Эффективные приёмы и методы обучения говорению на уроках английского языка при подготовке к ЕГЭ


Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Эффективные приёмы и методы обучения говорению на уроках английского языка при подготовке к ЕГЭ
Исполнитель:
Андреева Марина Александровна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №6
Шелковая Анна Константиновна
Учиетль английского языка
ГБОУ СОШ №6
Консультант:
Приходько Елена Валерьевна,
Зав. Центр РИО кафедры ГиХЭД КРИПКиПРОСевастополь 2016
В современном мире научно-технического прогресса и всеобщей глобализации владение иностранным языком, в особенности английским, является необходимым условием для углубления своих знании во всех сферах общественной жизни. Высока роль английского языка как средства международного общения. Хорошее знание иностранного языка будет способствовать успеху в профессиональной деятельности. Часто бывает, что люди не задумываются над тем, что иностранный язык им пригодится. И вдруг – туристическая поездка, экзамен, трудный текст инструкции. Кроме этого, большую потребность в качественном изучении иностранного языка испытывают учащиеся общеобразовательных школ в тренировке навыков, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по английскому языку. Дети, которые изучали язык углублённо, к экзамену готовы. Для ребёнка, который изучал язык по обычной программе общеобразовательной школы и не занимался дополнительно, хорошо сдать этот экзамен будет сложно.
Следовательно, одна из основных задач учителя на уроке иностранного
языка - сформировать у обучающихся такие коммуникативные умения, как понимание и создание иноязычных высказываний в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.
Цель данной работы - предложить наиболее эффективные формы и методы обучения школьников говорению на английском языке на занятиях в общеобразовательной школе.
Следует выделить три главные причины, по которым преподаватель должен вовлекать учащихся в процесс говорения на занятии. Первая причина заключается в том, что задания на говорение являются для них «репетицией», возможностью практиковать жизненные разговорные ситуации на уроке. Во-вторых, во время выполнения этих заданий учащиеся стараются использовать все или некоторые изученные ими языковые средства. И, наконец, чем больше студенты имеют возможностей активизировать различные накопленные ими элементы языка во время изучения, тем с большей вероятностью они научатся использовать эти элементы автоматически. А это значит, что они смогут легко, не задумываясь и не подбирая, использовать эти слова и фразы, отработанные на уроке, в жизненных ситуациях
Говорение всегда рассматривалось как самый востребованный вид речевой деятельности. Для многих обучающихся это основное умение. Навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой; для их становления необходимо использовать специальные упражнения и задания, которые призваны в конечном итоге сформировать и отшлифовать способность ориентироваться в естественных ситуациях общения. Они являются важным компонентом курса изучения английского языка.
Раздел "Говорение" на ЕГЭ представлен чтением отрывка адаптированного текста и тремя заданиями на монологическое высказывание.
УМК Spotlight содержит эффективные задания, создающие релевантные коммуникативные ситуации для активного использования иностранного языка, а также проекты исследовательского характера, портфолио. Поэтому стоит особенно выделить представленную возможность создания базы для развития навыка говорения в процессе проявления творческой активности. Ребенок сам чувствует, что умеет применять полученные знания на практике и свободно выражать свои мысли. На всех уровнях данного УМК представлены все необходимые задания для успешного развития коммуникативных умений учащихся, в частности умений и навыков говорения.
Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и отвечать на вопросы экзаменатора? Наиболее эффективными видами деятельности при обучении монологической речи является:
Дискуссии.
Учащиеся, разделенные на группы, могут преследовать следующие цели: прийти к общему мнению, поделиться идеями касательно какого-либо события или найти решение. Преподавателем должна обязательно быть определена цель дискуссии. Например, учащиеся могут участвовать в дискуссии по принципу «согласен – не согласен». В такого рода дискуссиях предпочтительно сформировать группы из 4-5 человек и дать им спорные предложения для обсуждения. Затем, каждая группа работает над заданной темой определенное количество времени и представляет свое мнение классу. Такая деятельность способствует развитию критического мышления и быстрому принятию решений, учащиеся также узнают, как вежливо выразить и защитить свою точку зрения, не соглашаясь с другими. При обсуждении в группах необходимо также побуждать учащихся задавать вопросы, перефразировать идеи, выражать поддержку и т.д.
