Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Анопченко
Евгений Александрович
Научный руководитель: Шишкова Е.М.

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла серьезные масштабы. Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы. Это осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры и сознания, формирование которых начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточную систему экологического воспитания и обучения населения. Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая ему необходима, чтобы разумно относиться к природе, не наносить ей урона. Задача школы - обеспечить системный характер воспитания экологической культуры школьников.
Отмечено, что ни одна отрасль науки не развивается так стремительно, как информатика. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование.
Технология воспитания на основе использования информационных технологий - это технология профессионализма, в основе которой точный, прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания с «внешним подталкиванием», диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса. Технология основывается на некоторых новых для нашей педагогики положениях, играющих принципиальную роль. Не менее важным, на наш взгляд, может быть использование компьютера и для развития и воспитания детей, в том числе экологического.
Исследование процесса экологического воспитания младших школьников на основе использования информационных технологий проводилось нами в ходе практики в школе.
В ходе организации констатирующего эксперимента мы исходили из положения о том, что измерение экологической воспитанности можно сделать по трем уровням: показатели сильно выражены, недостаточно выражены, не обнаружены. Таким образом мы определили показатели, через которые диагностировали учеников: интерес к природе; знания о природе; эстетические и нравственные чувства по отношению к природе; позитивная деятельность в природе; мотивы, определяющие позитивную деятельность; наличие ценностей по отношению в природе.
Для организации эксперимента были определены два третьих класса школы № 41 г. Белгорода (3 «А» - экспериментальный, 3 «В» - контрольный) и разработана система методов исследования: анкетирование; тестирование.
В результате проведенного исследования мы отметили, что исходные данные изучения уровня экологического воспитания в экспериментальном и контрольном классах находятся примерно на одном исходном уровне. Обучающиеся интересуются экологическими проблемами, осознают значение бережного отношения к природе и необходимость решения экологических проблем, понимают свою ответственность за ее хорошее состояние, обладают достаточной базой экологических знаний. Однако необходимо обратить внимание на расширение знаний об экологических проблемах и путях их решения, осознания своей роли в решении экологических проблем, повышения ответственности за состояние природы.
Как известно цель экологического воспитания школьников состоит в формировании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране. Эти положения мы учитывали при организации формирующего этапа эксперимента.
Для реализации программы формирующего этапа эксперимента был проведен ряд внеклассных мероприятий. Такими занятиями были:
- классный час на тему «Планета в опасности», с целью привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам, показать необходимость участия каждого человека в решении этих проблем;
- экологическое занятие на тему «Загрязнение природных вод», в ходе которого учащиеся ознакомились с причинами, видами и возможными последствиями загрязнения природных вод;
- беседа на тему «Структура экологических знаний», с целью разъяснения учащимся структуры экологических знаний и необходимости овладения ими;
- заочное путешествие «Заповедники России», где мы ознакомили школьников с заповедной системой России, рассказали о назначении заповедников и их роли в природоохранительной деятельности государства.
В качестве педагогической поддержки в экспериментальном классе использовались различные технологии и современные методы обучения. Мы применяли «метод проектов», игровые технологии, активно сочетали экологическое воспитание с применением информационно-коммуникационных технологий, мультимедиа.
В настоящее время в связи с усилением направленности на организацию самостоятельной деятельности учащихся возросла роль проектного метода обучения. Именно проектная деятельность является одним из самых эффективных инструментов. Поэтому в экспериментальном классе была организована работа над экологическими проектами. При коллективной работе над проектом соблюдались следующие этапы деятельности:
- замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп;
- планирование, распределение ролей (в коллективном проекте);
- принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта);
- выполнение проекта;
- описание проекта;
- защита проекта;
- оценка результатов.
Работу над проектом мы начали с организационного этапа, где мы разбили экспериментальный класс на шесть подгрупп по четыре человек по интересам. Учащимся был предложен перечень тем экологических проектов. Творческие группы определили темы проектов: «Экология России», «Автомобили и окружающая среда», «Вредители леса», «Загрязнение мирового океана», «Проблема перенаселенности земли», «Экология для начальной школы».
Следующим этапом стала поисковая работа по сбору информации каждой группой класса. Параллельно ребята могли получить консультацию педагога по отбору необходимой информации в каждой подгруппе. Задача учителя заключалась в организации проектной деятельности учащихся. Так в процессе работы над проектами учащимся оказывалась консультативная помощь в создании презентаций, в разъяснении требований к ним и правил оформления. При работе учеников над проектом мы поддерживали и стимулировали интерес младших школьников, направляли деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывали обсуждение, стимулировали выработку идей, помогали в работе над литературой и в составлении отчета-презентации.
Результатом работы над проектом стала его защита, которая осуществлялась с помощью презентации. Конечно, уровень подготовки и оформления проекта в каждой группе был различным: у одних получилось лучше, у других хуже. Однако мы убедились, что данный вид учебной деятельности способствует развитию логического мышления, творческих умений, навыков. В процессе демонстрации презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.
Мы убедились, что использование учащимися ресурсов Интернета позволяет применять в создании творческих проектов яркие иллюстрации, карты, схемы, фотографии, справочный материал. Данный вид учебной деятельности способствует развитию логического мышления, творческих умений, навыков, развитию познавательной активности.
При использовании информационных технологий при проектной деятельности значительно возрастает не только скорость разработки проекта, но и, что более важно, возрастает качество готового проекта. Проект, разработанный при помощи информационных технологий, приобретает новую сущность - становится мультимедийным. При этом, работая над проектом, как ученики овладевали новыми, ранее не изученными навыками.
В конце практики было проведено контрольное исследование, которое было осуществлено с помощью комплексной анкеты. Оценка уровня воспитанности проводилась по каждому составляющему компоненту.
Было установлено, что результаты исследования уровня экологического воспитания учащихся контрольного класса на контрольном этапе имеют незначительные изменения. На наш взгляд, более значительные изменения в уровне экологического воспитания экспериментального класса объясняются целенаправленной работой во внеурочное время, которая предполагала осознание учащимися экологических ценностей, чему способствовало использование компьютерного сопровождения внеклассных занятий, работа младших школьников над экологическими проектами и защитой их. Реализация совокупности педагогических условий по использованию информационных технологий в процессе экологического воспитания младших школьников во внеурочное время способствовали эффективности проведенного педагогического эксперимента. Мы убедились, что современные информационные технологии помогают проводить воспитательную работу на современном уровне.
Таким образом, было установлено, что процесс экологического воспитания младших школьников на основе использования информационных технологий эффективен, если:
- осуществляется системность использования информационных технологий;
- обеспечиваются педагогические условия применения информационных технологий в процессе воспитания;
- организуется деятельность учащихся, формирующая ценностное отношение к природе.
15