Самоанализ урока «Особенности публицистического стиля и публичной речи».


САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Учитель: Курова Надежда Викторовна.
Предмет: русский язык.
Класс: 12 класс УКП
Тема урока: «Особенности публицистического стиля и публичной речи».
Тип урока и его структура:
1.Данный урок является первым из семи (7) запланированных по теме: «Публицистический стиль речи». Как каждый вступительный урок по теме, он имеет большое значение: во-первых, имеет этап повторения и обобщения с целью введения в тему, во-вторых, имеет этап углубления в тему с целью расширения знаний и сведений по теме, выработки компетенций базового образования по русскому языку. Данный урок работает на все последующие уроки: особенности публицистического стиля используются на всех уроках при проведении разных видов работ с публицистическим стилем.
2.В 12 классе УКП – 9 человек. Отсутствует – Пахотин В. (находится в ШИЗО). Из 8-ми учащихся только троих можно условно отнести к «сильным»: Некрасов С., Новиков И., Щербаков В. Эти учащиеся обучаются в УКП не первый год, систематически посещают консультации, стараются усвоить программный материал. Очень «слабые» учащиеся: Чистов Д., Кульпин А., который имеет частые пропуски занятий из-за постоянной работы в ИК. Сюда же можно отнести зачисленного с 01.09.2011г. Баскова М., имеющего перерыв в обучении 2 года. Зачисленный с 01.09.2011г. Удалов Н. имеет средние способности, успевает по всем предметам. Только что прибывший Сятов Е. в работу пока не включился – период адаптации в классном коллективе. При планировании урока учитывалось: 1) необходимость этапа повторения о стилях речи, 2) обобщения уже известных сведений по теме; 3) подготовка рабочих листов с целью рационального использования времени урока; 4) отработка понятий по теме только через примеры; 5) контроль и помощь учителя на всех этапах работы.
3.Триединая дидактическая цель урока:
--- обучающий аспект: обобщить и углубить знания по теме: «Публицистический стиль речи»;
--- развивающий аспект: сфера употребления публицистического стиля, задача публичной речи;
--- воспитательный аспект: формирование культуры публичной речи, соблюдение правил речевого этикета.
4.Исходя из поставленных целей урока, проведен отбор содержания, форм и методов обучения на разных этапах урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы. По функциям: методы устного изложения знаний учителем и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработка определенных умений, методы проверки и оценки знаний. Урок запланирован как комбинированный.
5.Считаю распределение времени на все этапы урока рациональным. Именно с этой целью к уроку подготовлены рабочие листы № 1 и № 2, которые дают возможность повторения объемного материала, при котором выявляется умение учащихся увидеть в тексте стилевые признаки, дать обоснование своей точке зрения, сделать вывод. Все предыдущие этапы урока работают на 4 этап: повторение, обобщение, углубление в материал по теме. «Связки» этапов урока логичны.
6.Для проведения урока отобраны соответствующий дидактический материал: тексты учебника и тексты рабочих листов, поскольку изучение стилистики предполагает работу с текстами; наглядные пособия: таблица «Стили русского литературного языка», использование которой соответствует цели повторения и обобщения изученного материала.
7.Контроль за усвоением знаний и умений на уроке был организован следующим образом: фронтальный опрос учащихся на нескольких этапах урока, самостоятельная работа при повторении, на рабочих листах № 1, дифференцированное домашнее задание. Формы контроля отобраны в связи с особенностью контингента обучающихся. В данном коллективе совсем не работают такие формы, как индивидуальный опрос у доски, взаимопроверка. Регулирование и коррекция знаний учащихся происходит на всем протяжении урока. Учитель, учитывая специфику места обучения, организует коррекцию через создание психологической атмосферы на уроке, создание атмосферы успеха, понимания, вселения уверенности в нужность и полезность изучаемого материала, мотивирует на знания.
8. Вводный в тему урок достиг своей цели, задачи урока выполнены: учащиеся повторили и обобщили изученный материал, выделили особенности публицистического стиля и публичной речи, применили знания при работе с текстом, пронаблюдали пример публичной речи. Как и предполагалось, на всех этапах урока активно работали Новиков И., Некрасов С., Щербаков В. Включается в работу Удалов Н., хотя приходится корректировать его многословные размышления. Пока не полностью включился в работу Сятов Е. Показано серьезное повторение материала Баскову М., Чистову Д., Кульпину А., которым дано индивидуальное задание к следующему уроку. Может показаться, что сам учитель излишне присутствует на каждом этапе урока. Считаю оправданным такую коррекцию на первом уроке по теме и в данной ситуации.
9.В перспективе, через 4 урока, учащиеся будут участвовать в дискуссии, применять правила деловой дискуссии. Все уроки по теме будут работать на практическую направленность языка: уметь создавать собственные тексты (письменные и устные) в заданном стиле. Для группы «условно сильных» учащихся задача выполнима, для остальных – только при условии серьезной дополнительной работы по теме.
Ход урока:
Этапы урока (реализация педагогических целей). Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап: оргмомент1 мин. Подготовить учащихся к восприятию учебного материала. Готовятся к восприятию учебного материала.
