Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через уроки физической культуры

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
через уроки физической культуры
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь должна стать важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
Давайте остановимся на основных факторах способствующих укреплению здоровья детей в школе:
Технология обучения, содействующая здоровью
Рациональный режим обучения
Сбалансированное питание
Психологическая и социальная поддержка
Рациональный двигательный режим
Оптимальная учебная нагрузка
Условия соответствующие СанПиНам
Охрана психического здоровья
Своевременные медицинские услуги
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. Так же большое значение имеет наследственность и здравоохранение
В последнее время тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогов к идеям здоровьесбережения, в качестве основной задачи которого выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» имеет много трактовок. Я хочу предложить вам определение Петрова.
Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

В настоящее время остро назрела ситуация использования педагогических технологий, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, а способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.
Задача педагогов школы - сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрел здоровье или хотя бы не потерял его.

В 20013-2014 учебном году из 27 первоклассников моего класса
здоровыми были только 4 ученика, остальные имели различные заболевания.
В начале учебного года дети начали болеть простудными заболеваниями, т.как пришли в школу с ослабленным иммунитетом и диагнозом часто длительно болеющие и ГНМ, некоторые жаловались на головную боль(это дети которые стоят на учете у невропатолога).ВСД и МСД
С первых дней обучения возникла проблема – быстрая утомляемость учащихся.

Основной целью моей работы на 4 года стало создание здоровьесберегающего образовательного пространства, где используются педагогические технологии, которые не наносят ущерба здоровью ребёнка, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни, развивают навыки культуры здоровья.
Учебный процесс и здоровье ребенка разделить на отдельные понятия невозможно
Перед собой я поставила задачи, которые помогут сохранить и улучшить здоровье учащихся.
Поддержание в ученическом коллективе благоприятного психологического микроклимата.
Организация оптимального двигательного режима, с использованием комплексов профилактических и оздоровительных упражнений.
Формирование здорового образа жизни как стиля поведения, стиля жизни, развитие навыков гигиенической культуры, иммунитета к вредным привычкам.

В своей работе использую следующие направления:
учебный режим;
формирование здорового образа жизни;
физкультурно-оздоровительные мероприятия;
профилактическая работа;
питание и медицинское обеспечение.


Предлагаю более подробно остановиться на физкультурно-оздоровительных мероприятиях, а именно на уроке физической культуры
Главной отличительной особенностью предмета «Физическая культура» является приоритет здоровья. И на первое место поставлен принцип «Не навреди, а помоги». Этот принцип действует на всех уроках физической культуры: в соблюдении техники безопасности, в соблюдении правил игр и соревнований, в развитии и совершенствовании физических и психических качеств.
На уроках физической культуры применяется физкультурно-оздоровительная технология (ФОТ). К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.

Уроки физкультуры проводятся на улице, в спортзале, в зале ритмической гимнастики, в бассейне. На уроках осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его группой здоровья. Используются различные формы работы.

Условия, способствующие укреплению здоровья
Гимнастика, танцетерапия;
Закаливание;
Точечный массаж;
Физиолечение;
Лечебный массаж;
ЛФК;
Дни здоровья;(участие)
Регулярные визиты к врачам
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Организация учебной деятельности
строгие дозированные физические нагрузки;

использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
Учёт динамики работоспособности на уроке.
1 фаза врабатывание 8-10 минут.
2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 мин
3 фаза преодолеваемого утомления.
использование принципа доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся;
учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
соблюдение гигиенических требований;
благоприятный эмоциональный настрой;
создание комфортности.

Создание комфортных условий на уроке.
температура и свежесть воздуха;
рациональное освещение зала;
исключение монотонных звуковых раздражителей;
влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;
наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;
наличие аптечки;
спортивный инвентарь
наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Индивидуально-дифференцированный подход.
работа в индивидуальном темпе
возможность обратиться за помощью
отсутствие страха ошибиться
положительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью помогают внеклассные мероприятия. Регулярно проходят праздники, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Работа по здоровьесбережению ведется совместно с родителями. Мы часто выезжаем в лес, устраиваем соревнования, конкурсы. Традиционными стали мероприятия : «Мама, папа, я – спортивная семья», «Дни здоровья»
Все внеклассные мероприятия помогают формировать положительное отношение к своему здоровью, прививаются навыки здорового образа жизни.

В нашей школе работа по здоровьесбережению стоит на первом месте. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей проводятся не только на уроках физической культуры, но и на других предметах.
Ежедневно утро в начальной школе начинается с зарядки. Во время уроков с целью расслабления проводятся релаксационные упражнения, массаж активных точек, который выполняет профилактическую и оздоровительную функцию.
Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда учитель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его.
Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика.
Полезно послушать фонограмму шума волн, пения птиц, звуков дождя. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.
«Разминаем пальчики»
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательный – работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец – помогает работе сердца.
«Метод пяти пальцев».
М – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С – состояние духа. Каким было сегодня моё настроение?
У – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Б – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья


В конце 1 класса прошел медосмотр детей. Количество детей страдающих простудными заболеваниями снизилось. За счет этого здоровых детей стало больше. Система работы по здоровьесбережению помогла повысить иммунитет и улучшить здоровье учеников.
Результат:
- хорошая работоспособность
- низкая утомляемость
- психологический комфорт

Грамотная забота о здоровье –
обязательное условие
образовательного процесса