Опыт экспериментальной работы Развитие пространственно-временных представлений средствами живописи

Сударева Наталья Ильинична:
Содержание и методика работы по формированию и коррекции пространственно-временных представлений старших дошкольников средствами живописи

1. Диагностика уровня развития пространственно-временных представлений у старших дошкольников

Опытно-практическая работа была организована с детьми старшей группы дошкольного образовательного учреждения №6 г. Димитровграда. В исследовании приняли участие 10 воспитанников старшей группы (из них 6 мальчиков и 4 девочки) [Таблица 1].
На первом этапе исследования была определена следующая цель – определить уровень развития пространственно-временных представлений старших дошкольников в исследуемой группе. Достижение цели исследования предполагало решение следующих задач: подобрать методики диагностики уровня развития пространственно-временных представлений старших дошкольников; разработать авторскую методику диагностики развития пространственно-временных представлений на основе произведений живописи; провести диагностику уровня развития пространственно-временных представлений детей исследуемой группы; проанализировать результаты диагностики уровня развития пространственно-временных представлений детей исследуемой группы.
Таблица 1
Список детей старшей группы, принявших участие в исследовании
№ п/п
Имя ребенка
Возраст

1
Алина Б.
5 лет 4 мес.

2
Олег В.
5 лет 10 мес.

3
Костя Е.
5 лет 2 мес.

4
Сергей К.
5 лет 8 мес.

5
Полина К.
5 лет 1 мес.

6
Юля М.
5 лет 3 мес.

7
Петя О.
5 лет 4 мес.

8
Ксения Р.
5 лет 5 мес.

9
Илья Т.
5 лет 5 мес.

10
Дамир Я.
5 лет 7 мес.

С целью реализации задач первого этапа исследования применялись следующие методики адаптированные для проведения диагностического исследования в дошкольных образовательных учреждениях:
- методика «Пробы Хэда»,
- методика «Ориентировка в окружающем пространстве» А.Н. Корнева
Также была разработана авторская система диагностики уровня развития пространственно-временных представлений, основанная на применении произведений художественного творчества.
Цель проведения методики «Пробы Хэда» - определение уровня развития пространственных представлений ребенка путем выявление умения ориентироваться на себе. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые взрослым, сидящим напротив (см. Таблицу 2) - всего 10 проб.
Таблица 2
Описание заданий диагностической методики «Пробы Хэда»
№ пробы
Описание задания

