Мастер-класс на тему Система оценивания планируемых результатов на уроках истории и обществознания и внеурочной деятельности


Система оценивания планируемых результатов на уроках и внеурочной деятельности по истории и обществознанию
(мастер класс)
Добрый день, уважаемые коллеги.
Слайд 2
Притча Джорджа Х. Риверса «Школа для животных».
Однажды животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу.
 Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но е нее были посредственные оценки за полет и еще хуже – за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки по этой школе засчитывались, так что это никого не беспокоило, кроме самой утки.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.
Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.
Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали.  На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.
Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научил своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
- Какова мораль данной притчи?
(традиционная система оценивания, не учитываются индивидуальные особенности…)
-учитывались ли индивидуальные особенности?
-Были ли созданы эти условия?
-предлагались ли варианты оценки?
Слайд 3
-Теперь давайте попробуем выяснить для чего, зачем нам нужна система оценивания?
Не видна вся картина знаний детей;
-Нельзя увидеть и детям, и учителю пробелы в знаниях;
-Не видно каких способов деятельности не хватает ребёнку для удаления пробелов в результатах обучения;
-Нет обратной связи;
-Родители не довольны результатами обучения своего ребенка;
- Возникают конфликты между семьей и школой;
-Не видно достигли ли каких-либо результатов
Слайд 4
Вывод: Нужна новая система оценивания, которая и раскроет, и удалит все проблемные точки в оценивании
- Давайте попробуем выяснить, что же такое система оценивания,
Слайд 5.
Оценивание - это постоянный процесс, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Критерии оценивания и алгоритмы выставления оценки заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Слайд 6
Существует три вида оценивания
Оценивание
Мотивирующее Формирующее Итоговое
-Оценивание первоначальных знаний учеников, их умений;
-понимание предстоящей деятельности;
-выявление потребностей и интересов -анализ понимания;
-поощрение метопознания;
-формирование у учащихся сознания того, что он изучает, как он может это делать результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем;
-мониторинг прогресса
(отвечает на вопрос: как идут дела, что не так и как сделать лучше) -возможность представления своего результата;
-формирование готовности аргументировано защищать свою позицию
Слайд 7.
Теперь попробуем выяснить, что можно оценивать?
(образовательные достижения обучающихся)
Внутренняя оценка (текущая оценка и промежуточная аттестация)
И внешняя оценка
Внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами.
Внутренняя оценка осуществляется самой школой (учениками, педагогами, администрацией)
Внутренняя и внешняя оценки выстраиваются по одной и той же содержательной и критериальной основе, при чем общее содержание задает внешняя оценка
Слайд 8
- Что можно оценивать?
УУД: основы гражданской идентичности, готовность к самообразованию, к выбору профессии, социальные компетенции. То есть мы с вами подошли к оценке личностных результатов.
Отслеживание личностных результатов развития становится все более актуальным именно в наше время. Оценка личностных результатов используется в целях развития личности, она позволит «видеть» личностный рост школьника: развитие основ гражданской идентичности личности, формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Можно это сделать с помощью текущей оценки:
-соблюдение норм и правил поведения в школе;
-участие в общественной жизни;
-прилежание и ответственность;
-способность выбирать индивидуальный образовательный маршрут;
-ценностные и смысловые установки.
При этом используются такие процедуры как:
-оценочные суждения педагогов;
-самооценка;
-мониторинг
Слайд 9
- Что можно оценивать?
Оценивать можно способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, то есть мы с вами говорим об оценке предметных результатов. В оценке предметных результатов применяем уровневый подход. Используются стартовые диагностики, текущее оценивание предметной обученности и итоговая оценка предметной обучености.
Слайд 9
- Что можно оценивать?
УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные, то есть мы с вами подошли к оценке метапредметных результатов. Для оценки динамики метапредметных результатов я использую:
-стартовые диагностики;
-текущего выполнения учебных проектов;
-промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач;
-текущего выполнения выборочных учебно-познавательных и учебно-практических заданий на оценку способности и готовности обучающихся к усвоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации. К решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
-защита итогового индивидуального проекта.
Слайд 101
В своей работе я использую различные формы и методы оценивания:
стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, самооценка, методика оценивание проектно-сетевого взаимодействия.
Слайд 12
А теперь давайте разберемся как происходит оценивание в урочной и внеурочной деятельности по истории и обществознанию.
Перед началом учебного года я составляю рабочие программ, в которых прописываю предметные , метапредметные, личностные результаты, которые я хочу получить в ходе урока, а также какие УУД будут сформированы у обучающихся и каковы формы контроля (оценивания) будут проводится на уроке.
Слайд 13,14
Большую роль в моей деятельности играет творческая лаборатория «Здесь каждый камень летопись сама». В неё входят учащиеся разных возрастов, увлечённые предметом. Вместе с ними мы проводим в начале учебного года различное мероприятие, например. Выставка «Потрогай историю руками». Мы приглашаем местных коллекционеров в школу. Посмотреть выставленные экспонаты приходят все желающие школы. Данное мероприятие повышает мотивацию обучающихся к предмету.
Слайд 15,16,17
И уже на первых уроках многие дети изъявляют желание создать проект или провести исследование и написать учебно-исследовательскую работу. Знакомлю их с критериями написания исслед. работы и проекта. Эти критерии вы можете видеть на слайде.
