Итоговая работа« Организация исследовательской деятельности школьников среднего звена на уроках музыки »

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования





Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Организация педагогического сопровождения ученического исследования в образовательном учреждении»

по теме:

« Организация исследовательской деятельности школьников среднего звена на уроках музыки »






Сроки обучения: с 06 апреля по 10 апреля 2015 года



Выполнил: Смирнов Павел Иванович,
учитель музыки
ГБОУ СОШ пос. Сокский
м.р. Исаклинский Самарской области









2015 г.

Введение
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках музыки является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
личностно ориентирована;
характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Глубоко убежден, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, надо организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты. В основу урока музыки должна быть положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.
Поэтому надо обозначить вопросы, которые важны и сегодня: как организовать уроки музыки исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными?
Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке.
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения используются такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, активным поиском нового.
Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в начальной школе, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы.
При практической реализации исследовательского подхода в обучении используются разнообразные формы учебной работы: индивидуальные, групповые, коллективные, фронтальные. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.
Работа по проектированию вводится постепенно, берутся большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.
Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
личный интерес учащегося;
четкость и конкретность постановки цели проекта;
определение планируемых результатов;
констатация исходных данных.
Виды презентационных проектов могут быть различными. В работе используются монопроекты и интегрированные проекты.
Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Кроме того, в учебном кабинете мною оформлен стенд «Проектно – исследовательская деятельность учащихся», где представлены памятки, советы и рекомендации не только для учащихся, но и родителей по организации поисково-исследовательской работы. Собрана папка достижений и портфолио творческих, исследовательских, проектных работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их описанием.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.






Технологические карты
Технологическая карта 1

«ПЛАН-ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ »

«ПЕСНИ ПОБЕДЫ»

1
ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблемная ситуация - создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько песен было создано на войне! Порой только песня с ее жизнеутверждающим текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала...У каждой песни своя биография, своя судьба. А знают ли наши одноклассники песни, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья

2
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Актуальность исследования : военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.


3
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
песни периода Великой Отечественной войны.


4
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
литературное чтение, музыка.

5
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ


Цель проекта: исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Выяснить, что знают наши одноклассники о песенном творчестве периода ВОв.
Систематизировать песни, написанные во время ВОв в соответствии с тематикой и их содержанием.
Назвать самые известные военные песни, популярные в наше время.


6
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗ, ВЫБОР
ГИПОТЕЗЫ

Военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.

7
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.

8
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.

9
ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Мультимедийный альбом « Песни Победы»


10
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретический аспект исследования
Песня как культурологический феномен , ее роль и значение в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.
История создания песен военных лет.
Жанровое разнообразие песен военных лет.
Глава II. Практический аспект исследования
2.1. Систематизация песен, написанных во время ВОв в соответствии с тематикой и их содержанием.

Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Тексты песен военных лет.
Аудио записи песен.




Технологическая карта 3

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся.

«ПЕСНИ ПОБЕДЫ»


Этапы
Педагогические
задачи
Средства
обучения
Организационные формы и методы
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Результаты,
оформление
результатов

1
2
3
4
5
6
7

Подготовительный
Создание мотивации, определение темы и целей исследования.

1) Заинтересовать учащихся конкретной темой.
2) Выявить интерес к конкретной теме.
3) Совместно с учителем определить тему, цели и задачи, определить время работы.

Рассказ о поощрении одарённых детей в Самарской области.
Информационные источники.
Определение темы и целей исследования, определение времени работы.

Выявление учащихся, способных к исследователь
ской деятельности.
Знакомит со смыслом исследователь ского подхода и мотивирует уча-щихся. Помогает в постановке целей исследо-вания, в состав-лении плана работы. Оказывает помощь в под-боре информа-ционных источ-ников по данной теме. Наблюдает за деятель-ностью учащих-ся, проводит
Индивидуаль-ные беседы, индивидуальные консультации.
Обсуждают предмет исследования с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели, составляют план или схему работы.
Собирают информацию по теме исследования из разных источников.
План работы. Банк источников.

