Строение прокариотической клетки. Особенности строения функций клеток бактерий


Тема: «Строение прокариотической клетки. Особенности строения функций клеток бактерий.»Эпиграф к уроку Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами. Г. Лессинг.( нем . критик, филосов)
Дата проведения: «17 » октября 2016г.
Класс: 10 «Б» класс
Цель урока: Познакомить обучающихся с самой древней группой живых существ – бактериями; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить обучающихся с особым отделом – цианобактериями; выявить отличительные черты бактерий от растений.
Задачи:
- образовательные: – расширить знания о самой древней группе живых существ – бактерий;
 - выявить особенности их строения, питания, размножения и распространения;
 - показать многообразие форм.
 - развивающие: - развивать терминологию, навыки самостоятельной работы, биологическую речь.
 - формировать потребность соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.
 - воспитательные: - воспитание навыка коллективной работы;
 - привитие правил экологической культуры поведения.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: рисунки в учебнике, ТСО (презентация)
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой на урок. 1-2 мин Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Притча:“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания на уроке, чтобы урок был интересным и полезным для вас, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.
2. Проверка домашнего задания:
А) Тестирование по теме: «Белок биополимер» (весь класс)
3. Изучение новой темы.
Учитель:
Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых я думаю, скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал и даже вместе сосуществовал.
 Их можно встретить  в нефтяных водах на глубине 1700м , во льдах Арктике, где температура – 83 градуса в горячих источниках, где температура +85-90 градусов
они не погибают при большом давлении, после кипячения в условиях очень высокого вакуума.
они живут на Земле более 3 млрд. лет
их количество превышает число людей на земном шаре.
Ребята, Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь? (Дети сообщают, что сегодня урок будет посвящен организмам, которые сопровождают нас повсюду. С которыми мы впервые познакомились в 7 классе.)
Ребята, мы сейчас переходим к изучению новой темы «Строение прокариотической клетки».
- Бактерии – самая древняя группа организмов. Первые бактерии появились более 3 млрд.лет назад. Бактерии – микроскопические живые организмы. Бактерии – прокариоты.
- Что это значит? (нет ядра.)
- Давайте познакомимся со строением бактериальной клетки.
Клетка бактерии окружена плотной клеточной стенкой, которая защищает бактерию и выполняет опорную функцию. Клеточная мембрана бактерий, как и клеточная мембрана растительной клетки, обладает частичной проницаемостью: питательные вещества проходят в клетку, а из клетки выделяются продукты обмена веществ. Тем не менее клеточные оболочки бактерий по составу сильно отличаются от клеточной стенки растений и животных.
Часто поверх клеточной стенки у бактерий вырабатывается особый слой слизи, называемый капсула. Причем толщина самой капсулы может быть больше толщины самой бактерии.
- как вы думаете, какую роль выполняет капсула? (защитную).
Капсула предохраняет бактерию от потери влаги, от поедания другими организмами.
Некоторые бактерии имеют жгутики или ворсинки.
- Как вы думаете, какую роль они выполняют? (передвижение бактерий)
Внутри клетки густая цитоплазма, имеющая слоистое строение. У них нет ядра, поэтому ДНК, несущая наследственную информацию. Находится прямо в цитоплазме. У них нет пластид, митохондрий, эпс и АГ.
- Форма бактерий может быть различной: округлая, овальная, палочковидная, спиралевидная, изогнутая в виде запятой.
Кокки – округлые, их цепочки – стрептококки, их грозди – стафилококки;
2 бактерии со слизистой капсулой – диплококки;
Палочковидные – бациллы; спиралевидные – спириллы;
Короткие палочки в виде запятой – вибрионы.
- Итак, форма бактерий может быть различной. Но где же обитают бактерии? (везде).
Они обитают и во льдах Антарктиды при темп. – 80 0С, и в гидротермальных источниках при темп-ре + 90 0С, и в жерлах вулканов, и в океанах на огромных глубинах, а также в воздухе. Но больше всего бактерий обитает в почве.
Условия жизни бактерий разнообразны: есть и аэробы и анаэробы.
Способ питания также разнообразный:
Бактерии-автотрофы:
Бактерии гетеротрофы:
А) бактерии-сапротрофы - извлекают готовые орг.в-ва из мертвого и разлагающегося орг.материала.