1
Коснуться правой рукой правого плеча

2
Коснуться левой рукой левого уха

3
Коснуться правой рукой левого уха

4
Коснуться левой рукой правого глаза

5
Коснуться правой рукой левого локтя

6
Коснуться правой рукой правого уха, а левой рукой левого глаза

7
Коснуться правой рукой правого глаза, а левой рукой правого локтя

8
Коснуться левой рукой правого уха, а правой рукой правого глаза

9
Коснуться правой рукой левого колена, а левой рукой дотронуться до носа

10
Коснуться правой рукой левого уха, а левой рукой правого глаза

Задание требует мысленной пространственной переориентировки для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей.
Критерии оценки уровня развития пространственных представлений:
- высокий уровень (3 балла) – ребенок правильно выполняет инструкции взрослых с допущением 1-3 ошибок, исправляемых после указания взрослых;
- средний уровень (2 балла) ребенок допускает 4-6 ошибок,
- низкий уровень (1 балл) – ребенок допускает 7 и более ошибок при выполнении инструкции взрослого.
Методика «Ориентировка в окружающем пространстве» А.Н. Корнева. Диагностическая цель методики – выявление уровня развития ориентировки в горизонтальных («сзади - спереди», «вперед - назад») и вертикальных («вверху - внизу», «сверху - снизу», «над - под») направлениях. В ходе диагностики, ребенок выполняет задания взрослого:
- положить карандаш справа от альбома,
- положить игрушку слева от книги,
- сказать, где находится карандаш по отношению к книге,
- сказать, где находится игрушка по отношению к альбому,
- положить книгу перед собой,
- слева от книги поместить карандаш,
- справа от книги поместить игрушку,
- на книгу положить карандаш,
- под альбом положить ручку?
- сказать, где находится ручка по отношению к альбому.
Критерии оценки уровня развития ориентировки в окружающем пространстве:
- высокий уровень (3 балла) – ребенок правильно выполняет инструкции взрослых с допущением 1 и менее ошибок, исправляемых после указания взрослых;
- средний уровень (2 балла) ребенок допускает 2-3 ошибки,
- низкий уровень (1 балл) – ребенок допускает 4 и более ошибок при выполнении инструкции взрослого.
На определение уровня развития пространственно-временных представлений направлены и авторские методики: беседа по картине, сравнение серии картин, составление рассказа о себе в разные временные отрезки.
Цель проведения беседы с ребенком по картине - выявление уровня развития умений ориентироваться и называть времена года, времена суток, ориентироваться в понятиях «право»-»лево», «сзади»-»спереди». Ребенку предъявляется картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», дается некоторое время на рассматривание, а затем задаются вопросы:
- Какое время года на картине?
- Где происходит действие картины?
- Как расположены медведи? (на дереве, рядом с деревом, левее, правее и т.д.)
- Что нарисовано позади (на переднем плане, слева, справа)?
- Какое время суток на картине? Как это становится понятным?
- Как расположены предметы?
Затем по ответам ребенка оценивается уровень развития умений ориентироваться и называть времена года, времена суток, ориентироваться в понятиях «право» - «лево», «сзади» - «спереди».
Критерии развития ориентировки в пространстве и времени:
- высокий уровень (3 балла) – ребенок правильно отвечает на вопросы взрослого с допущением 1 и менее ошибок, исправляемых после указания на них; верно называет время суток, время года, называет явления природы, правильно указывает и называет пространственные понятия;
- средний уровень (2 балла) ребенок допускает 2-3 ошибки при ответе на вопросы взрослого, допускает 1-2 ошибки при назывании времен года и времени суток и определении и назывании пространственных понятий, при указании взрослого на ошибки исправляет их,
- низкий уровень (1 балл) – ребенок допускает 4 и более ошибок при выполнении методики, затрудняется с определением времени суток и называнием их, путается во временах года, не может определить и назвать пространственные понятия.
Цель проведения сравнения серии картин - выявление уровня развития пространственно-временных представлений. Детям предлагается сравнить картины попарно между собой и назвать время года, время суток, назвать явления природы, характерные для каждого времени года, соотнести собственные действия и занятия, осуществляемые в данное время года и время суток. При сравнении серии картин между собой обращается внимание на называние времени суток, времени года, описание с указанием пространственного местоположения и т.д. Для проведения данного этапа диагностики используются репродукции картин российских художников .
Критерии уровня развития ориентировки в окружающем пространстве и времени:
- высокий уровень (3 балла) – ребенок правильно отвечает на вопросы взрослого с допущением 1 и менее ошибок, исправляемых после указания на них, верно называет время суток, время года, называет явления природы, может соотнести собственные действия с временами суток и временами года;
- средний уровень (2 балла) ребенок допускает 2-3 ошибки при ответе на вопросы взрослого, допускает 1-2 ошибки при назывании времен года и времени суток и описании собственных действий в разное время суток, при указании взрослого на ошибки исправляет их,
