Абиотические факторы среды

Урок. Абиотические факторы среды
Целевые ориентации урока
Личностные: осознание взаимосвязи организма со средой обитания. Знание основных принципов и правил отношения к природе. Понимание необходимости получать информацию из различных источников, аргументировано и критически оценивать полученную информацию.
Метапредметные: формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделение главного, формулирование выводов, формирование навыков смыслового чтения.
Предметные: изучение влияния абиотических факторов на организм человека.
Планируемые результаты
Личностные умения: личностное мировоззрение, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия.
Метапредметные умения
ПУУД: формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов решения задач; анализ; синтез; установление причинно следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
РУУД: навык планирования своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане. Умение участвовать в совместной деятельности.
КУУД: организация и планирование учебного сотрудничества в поиске, сборе и предоставлении информации; владение монологической и диалогической формами речи.
Предметные умения
Ученик должен знать: ключевые понятия абиотические факторы, биологические ритмы, фотопериодизм, влияние абиотических факторов на организмы.
Ученик должен уметь: давать определение ключевым понятиям, называть основные абиотические факторы, описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов, выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы, описывать практическое значение ограничивающего фактора, объяснять взаимосвязь организмов и окружающей сред.
Организация образовательного пространства
Ресурсы: тесты, схемы, таблицы
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
I. Актуализация и проверка домашнего задания
Фронтальная работа
Задание 1. Ответить на вопросы
В чём отличие биогеоценоза и биоценоза? Что такое агроценозы? Приведите примеры по нашему городу? Всегда ли создание агроценозов приносит пользу природе? Докажите.
Задание 2. Выполнить тесты по вариантам
Пример
1.Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра?
1)обильные дожди летом
2)  увеличение численности водных растений

3)         пересыхание водоема
4)         интенсивный отстрел животных
2. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?
1)         рубка деревьев
2)         отстрел волков и лисиц
3)         вытаптывание растений
4)         разведение костров
3. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?
1)         понижение температуры воздуха
2)         изменение продолжительности светового дня
3)         увеличение облачности
4)         изменение атмосферного давления
4.Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет
1)         к накоплению в атмосфере кислорода
2)      к увеличению прозрачности атмосферы
3)         к увеличению плотности атмосферы
4)         к накоплению в атмосфере СО2
5.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют
1)абиотическими
2) биотическими
3)экологическими
4) антропогенными
Взаимопроверка и самооценка
Вопрос
1
2
3
4
5

Ответ
3
2
2
1
3

II. Мотивационная деятельность
Предлагается 2 варианта
1.Весна запоздала в том году - юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полудня - да и то не каждый день - в небе, затканном тучами, являлось белое - по-зимнему - солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.
Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.
Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер (М.Горький. Ледоход).
2. Просмотр видеофрагмента « Как животные пустынь переносят жару?»
О каком экологическом факторе говорится в тексте? (Абиотическом)
Как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего занятия? (заслушиваются мнения учащихся, корректируются учителем)
Целеполагание
III. Учебно-познавательная деятельность
Групповая работа над текстом учебника на стр133 по изучению влияния абиотических факторов на живые организмы.
Задания для 1 группы
Заполните схему. (1 балл)
Организмы
Холоднокровные Теплокровные
t°тела t°тела
Примеры: Примеры:
Соотнесите утверждения в правой и левой части таблицы. (2 балла)
А. Холоднокровные организмы
1.Температура тела постоянная, не зависит от температуры окружающей среды


2.Температура тела непостоянная, зависит от температуры окружающей среды

Б. Теплокровные организмы
3.Птицы и млекопитающие


4.Все организмы, кроме птиц и млекопитающих

А: _______
Б: _______
3. Какие приспособления к различным температурам имеют животные и растения? (2 балла)
Животные_________________________________________
Растения___________________________________________
Элементы ответов:1задание – зависит от температуры окружающей среды, постоянная; 2 задание – А-2,4; Б- 1,3; 3 задание – теплоизоляция, поведенческая адаптация, усиление испарение.
Задания для 2 группы
1.Заполните схему. На какие группы делят растения по отношению к влаге? (1балл)
Растения



2.Заполните в таблице пропущенные колонки. (2 балла)
Группы животных по отношению к влаге
Определение
Примеры

1
Плохо переносят недостаток воды
Рыбы, лягушки, саламандры, гуси, утки

Промежуточная группа;
Обитают в местах с достаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху;
2

Сухолюбивые животные
3
Змеи, вараны, ящерицы


3. Какие приспособления по отношению к влаге имеют животные и растения? (2 балла)
Животные_________________________________________
Растения___________________________________________
Элементы ответа: 1задание – засухоустойчивые, влаголюбивые, водные растения; 2 задание – 1водные, 2 лоси, олени, косули; 3 задание – глубокая корневая система, узкие жесткие листья, накопление воды в тканях стебля.
Задания для 3 группы
1.Заполните схему. Виды и значение светового излучения. (1 балл)

2. Заполните в таблице пропущенные колонки.(2 балла)
Группа растений
Определение
Примеры растений

1
Плохо переносят любое затенение
Ковыль, молодило, акация, тюльпаны

Теневыносливые
2
Земляника, хохлатка,

Тенелюбивые
Хорошо переносят тень
3

3. Какие приспособления по отношению к свету имеют животные и растения? (2 балла)
Животные_________________________________________
Растения___________________________________________
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Индивидуальная работа. Решение биологических задач (Ответы устные)
1.Почему на птицефермах и в тепличном хозяйстве применяют дополнительное искусственное освещение, увеличивают длину дня? (От длинны дня зависит яйценоскость кур, развитие птицы и растений, цветение и плодоношение растений.)
2. Как можно разместить комнате растений в помещении в зависимости от экологических характеристик вида? (Ближе к окнам ставим светолюбивые растения, дальше теневыносливые и тенелюбивые растения.)
V. Оценочно-рефлексивная деятельность
Составление синквейна. Самооценивание
Домашнее задание: для всех учащихся стр. 133-137
По выбору – 1.Работа с рубрикой на стр137 «Подумайте. Выполните.»
2.Поиск информации в Интернете по теме «Абиотические факторы среды», подготовить сообщение.
3. Составить план параграфа.
Продвинутая группа – подготовить презентацию «Абиотические факторы среды» (на выбор).
Схема 1mђ Заголовок 115