Spotlight 10. Ex.1, p.40
Debate the situation (You land some money to your friend. He promises to pay you back tomorrow, but doesn’t. What should you do?) Say what you would do and why. Agree or disagree with your partner’s decisions. Use the language in the box:
-Don’t you agree that…? Don’t you think…?
- Of course/ That’s right / That’s correct / Certainly.
- Certainly not / I don’t agree / You are wrong there.
2. Ролевая игра.
В этом виде деятельности учащиеся представляют себя в различных социальных контекстах и исполняют различные социальные роли. В ролевых играх преподаватель задает определенную информацию учащимся: кто они, что они думают и чувствуют.
Spotlight 10. Speaking part, p.43
You and your brother/sister want to buy a present to your parent’s wedding anniversary. Discuss the following options and choose the one you both like most of all.
A weekend in Rome/ Tickets to the theatre / Two tennis racquets / A big box of chocolates.
Remember to:
Take an active part in conversation and be polite
Come up with ideas
Give good reason
Take brother’s or sister’s opinion into account
Invite your brother/sister to come up with the other suggestion
Discuss all the options and come to agreement
3. Имитационные модели.
Они очень похожи на ролевые игры, но более продуманные и сложные. Для этого вида деятельности учащиеся могут приносить любые предметы, чтобы создать максимально реальную ситуацию. Ролевые игры и имитационные модели имеют много преимуществ. Во-первых, будучи развлекательными, они мотивируют учащихся. И, во-вторых, повышают уверенность в себе у робких учащихся.
4. Информационный пробел.
Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Учащиеся обладают различной информацией, которой они должны обменяться. Задания преследуют такие цели как решение проблемы или сбор информации. Кроме того, каждый из партнеров играет важную роль, так как без него невозможно будет заполнить информационный пробел. Такой вид деятельности высокоэффективен, потому что дает возможность каждому учащемуся подробно изъясниться на изучаемом языке.
Spotlight 10. Ex.4, p.41.
Work in groups. Collect information and then give two-minute talk about what air pollution is and how should we clean the air at home.
5. Мозговой штурм.
В этом виде деятельности учащиеся продуцируют идеи на заданную тему в ограниченный период времени. Мозговой штурм можно использовать как для отдельных учащихся, так и для групп учащихся. Этот вид характеризуется тем, что идеи учащихся не критикуются, и они всегда смогут обмениваться новыми идеями.
Spotlight 10. Ex.1, p.12
Read the poem and discuss. Think of your best friend. What makes them special to you?
6. Рассказывание историй.
Цель этого вида деятельности – дать краткое обобщение рассказу или истории, которую учащиеся слышали ранее или придумать свою собственную и озвучить ее в классе. Рассказывание историй стимулирует критическое мышление, а также помогает выражать свои идеи в определенном формате: начало истории, развитие, конец. Учащиеся также могут рассказывать шутки и загадки.
Spotlight 10. Ex.4, p.39
Imagine you are the radio presenter. Choose one of the events (Wimbledon, Royal Ascot, The Oxford and Cambridge boat race, The London Marathon). Present it to the class.
7. Интервью.
Учащиеся проводят интервью с различными людьми по выбранным темам. Будет лучше, если преподаватель выберет рубрику для учащихся, чтобы они знали, какого плана вопросы задавать и каким путем идти, но вопросы для интервью должны придумать они сами. Проведение интервью позволяет практиковать свои коммуникативные способности как в классе, так и вне его, а также подготавливает учащихся к жизни в обществе. Учащиеся могут также брать интервью друг у друга и представлять своего партнера классу.
Spotlight 10. Ex.4, p.21
Take the role and interview one of the teenagers in the text/ Ask him/her about how do they like to keep up with the latest fashion.
8. Завершение истории.
Это развлекательный вид деятельности для всего класса, для выполнения которого учащиеся садятся в круг. Учитель начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений. Затем каждый учащийся должен добавлять по 4-10 предложений для ее продолжения. Пари этом разрешается придумывать новых персонажей, события, описания и т.дSpotlight 10. Spotlight on Russia, p.4
Read about Evgeni Plushenko and his career. What do you think he will do next?
9. Доклады.