- низкий уровень (1 балл) – ребенок допускает 4 и более ошибок при выполнении методики, затрудняется с определением времени суток и называнием их, путается во временах года, не может соотнести собственные действия с различными временными отрезками.
Цель составления рассказа о себе в разные временные отрезки - выявление уровня сформированности умения определять вид времени признаки его изменения, а также места в определенном времени и пространстве. Дети составляют рассказы по просьбе взрослого о себе в прошедшем, настоящем и будущем времени.
Критерии оценки уровня развития временных представлений:
- высокий уровень (3 балла) - дети адекватно оценивают течение и изменение времени и пространства, в котором они живут и действуют («Была на Черном море, хотела бы еще побывать там, покупаться в Черном теплом море и посмотреть на дельфинов. А скоро я пойду уже в школу, и на море буду ездить, когда нам дадут каникулы»),
- средний уровень (2 балла) - дети допускают некоторые незначительные ошибки в определении времени («Утром я встаю, умываюсь, одеваюсь. Мама разрешает мне посмотреть по телевизору мультики. Я смотрю их часа 2. А потом иду в детский сад»),
- низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются в определении вида времени и собственной деятельности в этот временной отрезок, могут правильно определить вид своей деятельности, однако, указание на время дают неверно.
Пакет диагностики пространственно-временных представлений старших дошкольников представлен в Приложении 1. По итогам выполнения всех методик, полученные ребенком баллы суммируются и осуществляется оценка общего уровня пространственно-временных представлений по следующей шкале: высокий уровень 13-15 баллов, средний уровень 8-12 баллов, низкий уровень 7 баллов и менее.
Также было проведено анкетирование родителей относительно их заинтересованности в процессе развития пространственно-временных представлений детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Анкетирование включает в себя 5 вопросов, направленных на выяснение использования временных терминов в беседах дома с ребенком, анализа иллюстраций к литературным произведениям, бесед с ребенком о его будущем, наличия в семье традиций, связанных с временами года и т.д. Вопросы анкеты представлены в Приложении 3.
По результатам диагностики уровня развития пространственно-временных представлений на уровне первого этапа исследования все результаты были сведены в единую таблицу, представленную в Приложении 4.
При выполнении методики «Пробы Хэда» только один ребенок показал высокий уровень развития пространственных представлений – Алина Б. допустила 2 ошибки (при выполнении заданий №№ 7 и 9 – «Коснуться правой рукой правого глаза, а левой рукой правого локтя» и «Коснуться правой рукой левого колена, а левой рукой дотронуться до носа»). Остальные дети исследуемой группы показали средний уровень развития пространственных представлений – допускали от 4 до 6 ошибок при выполнении заданий взрослого. Так, Олег В. ошибся при выполнении заданий №№1, 2, 7 и 9 (задания «Коснуться правой рукой правого плеча» и «Коснуться левой рукой левого уха» выполнил в зеркальном отражении, после подсказки взрослого выполнил верно, в задании «Коснуться правой рукой правого глаза, а левой рукой правого локтя» коснулся левой рукой до левого глаза и в задании «Коснуться правой рукой левого колена, а левой рукой дотронуться до носа» коснулся правой рукой правого колена); Костя Е. допустил 5 ошибок в заданиях №№1, 2, 3, 7 и 8 (в заданиях «Коснуться правой рукой правого плеча» и «Коснуться левой рукой левого уха» выполнил инструкцию в зеркальном отображении, в задании «Коснуться правой рукой левого уха» дотронулся до правого уха», в задании «Коснуться правой рукой правого глаза, а левой рукой правого локтя» дотронулся правой рукой до левого глаза и в задании «Коснуться левой рукой правого уха, а правой рукой правого глаза» дотронулся левой рукой до левого уха); Сергей К. допустил три ошибки в заданиях №№3, 4 и 5 (в задании «Коснуться правой рукой левого уха» дотронулся до правого уха, в задании «Коснуться левой рукой правого глаза» дотронулся правой рукой до левого глаза и в задании «Коснуться правой рукой левого локтя» дотронулся левой рукой до правого локтя», после указания взрослого на ошибку, попытался исправить ее, но вновь выполнил задания неудачно); Сергей К. допустил 3 ошибки в заданиях №№ 8, 9 и 10 (в начале выполнения вообще затруднялся с исполнением, после помощи взрослого выполнил задания в зеркальном отображении, после указания на ошибки попытался исправить, но выполнить задания полностью правильно так и не удалось); Полина К. и Юля М. допустили ошибки при выполнении относительно простых заданий №№ 1- 4 (задания «Коснуться правой рукой правого плеча», «Коснуться левой рукой левого уха», «Коснуться правой рукой левого уха» и «Коснуться левой рукой правого глаза» были выполнены в зеркальном отображении, после указания взрослого на ошибки дети исправлялись, но в следующем задании вновь допускали аналогичную ошибку); Петя О. допустил ошибки в заданиях №№ 5, 6, 7 и 9 (задания «Коснуться правой рукой левого локтя» и «Коснуться правой рукой правого уха, а левой рукой левого глаза» были исполнены в зеркальном отображении, при выполнении задания «Коснуться правой рукой правого глаза, а левой рукой правого локтя» дотронулся левой рукой до левого глаза, при выполнении задания «Коснуться правой рукой левого колена, а левой рукой дотронуться до носа» дотронулся правой рукой до правого колена»); Ксения Р. ошиблась при выполнении заданий №№ 6, 7, 9, 10 (при выполнении задания «Коснуться правой рукой правого уха, а левой рукой левого глаза» дотронулась левой рукой до левого уха, при выполнении задания «Коснуться правой рукой правого глаза, а левой рукой правого локтя» дотронулась правой рукой до левого уха, при выполнении задания «Коснуться правой рукой левого колена, а левой рукой дотронуться до носа» дотронулась левой рукой до правого колена, и при выполнении задания «Коснуться правой рукой левого уха, а левой рукой правого глаза» коснулась левой рукой до левого уха); Илья Т.