Разработка урока по русскому языку на тему: Имя прилагательное. Что я знаю об имени прилагательном?


Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цели: актуализировать и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, полученные в начальной школе , подготовить к расширению знаний по теме.
Задачи:
обучающие: закрепить знания о значении, грамматических признаках и синтаксической роли имен прилагательных; познакомить с ролью имен прилагательных в речи; повторить типы речи ; совершенствовать навык согласования имен прилагательных с определяемыми словами;
развивающие: развивать логическое мышление учащихся, монологическую речь.
воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, ответственное отношение к обучению.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, дидактический материал, учебник.
Ход урока
1. Орг. момент
Лучистое солнце не делится на части,И вечную землю нельзя разделить,Но если ты счастлив, то искорку счастья,Ты можешь, ты должен друзьям подарить!
Учитель: - Всем доброго утра! Присаживайтесь! Искорка счастья- это наши уроки. Действительно, если мы будем начинать день с улыбки, то можем надеяться, что он пройдет удачно и надеюсь, что наш сегодняшний урок тоже пройдет хорошо и мы с вами подарим друг другу радость общения! Успехов вам!
Скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок?
Ребята, в начале урока я предлагаю вам познакомиться с двумя рассказами. Внимательно посмотрите видеоролик и подумайте, чем отличаются эти рассказы.
(Просмотр видеоролика)
О чем эти рассказы?
Ученики: В этих рассказах говорится об обыкновенном чуде: из семечка вырос цветок.
Учитель: Чем отличаются эти рассказы?
Ученики: Второй рассказ отличается тем, что он более подробный. В нем не только перечислены события, но и описаны предметы: семечко, цветочный горшок, цветок…
Учитель: Какие слова помогли сделать предметы более яркими, точно их описать?
Ученик: Семечко- маленькое, коричневое; горшок- глиняный; росточек- зеленый; цветок- нежный, желтый; бабочка- прекрасная.
Учитель: Какой частью речи являются эти слова?
На основе сопоставления этих двух рассказов сделайте вывод о роли прилагательных в нашей речи.
Ученик: Имена прилагательные мы используем для полной и точной характеристики явлений и предметов. Они украшают нашу речь, делают её красивой, яркой, эмоциональной, выразительной.
Учитель: Определите тип речи второго текста.
Ученик: Текст относится к повествованию, т.к. сообщается о последовательных действиях: нашла, посадила, вырос… И ведущей частью речи является глагол.
Учитель: Итак, какую тему сегодня на уроке мы будем изучать? Какие цели поставим?
Да, обобщим знания по теме « Имя прилагательное», повторим типы речи,
( Ученики записывают тему урока)
- Ребята, в нашем учебнике нет теоретического материала, поэтому значение, грамматические признаки прилагательного вспомним по этим предложениям.
Отметьте на карточках верное продолжение предложения. (Работа по карточкам. Проверяется и делается вывод).- Вот вы вспомнили вопросы , признаки, значение прилагательного, теперь приступаем к выполнению заданий по этой теме. В стихотворении пропущены имена прилагательные, вам надо подобрать подходящие по смыслу слова.


Падают с ветки (желтые) монетки.
Под ногами (целый ) клад!
Это осень (золотая)
Дарит листья не считая,
(Золотые) дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Учитель: У меня сегодня есть волшебный сундучок. Теперь мы с вами посмотрим, действительно ли им.прилаг. играют в нашей речи очень важную роль? И можем
только по именам прилагательным догадаться, о каком предмете идет речь. Итак, я попрошу выйти …Я покажу ему предмет и он опишет его только при помощи слов, обозначающих признак предмета.
Физкультминутка
Учитель: Давайте проведем физкультминутку. Она будет у нас доброжелательная,
чтобы подарить друг другу улыбки, тепло.
( Дети встают и выполняют действия, заложенные в слова учителя.)
Тому, кто справа, улыбнись,
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому,кто справа, поклонись,
Тому, кто слева, поклонись.
Тому, кто справа, руку дай,
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни,
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа обними,
Того, кто слева, обними.
Ну вот закончилась игра,
И снова дружат все! Ура!
Учитель: Рассказ, с которого начался наш урок, очень похож на известную вам сказку Андерсена. Как она называется?
Сейчас нам предстоит восстановить отрывок из сказки «Дюймовочка».
Как же нам правильно написать окончания прилагательных?
Ученики: Находим слово, к которому относится прилагательное, ставим вопрос и
дописываем окончания прилагательных.
( Работа в парах, взаимоповерка)
Учитель: Проверяем.
Давайте определим тип речи данного отрывка.
Ученики: Это повествование, потому что сообщается о последовательных действиях: подплыла, поставила, сидела, убирала…

Учитель: Какие прилагательные помогают понять, как автор относится к героям?
Ученик: Автор Дюймовочку называет «бедной», потому что жалко ему, сочувствует ей. А жаба и ее сын автору неприятны, поэтому он их характеризует словами «безобразный», «старая».
Учитель: Как называются такие прилагательные в художественном тексте?
Ученик: Эпитетами.
В реке росло множество кувшинок; их широк… зелен… листья плавали по поверхности воды. Самый больш… лист был дальше всего от берега; к этому-то листу подплыла жаба и поставила туда орехов… скорлупу с девочкой.      Бедн… крошка проснулась рано утром, увидала, куда она попала, и горько заплакала: со всех сторон была вода, и ей никак нельзя было перебраться на сушу!      А стар… жаба сидела внизу, в тине, и убирала свое жилище тростником и желт… кувшинками - надо же было приукрасить все для молод… невестки! Потом она поплыла со своим безобразн… сынком к листу, где сидела Дюймовочка, что бы взять прежде всего ее хорошеньк… кроватку и поставить в спальне невесты.
- А чему учит эта сказка людей? ( Быть добрыми, отзывчивыми, милосердными, искренними)
Учитель: Значение признака есть и у других частей речи. Предлагаю вам игру «Четвертое лишнее», т.е. вы должны найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
(Синт. разбор предл. Доброе слово несет силу, энергию человеку. )Итог урока
- Что обозначает имя прилагательное?
- Как изменяется прилагательное?
- Для чего используются в речи имена прилагательные?
РЕФЛЕКСИЯ
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
Имя прилагательное
Подчеркните верное продолжение предложения:
Имя прилагательное отвечает на вопросы:
кто? что?
какой? чей?
что делать? что сделать?
Имя прилагательное обозначает:
признак предмета;
признак признака;
признак действия.
Имя прилагательное изменяется по:
родам, числам, падежам;
числам, падежам;
родам, падежам.
Имя прилагательное может быть в формах:
краткой и полной;
простой и сложной;
большой и малой.
В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:
подлежащего и дополнения;
дополнения и обстоятельства;
определения и сказуемого.