Перспективное планирование дидактических игр по экологии для разных возрастных групп


Консультации для воспитателей
Перспективное планирование дидактических игр по экологии для возрастных групп (1 младшая, 2 младшая, средняя, старшая).
Автор: Будылёва Татьяна Васильевна, воспитатель,МБДОУ «Детский сад №14 г.Кировска»
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в 1 младшей группе.Месяц Название игры, программные задачи Месяц Название игры, программные задачи
Сентябрь  Д/и «Помоги Машеньке выбрать овощи, фрукты» - научить детей узнавать и называть овощи и фруктыД/и «Чудесный мешочек» - учить детей определять фрукты и овощи на ощупь.Д/и «узнай  и назови овощи или фрукты» -учить узнавать овощи и фрукты в натуре и на картинке и называть их.Д/и Узнай овощи или фрукты по вкусу» -упражнять детей в различении сырых и вареных овощей и фруктов на вкус.Д/и «Что где растет?» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи и фруктыД/и «Варим компот» - расширять и уточнять знания детей о фруктах Октябрь Д/и «Найди лист, какой покажу» - учить детей находить листочки по показу.Д/и «Где какой листочек» - развивать умение классифицировать, учить подбирать похожие листочки.Д/и «Как живут деревья?» - формировать у детей знания о сезонных изменениях происходящими с деревьями.Д/и «Разберем и соберем» - закреплять умение находить и называть части растения.Д/и «Разложи листочки по цвету» учить различать листья по цветуД/и «Что бывает у осени?» - формировать у детей знания об осенних изменениях в природе;
Ноябрь Д/и «Собери из частей целое» - учить различать части тела рыбки (глаза, плавники, хвост, рот).Д/и «Найди рыбке свой домик» - учить детей подбирать рыбок по внешнему сходству.Д/и «Где спряталась рыбка?» - закрепить знания детей о том, как устроен аквариум.Д/и «Чудесный мешочек» (овощи) - Учить узнавать и называть овощи.Д/и «Разберем и соберем» - закреплять умение находить и называть части растения Декабрь Д/и «Что бывает у зимы?» - учить детей вместе с воспитателем выбирать из предложенных картинок те, на которых изображены зимние объекты природы.Д/и «Что наденем в зимний день?» -закрепить у детей знания о предметах зимней одеждыД/и «Где спрятался мишка?» - учить детей различать фикус и травку по внешним признакам.Д/и «Назови правильно» - учить детей узнавать и называть птиц (голубь, ворона, воробей)Д/и «Чей малыш?» - учить называть животных и  их детёнышей.
 
 
Январь Д/и «Покажи и назови» - учить детей узнавать и называть птиц  (голубь, ворона, воробей).Д/и «Кого не стало? - развивать наблюдательность; учить назвать птицу, которая спряталасьД/и «Разрезные картинки» - учить детей собирать из частей целое изображение.Д/и «На птичьем дворе» - Учить детей узнавать и называть домашних птиц. (утка, курица, петух)Д/и «Кто как кричит» - закрепить представления детей об издаваемых животными звуках, а также их детенышах.
  Февраль Д/и «Назови правильно» - учить детей узнавать и называть диких и домашних животных.Д/и «Чей малыш?» - учить называть животных и  их детёнышей.Д/и « Кто, что ест?» - уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают.Д/и Что бывает у зимы?» - учить детей вместе с воспитателем выбирать из предложенных картинок те, на которых изображены зимние объекты природы.Д/и «Разберем и соберем» - закреплять умение находить и называть части растения.
 
Март Д/и «Детский сад для зверят» -закрепить представления о домашних животных и их детенышах. Д/и «Кто как кричит» - закрепить представления детей об издаваемых животными звуках, а также их детенышах.Д/и «Кто где живёт» - знания детей о месте обитания диких и домашних животных.Д/и «Что мы делали сначала, что потом» -Формировать элементарные знания детей по уходу за комнатными растениями. С использованием схем, изображающих этапы ухода.Д/и Узнай овощи или фрукты по вкусу» -упражнять детей в различении сырых и вареных овощей и фруктов на вкус.
  Апрель Д/и «Что бывает у весны?» - учить детей вместе с воспитателем выбирать из предложенных картинок те, на которых изображены весенние объекты природы.Д/и «Когда это бывает?» - учить детей, читая стихи а, угадать о каком времени года идет речь.Д/и «Покажи и назови» - учить детей узнавать и называть домашних и перелетных птиц.Д/и «Собери из частей целое» - учить различать части тела рыбки (глаза, плавники, хвост, рот).Д/и « Кто, что ест?» - уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают.