допустил ошибки при выполнении заданий №№ 1, 2, 4, 6 и 9 ( задания «Коснуться правой рукой правого плеча», «Коснуться левой рукой левого уха» и «Коснуться левой рукой правого глаза» были выполнены в зеркальном отображении, при выполнении задания «Коснуться правой рукой правого уха, а левой рукой левого глаза» коснулся левой рукой левого уха, при выполнении задания «Коснуться правой рукой левого колена, а левой рукой дотронуться до носа» левой рукой дотронулся до правого колена); Дамир Я. допустил ошибки при выполнении заданий №№ 6, 7, 8, 9 и 10 (при выполнении задания «Коснуться правой рукой правого уха, а левой рукой левого глаза» правой рукой коснулся правого глаза, при выполнении задания «Коснуться правой рукой правого глаза, а левой рукой правого локтя» левой рукой коснулся левого глаза, при выполнении задания «Коснуться левой рукой правого уха, а правой рукой правого глаза» левой рукой коснулся левого уха, при выполнении задания «Коснуться правой рукой левого колена, а левой рукой дотронуться до носа» левой рукой дотронулся до правого колена, при выполнении задания «Коснуться правой рукой левого уха, а левой рукой правого глаза» коснулся правой рукой правого уха).
При проведении диагностики уровня развития ориентировки в горизонтальных («сзади - спереди», «вперед - назад») и вертикальных («вверху - внизу», «сверху - снизу», «над - под») направлениях по методике «Ориентировка в окружающем пространстве» А.Н. Корнева выявлено, что только Алина Б. выполнила все задания экспериментатора верно, допустив только одну ошибку (при получении инструкции ответить, где находится карандаш по отношению к книге, вместо «справа» ответила «слева», при указании взрослого на ошибку исправилась и при выполнении дальнейшего аналогичного задания уже не ошибалась). Все остальные дети исследуемой группы показали средний уровень развития ориентировки в горизонтальных и вертикальных направлениях, допустив 2-3 ошибки при выполнении заданий взрослого. Так, Олег В. и Петя О. ошиблись при определении положения игрушки относительно книги и положения карандаша относительно альбома; Костя Е., Полина К. и Дамир Я. изначально неверно выполнили задания «Положить карандаш справа от альбома» и «Положить игрушку слева от книги», после указания на ошибку выполнили задания верно, а также допустили ошибки при определении положения карандаша относительно альбома; Сергей К, Юля М. и Илья Т. изначально неверно выполнили задания «Положить карандаш справа от альбома» и «Положить игрушку слева от книги», после указания на ошибку выполнили задания верно, а также допустили ошибки при определении положения игрушки относительно книги; Ксения Р. ошиблась при определении положения игрушки относительно книги и положения карандаша относительно альбома, после указания на ошибку воспитателем вновь допустила неточность, только после подсказки взрослого определила пространственное положение предметов верно.
При выполнении диагностических заданий, направленных на выявление уровня развития пространственно-временных представлений, ни один ребенок исследуемой группы не показал высокого уровня развития. Двое детей исследуемой группы показали средний уровень развития пространственно-временных представлений – Алина Б. допустила 2 ошибки при ответе на вопросы взрослого при проведении беседы по картине (на вопрос «Что нарисовано на заднем плане картины?», ответила, что «там нарисованы медведи», на вопрос «Как расположены медведи на картине?» ответила, что «они рядом»), а также допустила одну ошибку при сравнении картин попарно (при рассматривании четвертой пары картин сказала, что на обеих картинах нарисована осень), при указании взрослого на ошибки исправила их; Илья Т. допустил одну ошибку при ответе на вопросы взрослого о картине (на вопрос «Какое время года на картине?» ответил «весна – весной медведи просыпаются») и допустил две ошибки при попарном сравнении серии картин (объединил серию 3 под общим названием «Зима», а также не смог точно рассказать о своих действиях в разное время года – перепутал осеннее и весеннее время). Остальные восемь детей исследуемой группы показали низкий уровень развития пространственно-временных представлений – допускали значительное количество ошибок в определении времен года, пространственном расположении предметов, затруднялись с определением собственной деятельности в разное время года. Так, Олег В., Сергей К. Полина К и Дамир Я. перепутали весну и осень, не смогли описать картину даже по наводящим вопросам, давали односложные ответы, не смогли назвать, чем отличаются и чем схожи картины в каждой серии; Костя Е. и Юля М. затруднились в описании пространственного расположения предметов на картине, а также не смогли назвать, чем отличаются и чем схожи картины в каждой серии; Петя О. и Ксения Р. не смогли описать картину даже по наводящим вопросам, давали односложные ответы в беседе по картине.
