Развитие навыков словообразования на логопедических занятиях с детьми с ЗПР.


Анализ результатов диагностики.
К началу третьего года обучения детей с низким уровнем развития не выявлено. 8% учащихся имеют уровень развития словаря ниже среднего. Они затрудняются подборе признаков, путают названия сходных действий. 24%достигли среднего уровня развития словаря; 64% - выше среднего; 4% - высокий уровень развития словаря. У детей первых трех групп основная трудность возникает при необходимости образовывать новые слова. Это вызывает серьезные нарушения письма. Учащиеся не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов, не осознают сходство однокоренных слов. В результате у них возникают большие проблемы в овладении морфологическим составом слова и морфологическим принципом русской орфографии, сущность которого состоит в том, что каждая морфема пишется независимо от произношения одинаково. Этот процесс основывается на способности обобщать и дифференцировать языковые единицы.
Усвоение словообразования предполагает достаточную сформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; умение определять сходство и различие в значении и формально-языковых признаков, а также сохранность психических функций.
В связи с недоразвитием познавательной деятельности у детей с ЗПР обнаруживаются и особенности процессов словообразования.
При словообразовании уменьшительно-ласкательных существительных у детей с ЗПР выявляются следующие группы ошибок:
Неправильное использование суффиксов одного значения;
Замена словообразования словоизменением (часто неправильной флексией);
Нарушение дифференциации по признаку одушевленности неодушевленности;
Неусвоение грамматического значения рода;
«Выравнивание» основы; нарушение чередования;
Неправильная постановка ударения;
Замена уменьшительной формы другими словами;
Наложение суффиксов.
При словообразовании названий детенышей животных у детей с ЗПР выявляются следующие характерные ошибки:
«выравнивание» основы;
Использование уменьшительно-ласкательного суффикса;
Употребление словосочетания с прилагательным «маленький»;
Наложение суффиксов;
Лексические замены;
Воспроизведение начальной формы слова.
Цель работы на учебный год – овладение методикой формирования навыков словообразования, обучения использованию этих навыков при подборе однокоренных слов.
Задачи работы:
- обогащать лексику путем усвоения словообразовательных моделей;
- учить использовать усвоенные навыки словообразования для обучения подбору однокоренных слов.
План работы:
I этап
Первичная диагностика.
Изучение теоретического материала.
Планирование работы. Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
II этап
Формирование словообразования существительных:
- образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- образование существительных при помощи суффикса -ищ - ;
- дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательным значением и со значением увеличения;
- образование названий детенышей в единственном и множественном числе;
Промежуточная диагностика. Октябрь
Ноябрь
Декабрь
III этап
- образование существительных мужского рода, обозначающих профессии;
- образование существительных женского рода, обозначающих профессии;
- образование существительных при помощи суффикса – ниц – со значением вместилища.
Заключительная диагностика Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Работа над каждой словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально – на основе наглядно-образного мышления, далее в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане) и происходит в следующей последовательности:
1 этап – выделение однокоренных слов из предложения, сравнение их по составу, по значению.
2 этап – выделение морфемы из слов, определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом.
3 этап – звуковой анализ морфемы.
4 этап – образование новых слов. На этом этапе широко используются следующие виды работы: игры в мяч, составление слов из слогов, отгадывание названий предметов по их назначению.
5 этап – запись слов с послоговым проговариванием, с выделением гласных, с обозначением морфемы.
6 этап – введение новых слов в устную и письменную речь. На этом этапе используется работа с деформированным словосочетанием, подбор признаков к предметам, работа с деформированной фразой, составление предложений с заданным словом, добавление слов в предложения.
Обращается внимание на подбор однокоренных слов для проверки написания парных согласных в конце и в середине слова.
Каждую словообразовательную форму сначала закрепляют в импрессивной речи, затем проводится работа по формированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения понимания словообразовательной формы
Рекомендуются следующие задания: а) показать картинку по заданию логопеда; б) выбрать картинку; в) выполнить действия.
Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. На первом этапе работа проходит над следующими формами словообразования:
- образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (сначала – формы с продуктивным суффиксом –ик-, затем с менее продуктивными суффиксами – чик-, -очк-, -ечк-, -ц-.)
-образование существительных со значением увеличения при помощи суффикса –ищ-;
- дифференциация существительных со значением увеличения и с уменьшительно-ласкательным значением;
-образование названий детенышей животных и прилагательных в ед. и. мн. ч.
При образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов сначала сравниваются между собой предметы (или их изображения); выявляется их отличие по величине. Затем дети сравнивают между собой слова, обозначающий большой и маленький предмет, по значению и по составу. Обращается внимание детей на то, что изменения в составе слова ведут за собой изменения в значении слова. Дети самостоятельно выделяют морфему. Обращается внимание на разницу в звучании и написании морфемы.
Следующий этап работы – это образование слов с помощью новой морфемы по аналогии с обязательным ее выделением. Образованные слова закрепляются в речи с помощью различных видов деятельности; например, составление слов из слогов, игра в мяч. Сравнивается звучание и написание исходного и нового слова. Обязательное письмо слов по памяти с громким орфографическим проговариванием. Далее новые слова включаются в словосочетания. Для этого используются такие виды работы как подбор признаков, работа с деформированным словосочетанием.
Образованные словосочетания включаются в предложения. Используются так же следующие виды работы с предложением:
-составление предложений из отдельных слов;
- добавление в предложение недостающего слова;
- ответы на вопросы полным предложением;
- составление предложения с заданным словом;
- исправление ошибок в предложениях.
Для развития ВПФ широко применяются дидактические игры: «Запомни, повтори», «4 лишний», «Что изменилось?» на лексическом материале связанной с темой урока, что так же способствует закреплению новых слов в речи детей.
Работа по образованию детенышей животных и птиц ведется в аналогичной последовательности с учетом наличия или отсутствия чередования звуков в основе слова и проходит в три этапа.
1 этап – работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова.
2 этап - работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова.
3 этап - работа над словообразовательными формами в основе которых лежит явление супплетивизма (замена корня производного слова).
Результаты проведения промежуточной диагностики показывают, что в развитии словообразовательных операций отмечается следующая динамика:
Уровень развития Начало года Конец первого полугодия
Ниже среднего 8% 0%
Средний 24% 13%
Выше среднего 64% 74%
Высокий 4% 13%
Результаты диагностики умения образовывать новые слова у обучающихся 3-х классов
В образовании имен существительных, обозначающих профессии, участвуют суффиксы -чик-, -щик-, -ист-. Работа над этими суффиксами проводится с учетом последовательности появления их в онтогенезе.
Сначала из предложений выделяется однокоренные слова, которые сравниваются по значению и по составу. Из слова обозначающего профессию, выделяется морфема, определяется ее значение и анализируется звучание и написание.
Аналогичная работа проводится над образованием названий профессий женского рода. Для этого отрабатываются словообразовательные формы с суффиксами -к-, -иц-.
Примерные виды заданий и упражнений для образование существительных, обозначающих профессии.
а) «Как называют того, кто…»
дидактический материал - картинки (сварщик сваривает трубы, стёкольщик вставляет стекло, часовщик чинит часы).
Логопед говорит, показывая соответствующую картинку: « Это барабанщик. Он играет на барабане». При этом логопед голосом выделяет суффикс -щик-. Затем логопед просит ребенка показать, кто работает на кране и назвать профессию (крановщик). В случае затруднений логопед называет одну из профессий: «На сцене работает танцовщик, а кто работает на кране?»
б) «Кто ты?»
Логопед предлагает посмотреть на картинку: « Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь мы поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь трубы. Кто ты? (сварщик)»
в) Образование названий женских профессий. Дидактический материал – картинки. Логопед называет мужскую профессию , например, художник и предлагает ребенку назвать соответствующую женскую профессию (художница)
При обучении образованию существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища сначала отрабатываются словообразовательные формы без чередования звуков в основе производного слова, затем – формы с чередование звуков в основе производного слова.
