Урок по биологии Разнообразие древних пресмыкающихся


Урок по биологии 7 класс
«Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания» Происхождение пресмыкающихся от земноводных
Цель и задачи урока урока:
1 Образовательные: а) расширить знания учащихся на примере древних пресмыкающихся о их расцвете, многообразии, образе жизни и последующем вымирании;б)  познакомить с гипотезами вымирания этой группы животных.
2 Развивающие: а) продолжить формирование коммуникативных умений у  учащихся и их общеучебных навыков: работы с разными источниками информации, умения делать выводы и обобщения; б) через разнообразные формы деятельности способствовать росту познавательного интереса к предмету.
Воспитательные: а) используя научные данные формировать диалектико- материалистическое мировоззрение; б) расширить кругозор учащихся о животных, существовавших  прошлом.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Оборудование: презентация
Ход урока
I Организационный момент.
Учащиеся делятся на 2 группы. Опрос домашнего задания.
Игра “Случайный попутчик.” (Убрать лишнего)
(Каждая группа выбирает конверт с заданием.)
1-я группа.
Полоз, питон, протей, аллигатор.
(Протей – земноводное, остальные – пресмыкающиеся.)
2-я группа.
Полоз, веретеница, гадюка, уж.
(Веретеница – ящерица, остальные – змеи.)
Игры “Самые-самые…” (Ответы задаются по очереди каждой группе.)
Самые длинные змеи. (Сетчатый питон и анаконда.) Самые летучие. (Летучие драконы.)
Самая крупная сухопутная черепаха. (Слоновая.) Самая крупная ящерица. (Дракон с острова Комодо.) Самые маленькие. (Геккончики из рода Alsophylax.) Самые холодоустойчивые. (Живородящие ящерицы.) Самые ядовитые. (Австралийский аспид.)
--- Объяснение новой темы
II Происхождение пресмыкающихся. ( сообщение делает1 ученик)( на доске рисунок – скелет)
Около 300 млн. лет назад на Земле появились первые земноводные. Однако уже в конце этого периода и далее климат стал опять сухим, и потомки первых земноводных стали развиваться по двум направлениям. Одни так и остались около воды и превратились в современных земноводных. Другие, наоборот, стали приспособляться к сухому климату и превратились в пресмыкающихся.
у них произошли изменения Прежде всего, на яйцах появилась плотная оболочка, так что их можно было откладывать на суше. Кроме того, пресмыкающиеся стали откладывать крупные яйца, с большим количеством желтка. Развитие зародыша удлинилось, но зато вылупляться стала не беспомощная личинка, а вполне сформированное животное, отличающееся от взрослого только меньшей величиной, уже вполне приспособленное к условиям жизни на суше.
Взрослые пресмыкающиеся также приобрели необходимые для жизни на суше изменения. У них образовалась плотная ороговевшая кожа, препятствующая испарению. Через такую кожу не проходит кислород. Поэтому изменились легкие: они приобрели ячеистое строение, то есть сильно увеличилась их рабочая поверхность. Кроме того, появились ребра, образовалась грудная клетка, а процесс дыхания стал активным путем расширения и сжатия грудной клетки. В желудочке сердца появилась перегородка, хотя и не совсем полная, так что частично кровь в нем смешивается. Разделение венозной и артериальной крови у пресмыкающихся гораздо более совершенное, чем у земноводных. Однако они остаются холоднокровными животными, температура их тела зависит от температуры окружающей среды.
В скелете наряду с появлением ребер сильно удлинился шейный отдел и голова стала более подвижной. При схватывании добычи пресмыкающиеся не поворачиваются всем телом, как это делают рыбой и земноводные, а поворачивают только голову. Усовершенствовались и органы чувств. Особо надо отметить усовершенствование головного мозга. В связи с более разнообразными движениями увеличился мозжечок, отвечающий за согласованность движений. Более сложное строение имеют головной мозг и органы чувств, а также поведение пресмыкающихся по сравнению с земноводными.
Таким образом, пресмыкающиеся освоили все среды обитания - наземную, водную и воздушную. Они образовали множество видов и стали господствующими животными на Земле. Происхождение пресмыкающихся. (сообщение 2 ученик). Первые примитивные пресмыкающиеся появились около 285 млн лет назад.