Суть этого вида деятельности заключается в том, что учащиеся читают дома какую-нибудь газету или журнал, а затем рассказывают в классе, какую информацию они нашли самой интересной. Они также могут рассказывать о том, что происходило с ними в повседневной жизни.
Spotlight 10. Spotlight on Russia, p.6.
What is your favourite place to visit? Which place would you advise a tourist to see? Give explanation.
10. Игральные карты.
В этой игре учащиеся делятся на группы из 4 человек. Каждая карточная масть представляет какую-либо тему. Каждый учащийся в группе выбирает карту и пишет 4-5 вопросов по этой теме для участников других групп. Преподаватель с самого начала должен предупредить, что вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», задавать нельзя. Чтобы практиковать устную речь, вопросы должны подразумевать развернутый интересный ответ.
11. Рассказ по картинкам.
В этом виде деятельности учащиеся должны рассказать историю, опираясь на последовательную череду картинок и, уделяя внимание той лексике и структурам, которые им необходимо использовать во время повествования.
Spotlight 10. Ex.1, p.66
Look at the picture/ What message does it give? How is the quotation below related to it. 12. Описание картинки.
Здесь учащемуся дается одна картинка, которую он должен описать. Можно разделить учащихся на группы. Каждая группа изучает свою картинку, а затем представитель от каждой группы описывает ее всему классу. Этот вид деятельности развивает креативность и воображение учащихся, а также навыки публичной речи.
13. Найди отличие.
Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Каждому учащемуся в паре дается своя картинка, и затем они обсуждают сходства и различия в этих картинках.
-Важно обеспечить учащимся максимальную возможность практиковать устную речь на изучаемом языке, создав соответствующие условия, которые бы включали в себя совместную работу, аутентичный материал и задания и т.д.
- Необходимо задействовать каждого учащегося в каждом виде речевой деятельности.
- Необходимо время говорения учителя в классе и увеличьте его для учащихся.
- Важно указать на положительные стороны, комментируя ответ учащегося.
- Можно задавать такие усложненные вопросы как «Что ты имеешь в виду?», «Как ты пришел к такому выводу?»
- Важно не исправлять ошибки произношения учащихся слишком часто во время их устной речи, чтобы не отвлекать их.
Главная цель упражнений в разделе Speaking учебника Spotlight 10 - подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ.
Наряду с развитием монологической речи, не стоит забывать про важность диалога. В своих работах Пассов Е.И. большое внимание уделяется развитию диалогической речи на уроках английского языка. Он утверждает, что методическим содержанием современного урока должна быть коммуникативность. Он считает, что, во-первых, она носит целенаправленный характер речевой деятельности, когда человек стремится своими высказываниями воздействовать на собеседника. Во-вторых, это мотивированный характер речевой деятельности, так как к этому его побуждает что-то личное. В-третьих, это наличие каких-то взаимоотношений с собеседником, образующих ситуацию общения.
Виды диалога Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия
Диалог этикетного характера - Приветствовать и ответить на приветствие;
- представиться, представить другого;
- попрощаться;
- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
- начать, поддержать и закончить разговор;
- вежливо переспросить;
- выразить благодарность и отреагировать на неё;
- согласиться / не согласиться с чем-либо;
- выразить радость / огорчение.

Диалог - расспрос а) Типа интервью:
- целенаправленно запрашивать информацию в одностороннем порядке, задавая вопросы: Кто? Где? Когда? и т.д.
б) Обмен вопросами и сообщениями:
- запрашивать и сообщать информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.
Диалог – побуждение к действию - Обратиться с просьбой, выразить готовность/ отказ её выполнить;
- дать совет и принять / не принять его;
- высказать предположение и выразить согласие / несогласие с ним;
- пригласить к действию и согласиться / не согласиться принять в нём участие.
Диалог – обмен
мнениями,
сообщениями - Выслушать сообщение / мнение собеседника и согласиться / не согласиться с ним:
- выразить свою точку зрения, обосновать её, чтобы убедить собеседника;
- выразить сомнение, неуверенность;
- выразить одобрение / неодобрение.
В начальной школе очень эффективным приёмом является заучивание коротких песен, стихов, рифмовок, считалок при обучении диалогической речи.
