Диагностика причин слабой успеваемости


диагностикаМКОУ «Чебулинская общеобразовательная школа-интернат
психолого- педагогической поддержки»
Диагностическое обследование
причин
слабой успеваемости ученика

Работу выполнила : Шашкова
Евгения Александровна,
учитель начальных классов
-455930454660003962400-23114000
Психодиагностическое обследование
причин слабой успеваемости
Данил пришёл в 3 класс по заключению районного ПМПК. Чтобы выявить причины слабой успеваемости мальчика. Было проведено психодиагностическое обследование , которое включало оценку внимания, памяти, мышления данного ученика. Методики подбирались с учетом возрастных особенностей.
Среди всех компонентов, характеризующих развитие личности ребёнка, выделяю мышление, память, внимание. Именно эти индивидуальные особенности позволяют определить способности к усвоению школьной программы Результаты диагностики причин слабой успеваемости Д. Данила представлены в таблице
Используемые методики Цель применения Полученный результат
Внимание.
Методика «Заполнение фигур» Применение данной методики позволило выявить особенности произвольного внимания, его объём, устойчивость и переключаемость , а также способность к длительной, интеллектуальной работоспособности Произвольное внимание на уровне ниже среднего ; сравнительно небольшая длительность сосредоточения
Внимание неустойчивое. Несформированность внутренней волевой регуляции внимания
Память
Методика «Проба на запоминаниее 10 слов» Методика направлена на исследование особенностей оперативной памяти, выявления степени её тренированности.
Кроме того, она позволяет судить об индивидуальных качествах внимания (устойчивость, концентрация), о способности к длительному сосредоточению, а также о сформированности качеств волевой регуляции запоминания. Недостаточная четкость и яркость общих представлений, неумение актуализировать их в речевой деятельности и свободно оперировать ими. Объём ассоциативных связей невелик и в основном связан с конкретными представлениями, нет опыта самостоятельного установления ассоциативных связей.
Мышление
Методика
«Выделение существенных признаков
Методика
«Исключение понятий»
Методика
«Противоположности» Цель применения- выявить такие особенности мышления, как дифференциация существенных и несущественных признаков предметов и явлений.
По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления, например, конкретного или абстрактного
Эта методика позволяет исследовать мыслительные процессы – обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков, позволяет выявить приоритетный вид мышления, получить представление об индивидуальном темпе мыслительной деятельности, оценить сформированность умения высказывать суждения и делать умозаключение.
Использование методики «противоположности» дала возможность наблюдать ребёнка в процессе решения им достаточно сложной мыслительной задачи и оценить сформированность мыслительных операций отвлечения, обобщения, систематизации и т.д.
С трудом выделяет существенные признаки предметов и явлений, наблюдается ограниченность выражения понятий в речевых формулировках (бедность речи).
Операционная сфера мышления развита слабо.
Суждения единичные, навык самостоятельного умозаключения не развит. Преобладает наглядно образное и наглядно - действенное мышление.
Недостаточная сформированность понятийного мышления.
Вывод.
Из результатов проведенных тестов можно сделать вывод, что основными причинами неуспеваемости Данила является несформированность важнейших для данной ступени интеллектуального развития операций обобщения, выделения существенных признаков предметов и явлений, навыков установления отношений и логических связей между понятиями.
Причинами недостаточного развития познавательных способностей служат бедность чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленная низким культурным уровнем родителей, недостатком родительской заботы в дошкольный период и во время обучения в школе. Низкий уровень развития - мышления и речи - результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей в начале обучения.
Причина пропуска букв, орфографических ошибок в письменных работах – слабое развитие фонематического слуха;
- слабая концентрация внимания,
- несформированность приёмов самоконтроля и учебной деятельности;
- низкий уровень объема и распределения внимания;
низкий уровень развития кратковременной памяти. Данил невнимательный и рассеянный по причине низкого уровня развития произвольности, объема, концентрации и устойчивости внимания.  Испытывает трудности при решении математических задач - из-за плохо развитого логического мышления, слабого понимания грамматических конструкций, несформированности умения ориентироваться на систему признаков, из-за низкого уровня развития образного мышления.  Испытывает затруднения при пересказывании текста из-за несформированности умения планировать свои действия, слабого развития логического запоминания, низкого уровня речевого развития и образного мышления, заниженной самооценки.  неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.  испытывает трудности в понимании объяснения учителя с первого раза из-за слабой концентрации внимания, несформированности приемов учебной деятельности, низкой степени восприятия и произвольности. Причиной постоянной грязи в тетрадях может быть слабое развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания