий.
Ответы на контрольные вопросы.
Вывод о проделанной работе.


Время, отведенное на работу: 40 минут
Список литературы:

Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебное пособие для сред. Проф. Образования Е.В. Михеева.- М.: Изд. центр «Академия», 2004. 192 с.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник\ Е.В.Михеева – М.: Изд. центр «Академия», 2005 – 240с.






























Приложение Г
(обязательное)

Контрольная ведомость


Контрольная ведомость студента ___________________________ гр.________

Дисциплина: информатика

Цель занятия: закрепить умение применять различные возможности, в программе Excel при создании электронных таблиц


Критерий оценки – студент может самостоятельно выполнить следующие действия
да/нет
Если нет, то, что студент должен сделать дополнительно

Заполнение таблицы



Оформление ячеек



Редактирование данных в таблицы



Использование формул



Построение и форматирование диаграмм в MS Excel



Результат оценки:




Критерии оценки для самоанализа:
выполнили правильно все задания – отлично освоили действие;
выполнили правильно 2 задания и половину третьего задания – хорошо освоили действие;
выполнили правильно 2 задания – удовлетворительно освоили действие;
выполнили правильно 1 задание – не освоили действие.










Приложение Д
(информационное)
Демонстрация слайдов
Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3









13PAGE 15




Заголовок 1 Заголовок 215