Май Д/и «Собери картинку» - закрепить представления  о частях дерева.Д/и «Куда села бабочка?» - Учить детей узнавать и называть растения (дерево, трава, цветок, кустарник)Д/и «Что умеет делать животное: скажем и покажем» - закреплять знания детей о повадках животныхД/и «Где мои детки» - Учить узнавать животных и их детенышей.Д/и «Назови правильно» - учить детей узнавать и называть птиц (голубь, ворона, воробей)  
Перспективное планирование дидактических игр по экологии во 2 – ой младшей группе.Месяц Название игры, программные задачи Месяц Название игры, программные задачи
Сентябрь «Посади огород» - овладение действием замещения.«Узнай  на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)«Угадай растение по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность«Найди листок, какой покажу» - учить детей находить листочки по показу.«Лото» -упражнять в умении объединять предметы по месту их произрастания«Сложи картинку» (пейзажные) – учить собирать из частей целое изображение«Да и нет»  (игр. упр)-  закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает Октябрь «Такой листок, лети ко мне» - упражнять в нахождении листьев по сходству«Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина) – закрепить названия деревьев«Собери дерево из частей» - учить собирать из частей целое (синтез)«Где, спряталась матрешка» - закрепить названия растений, воспитывать любознательность.«Найди, о ком расскажу» - воспитывать умение находить животное по его характерным признакам.«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) – закреплять умение называть овощи и фрукты.«Угадай по запаху» (овощи, фрукты) – учить определять овощи и фрукты по запаху.
Ноябрь «Отгадай мою загадку» (о животных леса)- учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.«Кто, что любит» (домашние животные) -уточнить представления детей о том, чем питаются домашние животные.«Угадай, что в руке» (игр.упр)- учить узнавать названный предмет, с помощью одного из анализаторов.«Когда это бывает» -  учить по словесному описанию, находить нужные картинки.«Угадай, чей хвост» - закреплять умение различать и называть животных, развивать способность анализировать.«Найди растение похожее на травку» - по словесному указанию находить нужное растение. закреплять название  комнатных растений. Декабрь «Так бывает или нет?» - закреплять знания о временах года.«Какое время года» - учить отгадывать загадки по характерным признакам.«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) – закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.«Сложи картинку» (изображения лисы и зайца) – учить собирать из частей целое (синтез)«Где, спряталась рыбка» - развивать умение анализировать, закреплять названия растений.«Научи мишку мыть растение» - учить детей ухаживать за растениями«Да или нет» - закрепить знания о частях тела собаки.
Январь «Кто, чем питается зимой» (дикие животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются  дикие животные зимой. «Кто, где живет»(лото с элементами моделирования) – закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания.«Сложи картинку из 4 частей (птицы) - учить собирать из частей целое (синтез)«Кого не стало (дом. животные) – развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.«Найди то, о чем расскажу» (овощи, фрукты) – учить находить предмет по словесному описанию.«Что мы делали сначала, что потом») (уход за комнатными растениями) - формировать элементарные знания детей по уходу за комнатными растениями. «Чей детеныш» (дом. животные) - учить называть животных и  их детёнышей. Февраль «Что, умеет делать рыбка»( слов, игра) -закреплять знания детей о повадках животных«В зимней столовой» - закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.«Птички» (игр.упр) – упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.« Узнай по голосу, какая это птичка» -закрепить представления детей об издаваемых птицами звуках. Закрепит названия птиц.«Угадай растение по описанию» (комнатные растения) - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность«Кто, что любит» (дикие животные) - уточнить представления детей о том, чем питаются дикие животные.«Кто ползает. летает, прыгает» - закреплять знания детей о способе передвижения животных.
Март «Когда это бывает» (загадки) - учить отгадывать загадки по характерным признакам.«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) – учить по описанию выбирать нужные картинки.«Найди маму» (дикие животные) - учить называть животных и  их детёнышей. Подбирать парные картинки.«Узнай по вкусу» (овощи и фрукты) -упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)«Вороны» (слов игра) – развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами. Апрель «Цветы цветут» (лото) – учить подбирать парные картинки.«Отбери и назови цветы, которые ты знаешь» - закреплять название цветов.«Птицы, которые прилетают весной» -закрепить знания детей о перелетных птицах и их названия.«Где спряталась рыбка» - развивать умение анализировать, закреплять названия растений.«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.«Угадай, где что растет» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.