2 этап: повторение и обобщение изученного о публицистическом стиле речи:
1 часть: устное воспроизведение, восстановление в памяти изученного ранее. Фронтальный опрос учащихся. 5 мин. На доске: тема урока,
«Стиль (штиль –немецк.) – в искусствах: род, образ, вкус, манера» В.И.Даль.
Стиль – функциональная разновидность языка (речи).
Публицистика- род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни.
-Соотнесите тему урока и значения слов на доске.
-Вспомните, какие стили речи вы знаете?
-Как определить принадлежность текста к тому или иному стилю? Активизация зрительных процессов, процессов воспроизведения в памяти изученного материала.
Готовятся к ответу.
Отвечают на вопросы, аргументируют ответы.
Используют таблицу «Стили русского литературного языка». (Помогает таблица.Активны трое «сильных»).2 часть: анализ текстов на рабочем листе № 1: самостоятельное применение на практике воспроизведенных знаний
На этом этапе происходит формирование теоретических знаний, кругозора. 10
мин. Применяем повторение теории на практике. Использование таблицы «Стили русского литературного языка».
-Укажите текст публицистического стиля.
-Каковы его особенности? Отвечают, обосновывая свой ответ. Затрудняются с ответом Басков М., Чистов Д. Дает многословный и неточный ответ Удалов Н. Запись в тетрадях (с помощью учителя):
Особенности публицистического стиля:
1.Сфера употребления: общественные, культурные, политические, экономические, отношения.
2.Задача речи: информирование, воздействие,
убеждение, внушение, побуждение.
3.Стилевые черты: логичность образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность
4.Языковые средства (рабочий лист № 2).
5.Жанры: статья, репортаж, очерк, фельетон, ораторская речь, выступление.
3 этап: особенности публичной речи: закрепление знаний о публицистическом стиле речи и знакомство с особенностями публичной речи.
Формируется умение добывать знания, систематизировать.
5 мин. -Как в публичной речи используется публицистический стиль речи?
-Что характерно для публичной речи? Самостоятельная работа с учебником – стр.128-129.
Отвечают на поставленные вопросы.
Включается в работу Кульпин А., использует фразы учебника.
Приводит примеры Сятов Е., не совсем по теме, многословен Удалов Н. Требуется постоянная корректировка учителя.
4 этап: стилистический анализ текста упр. № 171.
Воспроизведение знаний на более высоких уровнях обобщения. 15 мин. -Укажите признаки публицистического стиля, проиллюстрируйте примерами.
-Какие языковые средства, используемые в тексте, сближают его с научными и художественными текстами?
(Рабочий лист № 2.) Выразительное чтение (несколько раз, усиливая эмоциональность), разбор текста:
Активны Некрасов, Новиков, Щербаков, Кульпин, Удалов.
1.Обращение к публике в форме устного монолога.
2.Ярко выражена авторская позиция, индивидуальность манеры высказывания.
3.Языковые средства (рабочий лист № 2):
-высокие слова (господа, проникнуты и др.)
-восклицания (господа присяжные заседатели!)
-повторы (дела, показания)
-морально-этическая лексика (совесть, правда, истина)
-несложные синтаксические конструкции.
4.Текст отличается логичностью, последовательностью, призывностью.
5.Текст имеет черты научного стиля: термины, логическая последовательность, форма научного рассуждения.
6.Приметы художественного стиля речи: фразеологические обороты книжного характера (здравый смысл, дела проникнуты правдивостью).
5 этап: подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Формируются навыки самообразования, упрочнения знаний и умений. 4 мин. -Назовите характерные признаки публицистического стиля речи.
-Расскажите, что общего у публицистического стиля с художественным.
Учитель дает оценку работы учащихся на уроке, корректно отмечает плюсы и минусы. Подводят итоги по теме, формулируют ответы, сами оценивают (без оглашения) свою работу на уроке.
стр.128-129, 132, 137-138,140. Упр. № 172, задания 1-3.
Индивидуальные задания Чистову, Баскову, Кульпину.

№ 2.
Языковые средства публицистического стиля.
1.Общественно-политическая лексика, культурная лексика.
2.Эпитеты – художественное определение, не только указывающее на какое-то качество человека, предмета, явления, но вызывающее его зримый образ и формирующее у читателя определенное эмоциональное отношение, например: «Белеет парус одинокой…».
3.Сравнение – один из тропов, заключающийся в сопоставлении людей, предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам, например: «Анчар, как грозный часовой…».
4.Метафора – один из тропов, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот, например: «изумрудная трава».
5.Лексические повторы, термины (названия специальных понятий) в переносном значении.
6.Градация – художественный прием, заключающийся в постепенном последовательном усилении или ослаблении образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности. Например: «Муха! Меньше мухи! Уничтожился в песчинку!»
7.Фразеологизмы или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением, например: как снег на голову (неожиданно), прийти в замешательство (смутиться).
8.Побудительные и вопросительные предложения.
9.Риторические вопросы.
10.Распространенные обращения.
11.Вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.