Б) Бактерии-симбионты – живут внутри других организмов и часто приносят им пользу. (пр-р: клубеньковые бактерии – производят азотные соединения из атмосферного азота, которые служат растению удобрением; в кишечнике человека – перерабатывают пищу и поставляют вит.В и К).
В) Бактерии-паразиты – живут внутри другого организма (хозяина) или на нем, питаются его тканями. Как правило, наносят вред хозяину. Это патогенные организмы.
- Давайте отразим различные способы питания бактерий в виде схемы.
Бактерии по способу питания
Автотрофные Гетеротрофные
Фотосинтезирующие ХемосинтезирующиеПаразиты СапротрофыЗеленые, пурпурные, серобактерии Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие Холерный вибрион, столбнячная палочка Бактерии гниения, бактерии брожения
Размножаются бактерии делением. При благоприятных условиях деление клеток бактерий может происходить каждые 15-30 мин и давать большое потомство.
- Как вы думаете, почему так происходит? (большинство бактерий гибнет в рез-те облучения солнцем, обезвоживания, недостатке пищи, неблагоприятных температур). Поэтому благодаря большой скорости размножения и возникновению различных случайных мутаций они крайне приспособимы к различным изменениям окр.среды. В этом выражается их генетическая пластичность.
Бактерии могут выживать даже при кипячении, так как способны в неблагоприятных условиях образовывать споры.
Споры служат не для размножения, а для переживания неблагоприятных условий (могут переносить -253 0С и + 140 0С). Роль бактерий велика. Давайте с вами запишем роль бактерий в виде таблицы.
Бактерии или их область применения + роль - роль
Бактерии брожения Приготовление вина, уксуса, а/к Приводят к порче продуктов питания
Молочнокислые бактерии Приготовление молочнокислых продуктов (сметана, кефир, сыры), квашения капусты, огурцов, производство силоса. Приводят к порче некоторых продуктов питания
Клубеньковые бактерии Спос-т усвоению с/х бобовыми растениями N2 воздуха, впоследствии эти растения используются в качестве «зеленых удобрений» Прочие почвенные бактерии Вызывают различные заболевания (корневой рак, черный бактериоз) с/х растений
Бактерии-симбионты человека Обитают в пищев.системе человека, помогают при расщеплении глюкозы, молочного сахара Паразитические болезнетворные бактерии Служат для пригот. сывороток и вакцин, основа для получения антибиотиков. Заболевания людей (чума, холера, туберкулез, менингит, тиф, дизентерию) и с/х животных (бруцеллез, сап, сибирскую язву)
Железобактерии Накапливают в толще земли полезные ископаемые (бурый железняк) Вызывают коррозию металлов
Бактерии гниения Избавляют от скоплений орг. мусора, участвуют в обр-ии гумуса. Приводят к порче продуктов, разрушению промышленных материалов (дерева, бумаги и т.д.)
4. Закрепление новой темы урока:
1. Блиц-опрос: Сейчас мы проверим наши знания о строении прокариотической клетки:
 1. По строению органоиды клетки делятся на _____(мембранные и немембранные)
2. Лизосомы содержат______(пищеварительные ферменты)
3. Митохондрии являются_____ (энергетическими станциями)
4. Рибосомы состоят из_______(белка и РНК)
5. Выросты внутренней мембраны митохондрий называются________(кристами)
6. Пластиды характерны только _________(для растит.клетки)
7. Лисомы образуются в_____(в комплексе Гольджи)
8.Стопки мембран в пластидах , содержащие хлорофилл, называются______(гранами)
9. Синтез белка осуществляется при помощи ________(рибосом) Задание 2. Ответить на  творческие вопросы.  Назовите части клетки и органоиды, которые, по вашему мнению, аналогичны следующим структурам:
  Транспортная сеть         (ЭПС)
  Электростанция             (митохондрии)
  Завод по производству белка  (рибосомы)
  Завод по утилизации отходов        (лизосомы)
  Хранитель информации                (ядро)
  Склад                                                  (комплекс гольджи)
  Крепостная стена.                             (Мембрана)
Задание3.
– установление соответствия органоидов и их функций
Органоиды Функции
1.Клеточная мембрана2.Клеточная стенка3.Хлоропласт4.ЭПС (гл.)5.Комплекс Гольджи6.Митохондрии7.Лизосомы8.Рибосомы9.Клеточный центр10.Ядро11.ЭПС (ш.) 1.Место синтеза белка2.Жесткий защитный покров некоторых клеток3.Место протекания процессов фотосинтеза4.Обеспечивает гомеостаз клетки5.Содержит генетический материал клетки6.Внутриклеточное пищеварение7.Синтез липидов и углеводов.8.Транспорт и модификация белков9.Участвуют в клеточном дыхании у эукариот, синтез АТФ10.Контролирует образование микротрубочек (цитоскелета, веретена деления)11.Обеспечивают сортировку, упаковку веществ клетки.