Рис. 249. Скелет древнего пресмыкающегося
В то время на Земле установился жаркий, сухой климат, резко сокращались площади заболоченных пространств. В таких условиях лучше выживали те древние земноводные, которые могли укрыться от сухости воздуха в болотах, или те, которые имели ороговевающую кожу, более развитые легочные мешки, могли откладывать яйца с большим запасом питательных веществ и с оболочкой, защищающей их от быстрого высыхания. От таких древних земноводных и могли произойти пресмыкающиеся.
Предполагается, что предками пресмыкающихся были древние земноводные, близкие сеймурии — болотному хищнику длиной около 1 м (рис. 250).
Древнее земноводное (сеймурия)
В дальнейшем древнейшие пресмыкающиеся дали начало многим группам животных этого класса.
1. Когда появились первые пресмыкающиеся? От кого они произошли?
2. Где обитали и чем питались представители древних пресмыкающихся?
III Просмотр презентации -отметить: 1 гр – окружающая среда. 2 гр –питани
-Ответы по презентации
IV Причины вымирания (сообщение ученика)
начинаем с высказывания Д. Симпсона: «Ихтиозавры вымерли за миллионы лет до того, как появились их экологические аналоги среди китообразных. Птеродактили исчезли задолго до того, как летучие мыши заняли сходную или частично совпадающую зону.
Причины вымирания древних гигантских пресмыкающихся. Примерно 70–90 млн лет назад произошло массовое вымирание пресмыкающихся, прежде всего, имевших крупные размеры тела. Причины такого явления окончательно не выяснены. Согласно одному из предположений, вымирание большинства древних пресмыкающихся произошло в связи с похолоданием климата.
При понижении температуры воздуха гигантские пресмыкающиеся становились менее жизнеспособными. Из откладываемых ими огромных яиц не всегда выводилось и выживало потомство. В связи с похолоданием происходило и изменение растительности, служившей пищей растительноядным гигантам. В то же время на Земле появились млекопитающие и птицы. При установившейся низкой температуре воздуха гигантские ящеры не могли конкурировать с теплокровными животными и вытеснялись ими. В морях ихтиозавры не смогли выдержать конкуренции с процветающими классами рыб и другими водными животными.
Мелкие древние пресмыкающиеся при значительном понижении температуры могли скрываться под опавшими листьями растений, в вырытых норках и других укрытиях. Легче им было скрываться от хищных зверей и птиц. Поэтому потомки древних ящериц, черепах, крокодилов и других пресмыкающихся, у которых развивались различные приспособления к жизни в изменившихся условиях, сохранились до наших дней и составляют ничтожную часть былого многообразия видов древних пресмыкающихся.
1Земле и в связи с чем был расцвет пресмыкающихся?
2 Что свидетельствует о том, что пресмыкающиеся произошли от земноводных?
3Каковы причины вымирания древних гигантских пресмыкающихся?
Карточки-сообщение о нахождении скелетов(Для сообщений группам , готовятся на уроке)
Раздаточные карточки с заданиями
В Бандере штат Техас, США были найдены отпечатки следов по меньшей мере 23 бронтозавров в глине, которая окаменев, сохранила их неизменном виде до наших дней. Исследования показали, что все отпечатки были сделаны одновременно. К тому же более крупные следы распологались по краям, а более мелкие-ближе к центру. Предположите, какие выводы об образе жизни бронтозавров должны были сделать ученые на основании фактов, изложенных выше; обоснуйте свою точку зрения.
2 Хищные ящер диметродон носил на спине «парус», образонный длинными
остистиыми отростками позвонков и натянутой между ними кожей. Он возвышался на полтора мерта. Английские физики Брамбелл и Феллгетт после математических расчетов пришли к выводу о том, что «парус» диметродона-солнечный аккумулятор. Поворачивая его боком к солнцу, ящер собирал инфракрасные лучи. Тепло шло на обогрев тела всей рептилии. Подумайте, как должен был действовать «парус» в сильную жару и ночью, когда температура воздуха опускалась.
3 .Карточки со скелетами ---- дорисовать (каждой группе карточка)
Скелет динозавров
Задание группе №1
А) Берт Лестор Тейлор, житель Чикаго, сочинил занимательное четверостишие о стегозавре:
Мозгов был двойной комплект,
и они занимали такие места:
Один в голове, как у всех,
другой – у начала хвоста.