При диагностике правильности определения ребенком вида времени и его текучести, а также места ребенка в определенном времени и пространстве, только один ребенок исследуемой группы (Алина Б.) показал высокий уровень развития данного показателя – она адекватно оценивает течение и изменение времени и пространства, в котором они живет и действует («Была летом в деревне у бабушки, на будущее лето опять к ней поеду. Буду купаться в реке и собирать ягоды. Когда я еще немного вырасту, то пойду в школу и буду хорошо учиться»). Трое детей исследуемой группы показали средний уровень развития - дети допускали некоторые незначительные ошибки в определении времени – Олег В. допустил ошибки в перечислении своих действий в течение дня («Утром я встаю, завтракаю, умываюсь, иду в садик, гуляю, ужинаю и иду домой»); Полина К. не смогла правильно назвать собственные действия в большие временные отрезки («Недавно был Новый год и мне все дарили подарки, а потом я ездила к дедушке и он тоже мне подарки дарил. Это летом было.»); Илья Т. допустил ошибки при перечислении собственных действия в течение дня и в большие временные периоды («Я смотрю вечернюю сказку, а потом мы в садике Нет, не в садике! Дома!,.. Дома мы ужинаем, а в садике спим», «Я буду большой, пойду на работу, буду работать и в школе учиться»). Остальные шестеро детей исследуемой группы показали низкий уровень развития - затрудняются в определении вида времени и собственной деятельности в этот временной отрезок, могут правильно определить вид своей деятельности, однако, указание на время дают неверно. Так, Костя Е. перепутал понятия «утро» и «вечер» и, соответственно, «завтрак» и «ужин», а также допустил неточность при описании своего прошлого и будущего («Прошлым летом мы поедем в Грецию и увидим пирамиды»); Сергей К. правильно определил вид своей деятельности, однако, указание на время дал неверно («Завтра ходил в детский сад, играл в гаишников. Машины ездили не по правилам, и я их штрафовал, как мой папа»); Юля М. также правильно определила вид своей деятельности, однако, указание на время дала неверно («Вчера снова пойдем в парк и будем там собирать листья для поделок»); Петя О. не смог правильно определить временя и собственную деятельность («Вчера утром Хрюша с Филей объясняли как писать буквы, потом меня спать уложили»); Ксения Р. верно определила вид времени, но неправильно соотнесла его со своей деятельностью («В будущем, когда мы все вырастем и станем дядями и тетями, я Вовку из нашей группы на прогулке сама побью – он у меня игрушки отнимает»); Дамир Я. правильно определил вид своей деятельности, однако, указание на время дал неверно («Скоро будет зима, и мы гуляли в парке»).
В целом, по окончании выполнения серии заданий на выявление уровня развития пространственно-временных представлений, выявлено, что наибольшие сложности у детей вызвали задания авторской методики и задания методики «Составь рассказ о времени и о себе». По этим методикам выявлен наиболее низкий уровень результативности по всей группе в целом.
Задания на выявление уровня развития пространственных представлений и ориентировки в горизонтальном и вертикальном направлениях вызвали у детей меньше сложностей, однако, в среднем по группе и по данным показателям наблюдается только средний уровень.
Результаты первого этапа исследования позволили обнаружить, что при традиционно сложившейся модели организации педагогического процесса и познавательной деятельности, в частности, уровень развития пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в основном средний и низкий [см. Рисунок 1].

 
Уровень развития пространственных представлений по методике «Пробы Хэда»
Уровень развития ориентировки в горизонтальных и вертикальных направлениях по методике «Ориентировка в окружающем пространстве»
Уровень развития развития ориентировки в пространстве и времени
Уровень развития пространственно-временных представлений
Уровень развития временных представлений ребенка по методике «Составление рассказа о себе в разные временные отрезки»
Общий уровень развития пространственно-временных представлений

Высокий
10
10
0
0
10
10

Средний
90
90
20
20
30
30

Низкий
0
0
80
80
60
60

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики
Следовательно, необходимо изменить условия для формирования пространственно временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Низкие результаты проведенной первичной диагностики побудили нас обратиться к анализу предметно-развивающей среды в исследуемой группе ДОУ. Результаты данной работы показали, что пространственно - предметная среда не содержала произведений искусства, предметов, игрушек, пособии, представленных в виде моделей, знаков, символов, которые позволили бы ребенку обнаружить свое место в жизни. Все это не создавало условий для понимания ребенком значимости философских категорий пространства и времени в жизни человека и его собственной жизни, не формировало знания о способах преобразования пространства и учета времени для установления взаимодействия людей друг с другом.
Знания об окружающем мире у детей старшего дошкольного