Ответы:
1 – 4; 6 – 6; 11 – 2;
2 – 3; 7 – 1;
3 – 7; 8 – 10;
4 – 11; 9 – 5;
5 – 9; 10 – 8;
Задание 4
 объедините одним биологическим понятием:
микротрубочки, деление, триплеты –
липиды, белки, защита, транспорт –
кристы, матрикс, энергия –
двойная спираль, водородные связи, репликация –
граны, тилакоиды, углеводы –
ферменты, расщепление, пищеварение – Ответы: 1 – клеточный центр 5 – хлоропласты 2 – плазмалемма 6 – лизосомы 3 – митохондрии 4 – ДНК
Задание 5.
Выберите правильный ответ:
1) К эукариотам не относятся:
А. Шампиньон обыкновенный.
Б. Пастушья сумка.
В. Холерный вибрион.
Г. Амеба – протей.
2) Споры бактерий отличаются от спор растений тем, что:
А. Покрыты защитной оболочкой.
Б. Служат для расселения.
В. Служат для размножения.
Г. Способны переждать неблагоприятные условия.
3) В клетках бактерий ДНК:
А. Линейная.
Б. Кольцевая.
В. Находится в ядре.
Г. Отсутствует.
4) Органоиды клеток, которые являются общими для всех живых организмов, независимо от их уровня организации:
А. Митохондрии.
Б. Комплекс Гольджи.
В. Рибосомы.
Г.ЭПС. Правильные ответы заранее записаны на доске: 1 – 3; 2 – 4; 3 – 2; 4 – 3.
Задание 6.
Найдите ошибки в приведенных предложениях.
К прокариотам относятся бактерии и некоторые одноклеточные грибы (все грибы – эукариоты).
 В клетках прокариот отсутствуют клеточные органоиды (имеются рибосомы, но отсутствуют мембранные органоиды).
Клетки прокариот отделены от внешней среды плазматической мембраной.  Все прокариоты получают энергию в результате процесса брожения. (помимо брожения, часть из них способна к фотосинтезу и дыханию).
Задание 7.
Решите биологическую задачу.
Задача 1.
 Лет 300 назад в Австрии жил простой крестьянин по имени Иоганн Шубарт. Будучи опытным земледельцем, Шубарт сначала сеял на поле клевер, а затем пшеницу – и получал богатые урожаи. Чем можно объяснить богатые урожаи Шубарта   (На корнях бобовых – организмы – симбионты – клубеньковые бактерии).
Задача 2. 
У многих хозяек иногда взрываются банки с домашними консервами. Отчего это происходит? (Некоторые бактерии в результате жизнедеятельности выделяют метан, который и вызывает бомбаж банок).
Задание 8 . Схема строения прокариотической клетки (подпишите части прокариотической клетки)
используя в помощь рис. 18, стр 65 учебника.
158496078105
На основе знаний о строении прокариотической клетки вставьте в текст пропущенные слова:
Бактериальная клетка ограничена ………………………………………….
Внутренний слой оболочки представлен ………………………………………
над которой находится ………………….
над клеточной стенкой у многих бактерий ……………………………….
Мембрана может образовывать складки, называемые …………….. Они могут иметь разную форму (мешковидные, трубчатые, пластинчатые и др.).
Учитель : Сегодня на уроке мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное.
И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться.
Кто знает, может быть через 20 - 30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.
Ученым, чтоб решить секретВсех клеточных проблемЕще на много сотен лет Работы хватит всем.
Если у кого - то из вас данная тема вызвала любопытство, есть надежда, что оно перерастет в творческую любознательность и, может быть, поможет вам выбрать будущую профессию.
5. Домашнее задание.
А) Написать письмо от имени бактерий о том, что будет, если на Земле исчезнут бактерии брожения, гниения, азотфиксирующие; если бактерии утеряют способность к спорообразованию?
Б) Доклады или презентации на тему: “Болезнетворные бактерии. Санитарно-гигиенические нормы”.
В) Изучить теоретический материал § 12.
Г) если не успеют сделать на уроке задание 8, остается дом/задание.