Так, например, при изучении темы: «Where are you from?» целесообразно использовать следующие песенки:
Wha is your name, sir? |3 раза What is your hobby? |3 раза
By the way. By the way.
My name is Johnson | 3 раза My hobby’s fishing| 3 раза
Every day. Every day

Do you speak English? | 3раза Where do you live, sir? |3 раза
By the way. By the way.
Yes, I speak English | 3 раза I live in London | 3 раза
Every day. Every day/
Изучая тему « I have got a family» дети быстро и надолго запоминают стихи:
I have got a mother, I love my mother,
I have got a father, I love my father,
I have got a sister, I love my sister
I have got a brother. And my big brother.
Mother, father, sister, brother,
Hand in hand with one another.

I can read, I love learning English..
I can write, And what about you?
I can speak English too.

При изучении темы «Home, sweet home» дети с удовольствием инсценируют стихотворение «Little Mouse», где действующими лицами являются кошка и мышка.
- Little mouse, little mouse, - Little mouse, little mouse
Where is your house? Come into my house.
- Little cat, little cat, - Little cat, little cat,
I have no flat. I can not do that.
I am a poor mouse, You want to eat me.
I have no house.
Следующий эффективный приём при обучении диалогической речи – использование игр
Так при повторении предлогов в 6 классе по теме «Дом», учитель условно прячет в комнате, изображённой на картине, мяч. Задание к игре: Кто первый найдёт мяч?
Учитель: Where is my ball?
Ученик 1: Is the ball under the sofa?
Учитель: No, it isn’t.
Ученик 2: Is the ball in the desk?
Ученик 3: Is the ball behind the sofa?
Учитель: Yes, it is
В среднем звене и в старших классах удачным приёмом для развития диалогической речи является игра «Да» и «Нет» не говорить, которая предполагает тренировку общих вопросов и речевых клише. Эту игру можно использовать при изучении любой темы. Так, отрабатывая лексику по теме «Are you happy at school?» ведущий (один из учеников) задаёт вопросы одноклассникам, которым нельзя отвечать «Yes» и «No». Вместо них нужно употреблять речевые штампы, которые делают речь эмоционально окрашенной.
Ведущий: Do you like your school?
Ученик 1: I think so.
В: Are you a good pupil?
У2: I am not sure of it.
В: Is English your favourite subject?
У3: Why not?
В: Are you good at Maths?
У4: Certainly.
В: Are you happy at school?
У5: I believe so.
Особое место в обучении иноязычной диалогической речи занимает ещё один приём – ролевая игра.
Так, например, при изучении темы «Travelling» предлагаются роли туриста, приехавшего из России в Лондон и гида. Они едут на экскурсионном автобусе, осматривая достопримечательности Лондона. Вот один из вариантов диалога.
Guide: Look on the right. We are coming to the Tower of London.
Tourist: What is it?
G: Now it is a museum. But in the early days it was a kings’ palace and then a prison .
T: How interesting! What can we see in the museum?
G: You can see old guns here.
T: Oh, let’s stop and come into the Tower of London.
G: Sure.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию навыков говорения должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе должны использоваться различные упражнения, методы, средства по формированию монологической и диалогической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию речи.
Что касается навыков говорения в целом, то при их развитии на уроке английского языка важно, чтобы процесс обучения проходил на изучаемом языке, но в то же время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. В своей совокупности уроки английского языка должны быть типологически разными, при этом приоритетная тема постоянно меняется в зависимости от конкретной цели текущего урока. На уроке решают одну главную задачу, при этом остальные являются сопутствующими. Но не будем забывать, что основная задача учителя английского языка состоит в создании комфортной атмосферы на уроке, в которой учащиеся готовы рисковать и экспериментировать с языком.
Список литературы
1. Журналы «Иностранные языки в школе». – М: 2000-2008.
2.Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации – иностранные языки в школе -1995 - №4
3.Леонтьев А. А. Педагогическое общение – М.; Знание 1979
4. Ваулина Ю.Е., Дули Дж. Spotlight (Student`s book 10). – М.: «Просвещение», 2013
5 Пассов Е.И. «Урок иностранного языка». – М: Просвещение, 1988.
6.Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку – Иностранные языки в школе – 1984 -№6