Развитие пространственно-временных представлений на логопедических занятиях.


Развитие пространственно-временных представлений на логопедических занятиях.
Работа по устранению затруднений в усвоении навыков чтения письма непосредственно относится к сфере профессиональной деятельности учителя – логопеда. Письмо называют «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение. При письме в координированную деятельность вовлекаются почти все отделы коры головного мозга, органы зрения, слуха, мышцы ведущей руки и всего тела.
Опыт работы свидетельствует, что в практике обучения письму недостаточно внимания уделяется сформированности пространственно – временных представлений у ребенка.
Ориентация в схеме тела, во времени и пространстве связана с деятельностью определенных зон коры и ствола головного мозга. Различные нарушения со стороны центральной нервной системы могут приводить к нарушениям зрительного восприятия, внимания, памяти, пространственных и временных представлений, конструктивных действий.
Трудности, с которыми встречаются дети, наиболее ярко проявляются при обучении письму и чтению. Дети с трудом ориентируются в тетради, на строке, с трудом усваивают зрительный образ букв и цифр, смешивают графически сходные буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л – Д, З – В, Ш-Щ), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т - Г, Ь – Р, Н – П, П – И).
Трудности формирования пространственно - временных ориентировок являются общими для многих учебных предметов.
Несформированность пространственно – временных представлений проявляется в рисовании и конструировании (фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии и детали по сравнению с образцом).
Слабая ориентировка во времени имеет следствием трудности усвоения грамматики (различение форм времени глагола, его совершенного и несовершенного вида), а также при изучении истории (трудности при обращении к карте или плану – схеме исторических сражений, затруднительно понимание тонких временных дифференцировок, передаваемых конструкциями с предлогом типа: к 18 веку, в 18 веке, с 18 века, до 18 века). Появляются трудности решения текстовых задач по математике, в геометрии отмечается вербализм в усвоении понятий (площадь, объем), трудности запоминания и различения конфигураций, слабое восприятие вспомогательных линий (высота, диагональ).
Недифференцированное восприятие ребенком схемы тела ведет к трудностям в бытовой пространственной ориентировке, так и в ориентировке по сторонам света: север – юг – восток – запад, ведет к неумению ориентироваться по географической карте и компасу.
Практика логопедической помощи показывает, что у детей возникают следующие проблемы:
Сложность в определении правых и левых частей предметов, объектов.
Трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека.
Неспособность верно оценить пространственное расположение объектов.
Затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов.
Трудности графического обозначения направлений (лево – право, вверх – вниз, по диагонали).
Указанные недостатки пространственных представлений сочетаются с ошибками и неточностями восприятия времени. В процессе обучения учеников приходится уточнять понятия об основных единицах времени, о возрасте человека. Дополнительно требуются наблюдения за временной последовательностью каких – либо действий и событий с одновременным расширением и активизацией словарного запаса.
Чему учит логопед:
Лучше осознавать схему собственного тела и называть незначительные части тела у других людей, животных.
Определять и обозначать направления в пространстве, включая работу на листе бумаги, в тетради.
Ориентироваться в пространстве среди окружающих предметов.
Определять последовательность графических знаков.
Выполнение таких заданий позволяет развивать графо - моторные навыки и быстрее и правильнее осваивать пространство листа бумаги.
Учащиеся под руководством логопеда выделяют последовательно предметы, предметные изображения, графические знаки в однородных группах. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении. Данный навык окажется востребованным, например, при изучении темы «Предлоги», рассматриваются те из них, которые имеют конкретное пространственное значение. Формирование и расширение круга временных представлений предполагает расширение и активизацию словарного запаса, а также помогает более успешно освоить учебный материал по теме «Времена глаголов».
Совершенствование навыков по определению временного и пространственного расположения предметов, объектов, возраста людей, времен года, времени суток постепенно создает основу для формирования звукослогового и морфемного анализа слов.
Представление об очередности звуков и слогов в словах, последовательности слов в предложении, расположении слов с их переносами на строчках тетради становятся предпосылкой для преодоления нарушений письменной речи.
В своей коррекционной логопедической работе логопед использует необходимый речевой материал: загадки, которые дети любят отгадывать, поговорки, народные приметы, в которых хорошо отражены доступные для детей связи в явлениях природы, скороговорки, а также отрывки из литературных произведений. Все это позволяет делать содержание занятий более интересным и быстрее достичь желаемых результатов.
Собраны и систематизированы упражнения и дидактические игры по формированию пространственных и временных представлений.
Все это подбирается к занятию с учетом возможностей учеников с речевыми нарушениями. В зависимости от состава группы и речевого диагноза логопед может изменять объем речевого материала, сложность инструкции, время, отпущенное учащимся на выполнение задания.
Продуманный выбор игрового материала дает возможность логопеду углубить полученные учениками знания и способствовать выработке у них умений и навыков, а так же пополнить их словарный запас, расширить представление об окружающей действительности. Практическая работа с учениками с ОВЗ показывает, что развитие временных и пространственных представлений являет собой актуальную проблему, в решении которой должны принимать участия учитель, логопед, психолог. В заключении следует сказать, что чем раньше начаты коррекционные мероприятия, тем выше результат.