Май «Найди дерево по описанию» - умение учитывать названые признаки предмета; развивать наблюдательность «Кто, где живет» (с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания.«Собери цветок из частей» - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять названия частей растения.«Кто, как двигается» (с элементами моделирования) -  закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).«Чья это тень» - закреплять названия животных, учить определять животное по силуэту.«Найди ошибку» (сюжетные картинки) –развивать внимание, учить находить ошибки в изображении времен года.  
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в средней группе.Месяц Название игры, программные задачи Месяц Название игры, программные задачи
Сентябрь «Что, где растет» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.«Вершки и корешки» -закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки.«Найди цветок, какой покажу» - учить детей находить цветы по показу.«Четвертый лишний»(овощи) – учить замечать ошибки , развивать наблюдательность.«Что сажают в огороде» - учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания)«Определи на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)«На птичьем дворе» - Учить детей узнавать и называть домашних птиц. (утка, курица, петух, индюк, селезень) Октябрь «Раз, два, три – дерево назови» (береза, дуб, клен, ель, рябина) –закреплять название деревьев.«К дереву беги» - ,закреплять знания о деревьях которые растут на участке; учить быстро ориентироваться в них находить нужное дерево.«Кто живет в лесу» - закреплять знания о животных живущих в лесу«Кто знает, пусть продолжает) – учить подбирать слова к обобщающему слову (насекомые – это…) «Найди листок, какой покажу» - учить находить листок по показу.«Кто в домике живет» - закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
Ноябрь «Кто во что одет?»(лото с элементами моделирования) - закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.«Кто с хозяином живет, что хозяину дает» -закреплять знания о домашних животных, и пользе которую они приносят.«С какой ветки детки» -  закреплять знания о названии деревьев о плодах, «Отгадай загадки о животных» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. «Сложи картинку» (времена года) - учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять знания о временах года«Почему заяц зимой белый) (лог. упр) –формировать представление о приспособленности зверей к трудной зимовке.«Опиши, я отгадаю» (овощи , фрукты) – развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Декабрь «Охотник и пастух» - упражнять детей в группировке диких и домашних животных.«Когда это бывает (части суток) –закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток; утро, день, вечер, ночь.«Кто в домике живет (сл.игра) - закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.«В магазине растений» закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.« Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы) -закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.«Какое время года» - учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;«Угадай, что съел» - определять по вкусу и называть съеденный овощ или фрукт.
 
Январь «Разрезанные картинки» (дом. животные) – закреплять знания о строении домашних животных.«Кто, где живет» (насекомые) – закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке) месте их обитания.«Кто, кем будет» - учить определять по первоначальной стадии развития кто кем будет.«Бывает или не бывает» - Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.«Зоологическое лото» - упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.«Чудесный мешочек» (овощи и фрукты) –учить определять овощи и фрукты на ощупь.«Все по домам» - учить по внешнему виду домика, определять животное в нем живущее. Февраль «Чьи детки» (дом. и дик. животные) -учить называть животных и  их детёнышей.«Отгадай загадки об овощах» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.  «Найди по названию» (птицы) – закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие.«Где, спряталась матрешка» - закрепить названия растений, воспитывать любознательность.«Когда это бывает»  - уточнять и углублять знания о временах года.«Кто с хозяином живет, что хозяину дает» -закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.
Март «Помоги малышам» - учить называть животных и  их детёнышей. Подбирать парные картинки.«Магазин цветов» (комнатные растения) - учить описывать растение, который надо купить.« Съедобное или несъедобное» - закреплять знания о съедобных и несъедобных растениях.«Узнай по голосу» - учить определять птицу по характерным звукам голоса.«Чей хвост» - развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных.«Кого не стало» - развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.
  Апрель «Где, спряталась матрешка» -закрепить названия растений, воспитывать любознательность.«Какую пользу приносит» (дом. животные) -закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.«Отгадай загадки о птицах» - учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова. «Опиши, мы отгадаем» - учить детей классифицировать растения по их признакам.«Найди дерево по описанию» - учить находить деревья по описанным характерным признакам.«А что потом» - закреплять знания детей о частях суток; о деятельности детей в разное время дня.
Май «Магазин «Цветы»»  (садовые растения)- учить описывать цветок, который надо купить.«Четвертый лишний» (дикие животные) -учить замечать ошибки , развивать наблюдательность.«Парные картинки» (рыбы) – воспитывать наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие.«Отбери и назови цветы, которые знаешь» - закреплять умение различать и называть цветы.«Охотник и пастух» - упражнять детей в группировке диких и домашних животных.«Найди в букете, такой же цветок» - учить находить листок по показу. Закреплять названия цветов.