Примерные виды заданий и игровых упражнений:
а) Игра «Назови предмет».
Логопед предлагает детям называть предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты и т.д). И спрашивает, где они хранятся: хлеб в хлебнице и т.д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс –ниц-, и просит детей определить общую часть. Делается вывод, что названия предметов, в которых что-то лежит, обязательно включает в себя частичку -ниц-. После этого логопед снова задает детям вопросы, а они на них отвечают. Например: «Как называется посуда, в которую кладут салат? сухари? и т.д.
б) Игра «Что для чего?»
Логопед просит детей посмотреть на предметы и сказать, что для чего. При затруднении используется прием наращивания: логопед произносит наало слова, а ребенок его заканчивает: «Для чая нужна чай…»
Для заключительной диагностики были разработаны 11 серий заданий, каждая из которых содержала 10 проб.
Детям предлагалось образовать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных с помощью суффиксов -ик-, -чик-, -очк-, -ечк-, -ц-, -ец-, -иц-; существительные со значение «очень большой» с помощью суффикса -ищ-; название профессии женского и мужского рода; название посуды и название детенышей животных. Оценка ответов производится следующим образом: высокий уровень – ответы, содержащие не более одной ошибки; средний уровень - 2-3 ошибки; низкий уровень – 4 и более ошибок.
Задание заключительной диагностики выполняли 13 учащихся из 25, посещающих логопедические занятия.
Анализ результатов заключительной диагностики показал, что словообразовательные умения из обучающихся сформированы следующим образом:
1) Умение образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных
а) с помощью суффикса -ик-:
на высоком уровне - у 46% обучающихся;
на среднем уровне - у 54% обучающихся.
б) с помощью суффикса -чик- :
на высоком уровне: у 85%;
на среднем уровне: у 7,5%;
на низком уровне: у 7,5%
в) с помощью суффикса -очк-:
на высоком уровне: у 92% обучающихся;
на среднем уровне: у 8% обучающихся.
г) с помощью суффикса -ечк-:
на высоком уровне: у 46%;
на среднем уровне: у 54%.
д) с помошью суффиксов -ц-, -ец-, -иц-:
на высоком уровне: у 0%;
на среднем уровне: у 23%;
на низком уровне: у 77%.
2) Умение образовывать существительные о значение «очень большой» при помощи суффикса -ищ-:
на высоком уровне у 15% обучающихся;
на среднем уровне у 31% обучающихся;
на низком уровне у 54% обучающихся.
3) Умение образовывать название посуды с помощью суффикса -ниц-:
На высоком уровне у 15% обучающихся;
На среднем уровне у 70% обучающихся;
На низком уровне у 15% обучающихся.
4) Умение образовывать название профессий мужского рода с помощью суффиксов:
На высоком уровне у15% обучающихся;
На среднем уровне у 55% обучающихся;
На низком уровне у 30% обучающихся.
5) Умение образовывать название профессий женского рода с помощью суффиксов:
На высоком уровне у 30% обучающихся;
На среднем уровне у 55% обучающихся;
На низков у 15% обучающихся.
6) Умение образовывать название детенышей животных:
На высоком уровне у 15% обучающихся;
На среднем уровне 61% обучающихся;
На низком уровне 24% обучающихся.
Таким образом, наибольшую трудность для обучающихся представляет образование уменьшительно - ласкательной формы существительных с помощью суффиксов -ц-, -ец-, -иц- и образование существительных со значение увеличения с помощью суффикса -ищ-. Это на мой взгляд, связано с низкой частотностью данных морфем.
Данные результаты достигались за счет:
-развитие поисковой деятельности обучающихся на занятиях (самостоятельное наблюдение за составом слов, нахождение значение морфем);
-закрепление полученных навыков в различных видах речевой деятельности;
-побуждение обучающихся к самостоятельным выводам;
-систематического проведения игр на развитие и коррекцию ВПФ, составленных на основе изучаемого материала;
-совместной работы с педагогами;
-громкого орфографического проговаривания с выделением гласных, письма по памяти.