Планирование
Научить планированию работы над проектом:
-определять источники информации,
-способам сбора и анализа информации,
- способам представления результатов в различных формах: реферата, статьи, выступления, и т.д.),
-установлению процедур оценки и критериев оценки процесса и результата.

Разработать алгоритм работы;
выбрать нужные источники;
работа с Интернетом, с карточками; определить форму исследования
Карточки, рабочие тетради, микрофон, аудиозаписи.
Определение темы и целей исследования, определение времени работы

Создание условий для работы (компьютер, документы и др.).
Создание материальной базы.




Проводит консультации.
Контролирует пошаговое выполнение работы.
Наблюдает за деятельностью учащихся. Определяет срок написания работы.
Строго выполняют алгоритм работы.
Определяют структуру исследовательской работы: вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха исследовательской деятельности.
Определяют срок написания работы.
Созданы условия для работы.
Определена материальная база.
Определены сроки работы по алгоритму.

Исследование
Научить проведению исследования:
-формулированию проблемы,
-выдвижению гипотезы решения проблемы,
-выбору методов исследования и процедуре использования методов,
-способам анализа информации, формулированию выводов.

Конкретизировать (отработать, отшлифовать) тему. Уточнить цели, задачи, проблемы, актуальность работы.
Исследовательские технологии и методы:
-сбор информации (изучение научно – популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
- опрос;
- анализ;
- сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления),
- эксперименты
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма».
Просмотр презентаций, просмотр лучших работ на сайтах Интернета
Выбор оптимального варианта.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.Консультирует.
Самостоятельно выполняют исследование, решая промежуточные задачи:
-собирают информацию
-- анализируют;
- сравнивают;
-проводят статистические исследования (подсчёт, вычисления).
1. Разучивают военные песни, о которых пойдет речь в групповом проекте;
2. Ищут материалы в библиотеке, оформляют титульный лист своего продукта, расспрашивают взрослых о войне и о том, как музыка помогала солдатам.
Активная деятельность ребёнка.





.



Результаты и/или выводы
Научить алгоритму анализа информации и формулированию выводов.

Конкретизировать и определить алгоритм работы.
Педагогические технологии, ноутбук, Интернет, интерактивная доска, проектор
Анализ информации. Формулирование выводов.
Консультации.
Консультирует учащихся.
Выполняют исследование, анализируют информацию. Обобщают и обрабатывают результаты.
Оформляют работу.

Представляют наброски будущего выступления, группы исполнителей отрабатывают фрагменты песен, уточняют информацию.

Завершение работы.

Представление или отчет
Сформировать умения презентации материалов.

Оказать помощь в подготовке презентации. Отработать текст выступления.
Педагогические технологии, ноутбук, Интернет, интерактивная доска, проектор
Подготовка доклада: обоснование процесса исследования, представление полученных результатов.
Возможные формы отчёта: устный отчёт с демонстрацией материала, письменный отчёт.
Консультирует и проводит индивидуальную работу с учащимися по презентации и выступлению
Отрабатывает у учащихся навык выступления.
Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
Готовятся к выступлению с демонстрацией материала.

Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, состоящей из исполнения фрагментов военных песен, исторических справок о них, рассказов из жизни участников ВОВ, рисунков, фотографий из семейного архива.

Презентация и выступление.

Оценка результатов и процесса
Организовать рефлексию, самооценку, взаимооценку, оценить процесс и результат.


Анкета.









Анализ выполнения исследования, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.

Предваритель ная консультация по анкете.
Оценивает усилия учащих-ся, их креатив-ность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения исследователь
ской работы.

Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок деятельности, делятся впечатлениями, мнениями.

Готовый продукт.
Определение цели и задач на будущее.
Работа над ошибками.







 
·