Слайд 18,19
Школьники с удовольствием пишут рефераты, эссе, учебно-исследовательские работы, создают презентации, макеты, сценарии праздников, работы в программе «Panaboard» и «Easiteach» - создают анимационные карты, делают различные задания.
Слайд 20
Большую роль при оценке метапредметных результатов играет информационная образовательная сеть «Школяры»
Слайд 21,22,23
Большое значение для оценки проектно- исследовательской деятельности учащихся используется методика оценивания проектно- сетевого взаимодействия в форумных мирах информационной образовательной среды школы. Форумные миры состоят из разных дисциплин, среди них миры исторических наук. На форум можно представить любую проблему, которая волнует педагогов, обучающихся, родителей.
Слайд 24,25
Разработана рейтинговая система оценивания участников форумных миров.
Заработанный рейтинг – основа для получения сертификата и основа для попадания участников в группу сертифицированных экспертов.
В зависимости от набранных баллов участник сетевых образовательных программ может получить разные статусы:
* путешественник – гость;
*путешественник – исследователь;
* путешественник – эксперт.
Слайд 26,27,28
Большую роль в формировании оценки личностных, предметных и метапредметных результатов играет исторический клуб «Виват, Победа», созданный на сайте http://shkolyari.zabedu.ru/clubs/18
Школьники выкладывают свои работы, с которыми могут познакомиться все желающие, а так же оценить, что-то предложить участнику, поставить ему оценку.
Слайд 29,30
Участвуя в работе клуба, ребята автоматически становятся участниками виртуального краеведческого музея, размещенного на сайте «Школяры», тем самым повышая свой рейтинг.
Слайд 31,32
Являясь создателем виртуального клуба НОУ «Эрудит» мы вместе с детьми размещаем исследовательские и курсовые работы.
Слайд 33, 34,35
В нашей школе работает медацентр «Сияющая радуга». Участники творческой лаборатории с удовольствием пишут статьи на исторические и обществоведческие темы, особенно их интересует история края и своего посёлка. Статьи печатаются в школьной газете «Переменка» и мешкольной газете «По секрету всему свету». Газета выпускается как в печатном, так и в электронном виде. А также становятся участниками информационной программы «Диалог» (вставить, посвящ Дню победы)
Слайд 36 37,38
Мною создан блог «Историческая мозаика» . Работа в блоге помогает оценивать знания детей. Они заходят на блог, выполняют в тетрадях задания, сами могут разработать задания и получают за это оценку.
Слайд 39,40,41,42,43,44
Большую роль при формировании предметных, метапредметных и личностных результатов играет система ДО. Мною разработаны несколько курсов по истории и обществознанию: «История Древнерусского государства», «Эпоха Петра Великого», «политическая система», «Дистанционная неделя истории». Мои ученики с удовольствием занимаются в системе MOODLE, они изучают лекции, выполняют контрольные работы, решают тесты и получают за это оценку. Причем оценивание здесь независимое, оценивает компьютер. По окончании курса участники получают сертификаты. Работая в курсе «Дистанционная неделя истории». обучающиеся нашей школы участвуют вместе с учениками других школ в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Победители награждаются грамотами.
Слайд 45, 46
Мои ученики принимают активное участие в жизни школы и района. Они выступают на молодежных форумах, проводят общешкольные уроки, участвуют и проводят экскурсии на места археологических раскопок. При этом повышается их самооценка, уровень и качество знаний, происходит социализация личности.
Слайд 47
Мои ученики участвуют в школьных, муниципальных, краевых, дистанционных Всероссийских олимпиадах.
Слайд 48,49,50,51,52,53
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. В МОУ СОШ п. Тарбагатай ежегодно в феврале проводится защита курсовых работ среди учащихся 10-х классов. Многие школьники пишут работу на истрическую или обществоведческую тему, исследуя актуальные проблемы истории и жизни общества. После защиты курсовых работ школьникам выдаются сертификаты.
Обучающиеся 5-11 классов участвуют в НПК на разных уровнях (школьном, муниципальном, краевом, федеральном). Для оценивания курсовых и исследовательских работ разработаны критерии оценивания
Слайд 54
В конце года в школе для 5-9 классов проводятся переводные экзамены по предмету, а для обучающихся 10-11 классов 2 раза в год проходит зачётная неделя.
Слайд 55,56,57
В конце учебного года в МОУ СОШ п. Тарбагатай подводятся итоги конкурса «Портфолио». Для его оценивания разработаны критерии. Обучающимся выдается сертификат. Ученик лучшего портфолио награждается грамотой
Слайд 58
Ожидаемые результаты оценивания
-учащиеся приобретают навыки и привычку к самооцениванию
-снижение тревожности школьников
-оценивание позволяет учителю четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу
-сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности
Слайд 59.
Рефлексия
Мы с вами заполняли таблицу. Сколько у Вас +, а вас
-Таким образом мы пришли к выводу, что в образовательной деятельности учителю необходима что?….. (система оценивания)
А так же Зачем? Что оценивать? Как?
В систему входят виды оценивания, инструменты и механизмы, процедуры. Важное значение имеет внутренняя и внешняя оценка чтобы мы могли увидеть результат своей работы, т.е
Личность, которая способна к самореализации, социлизированную, с гражданской позицией..