   
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе.Месяц Название игры, программные задачи Месяц Название игры, программные задачи
Сентябрь «Собери урожай» - научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать уважение и интерес к с/х труду.«Помоги расселить насекомых» - закрепить знания детей о насекомых.«Созрело -  не созрело» - научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.«Собери картинку» (листья) – упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях.«Вершки и корешки» - закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды -  вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки.«Угадай на вкус»  - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)« Какая работа осенняя» (сюжетные картинки) - - учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период.
  Октябрь «Что за птица» - классифицировать птиц по среде обитания(лес, водоем, открытое пространство.«Кто где живет»  - «Что сначала, что потом?» (жизненный круг муравьиной матки) – закрепит этапы жизненного круга муравьиной матки.«Компот из садовых ягод» - закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды.«За грибами, за ягодами» - формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды.«Отбери животных, которые живут под землей» - познакомит детей с обитателями подземного мира.«Как сделали томатный сок»(последовательность) – формировать знания о процессе приготовления томатного сока.« Отгадай название цветка» - учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах.
Ноябрь «Лес – многоэтажный дом» (расселение животных) - - закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.«Как  лес помогает человеку» - закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку.«Зоологическое домино» - закреплять знания детей о животных средней полосы.«Отгадай загадку» (о растениях) – учить по характерным признакам, угадывать растения.«Что нам осень принесла» - формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью.«Что может делать вода» - закреплять свойства воды«Угадай погоду» - закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно  - схематического мышления.
  Декабрь «Овощехранилище» - закрепить знания о хранении овощей.«Найди и покорми зимующих птиц» - учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам.«Пищевые цепочки» - закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы.«Рыбаки» - закреплять знания об обитателях водоемов.«Природа и человек» - « Угадай от какого дерева  - семена» - учить по виду семени, определять дерево.«Птицы, рыбы, звери»«Времена года» -  проверить умение детей последовательно называть времена года.
Январь «Где, чей хвост» - Учить детей по форме хвоста определять животное.«Найди одинаковые снежинки» - учить, по характерным признакам подбирать пару.«Съедобное – несъедобное» - напомнить о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть -  вершки, у других подземная – корешки.«Ящик ощущений» - учить на ощупь определять объекты природы и неприроды.«Кто, как зимует» - закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных.«Отгадай, что за растение»  (комнатные растения)- учить детей по описанию, отгадывать комнатное растение.«Что сначала, что потом» (этапы развития лягушки) – закрепить знания  о процессе формирования лягушки.«Так бывает или нет» (сезонные явления) - Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
  Февраль «Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» - закрепить правила поведения в природе.«От зернышка до булочки»(процесс выращивания булочки) – закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба.«Кто чем питается» - учить детей классифицировать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные)«Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран) – учить классифицировать животных по месту их обитания.«Растения и животные Красной книги» -  закреплять знания детей о животных и растениях находящихся на грани исчезновения.«Что к чему» - развивать умение классифицировать. Учить отличать объекты природы и рукотворного мира.«Сок» - закреплять знания о том, что из фруктов можно приготовить вкусный сок; учить определять фрукты на ощупь; образовывать прилагательные от существительных.« Назови меня» - уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных.
Март «Кто летает, прыгает, плавает» - развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения.«Кто, кем будет» - развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах.«Четвертый лишний» - учить различать месяцы в году.« Скажи какой» - научить, по определённым признакам, узнавать предметы, называть вкусовые качества, цвет.«Где что растет» (лото) - - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы. «Загадки о насекомых» - учить по характерным признакам, угадывать насекомых.«Вини – Пух идет за медом» - уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях; воспитывать бережное отношение к цветущим растениям.
  Апрель «Как растет растение» - закреплять этапы роста и развития растений.«Угадай по описанию» (перелетные птицы) – «Почтальон принес посылку» - «Домашние и дикие животные» (лото) – закреплять умение систематизировать животных по месту обитания.«Цветочный магазин» - учить детей описывать нужное им растение.«Что сначала, что потом» (развитие бабочки) - закрепить знания  о процессе формирования бабочки.«Грибы» - дать детям представление о правилах сбора грибов; рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые.«Загадай, а мы отгадаем» -
Май «Кормушка для птиц» - воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними «Угадай, какое дерево» - учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их.«Собери букет» - учить детей различать садовые, полевые и лесные цветы.«Угадай дерево по листу и плоду» - учить по виду семени, определять дерево.«Четвертый лишний» (домашние животные)– учить замечать ошибки , развивать наблюдательность.«Летающие семена» - учить классифицировать семена на косточковые и летающие.«Живое – не живое» - учить классифицировать объекты живой и неживой природы.