Этот зверь мог сказать о себе самом,
Что всегда он был крепок задним умом.
Поясните, что хотел сказать автор этим четверостишием.
Предполагаемый ответ учащихся: У некоторых древних ящеров размеры головного мозга были настолько малы, что не могли обеспечивать прочных условных рефлексов. Однако в крестце у них было дополнительное образование нервной ткани, превышающее у стегозавров
в 20 раз размеры головного мозга и отвечавшее за рефлексы конечностей и задней половины тела.
Б) В настоящее время ученые считают, что ихтиозавры были живородящими. Однако сначала находки скелетов молодых ихтиозавров внутри скелетов взрослых породили иную точку зрения на некоторые черты поведения этих древних ящеров. Подумайте, какую ошибку могли допустить палеонтологи, находя такие скелеты.
Предполагаемый ответ учащихся: Первые находки подобных скелетов навели ученых – палеонтологов на мысль, что ихтиозаврам был присущ каннибализм.
Задание группе №2
А) В желудках окаменелых останков плезиозавров часто обнаруживают камни до 10 см в диаметре. Как известно, питались плезиозавры моллюсками и рыбой. Предположите, какое назначение имели подобные камни в желудках плезиозавров; выдвинете и обоснуйте свою гипотезу.
Предполагаемый ответ учащихся: Ученые считают, что камни служил морским ящерам для перетирания пищи, что встречается у некоторых современных птиц.
Б) В настоящее время ученые считают, что ихтиозавры были живородящими. Однако сначала находки скелетов молодых ихтиозавров внутри скелетов взрослых породили иную точку зрения на некоторые черты поведения этих древних ящеров. Подумайте, какую ошибку могли допустить палеонтологи, находя такие скелеты.
Предполагаемый ответ учащихся: Первые находки подобных скелетов навели ученых – палеонтологов на мысль, что ихтиозаврам был присущ каннибализм.
III. Выводы и подведение итогов урока.
Игра «Да – нетка». Задуманное учителем слово «климат», учащиеся должны его отгадать. (Учащиеся задают вопросы учителю, на которые он отвечает «да» или «нет». Например: Задуманное Вами слова связано с причиной гибели динозавров? «Да». Это слово связано с особенностями строением динозавров? «Нет». Это слова связано с изменением внешних факторов? «Да». Это слово «климат». «Да»).
Учитель подводит итоги урока (объявляет результаты набранных баллов в группах, отмечает работу наиболее активных учащихся, комментирует выставленные оценки) и говорит о том, что в настоящее время известно более 100 гипотез гибели динозавров мы с вами сегодня попытались внести свою лепту в изучение загадочного исчезновения этой группы животных. Урок хотелось бы закончить словами величайшего поэта Ирана, Фирдоуси «Если путь твой к познанию мира ведет, как бы ни был он долог и труден – вперед!»
IV. Домашнее задание
Написать сочинение на тему: «Могут ли существовать динозавры в современном мире»
Творческое задание – составить синквейн «Причины гибели динозавров»
Используя параграф 43, составьте систематическую схему основных групп динозавров.
Приложение
Предполагаемый ответ учащихся: В сильную жару приток крови к «парусу» увеличивался, что обеспечивало большую теплоотдачу и охлаждение организма. Ночью же приток крови должен быть минимальным, чтобы «парус» не превратился из «обогревателя» в «холодильник»
Предполагаемый ответ учащихся: Первые находки подобных скелетов навели ученых – палеонтологов на мысль, что ихтиозаврам был присущ каннибализм.
Предполагаемый ответ учащихся: Предполагается, что бронтозавры и другие крупные растительноядные динозавры жили группами, при этом при передвижении стада по краям шли наиболее сильные самцы, обеспечивая защиту самок и молодняка, которые держались в середине стада.
Лист оценивания
1 Дом задание
Сообщение
Вопросы презентации
4 Карточки сообщ о нахож скелетов
5Итог(5 баллов)
Лист оценивания
1 Дом задание
2 Сообщение
3 вопросы презентации
4 Карточки сообщ о нахож скелетов
5. Итог(5 баллов)