Урок по теме Особенности строения клеток прокариот


Тема: "Особенности строения клеток прокариот" 10 класс
Цели:
обучающие: создать условия, способствующие формированию представления о строении клеток прокариот;
развивающие: способствовать развитию умений учащихся привлекать личный опыт при обсуждении темы, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, структурировать информацию учебника, работать в заданном темпе, содействовать развитию коммуникативных умений, необходимых при работе в паре, группе;
воспитательные: способствовать развитию экологической культуры.Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
1. Таблицы
2. Карточки с номерами
3. Учебник
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы, проверка готовности учащихся к уроку. Учитель: Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом, вы узнаете много нового и интересного, если будете, внимательны и активны.
2. Актуализация, целеполагание, мотивация (4 мин.)
Учитель: На доске написана тема урока. Что можно обсуждать на таком уроке? После анализа ответов учащиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь.
Вопросы для актуализации знаний:
- Что вам известно об организмах, которые относятся к прокариотам?
- Что вам известно о бактериях?
- Что бы вы хотели о них узнать?
Опорные понятия фиксируются на доске.
3. Осмысление содержания. Систематизация знаний (10 мин.)
Ввести понятия "прокариоты" и "эукариоты". Сравнить особенности строения доядерных и ядерных организмов, используя текст учебника на стр. 74, таблицы "Строение бактериальной клетки", "Строение растительной клетки", "Строение животной клетки". Заполнить таблицу ("-" или "+", наличие или отсутствие органелл). Форма работы индивидуальная.
Прокариоты Органеллы, структурные компоненты Эукариоты
- Ядро +
- Ядрышко +
1 кольцевая ДНК Хромосомы(а) +
Из муреина Клеточная оболочка Из хитина и целлюлозы
+ Гиалоплазма +
- Клеточный центр +
+ Рибосомы +
- Эндоплазматическая сеть +
- Комплекс Гольджи +
- Лизосомы +
-
(у некоторых газовые) Вакуоли +
(у животных -)- Митохондрии +
- (цианобактерии - хроматофор) Пластиды + (у животных -)+ (мезосомы) Плазмолемма +
+ Реснички и жгутики -
+
(у некоторых групп) Слизистая капсула -
- Цитоскелет +
При анализе таблицы предложить ученикам указывать функции каждой органеллы с кратким описанием особенности её строения. Например: рибосомы - немембранные органоиды, имеются в клетках эукариот и прокариот. Состоят из малой и большой субъединиц, осуществляют синтез белка). Оценить 2 учащихся отметками за систематизацию изученного ранее материала.
4. Физкультминутка - игра "Угадай бактерию" (3 мин.)
Цель: эмоциональная разрядка, развитие внимания и навыков невербальной коммуникации; помощь в запоминании форм бактерий.
В игре принимают участие все. Условиться с участниками игры о знаках, с помощью которых можно изобразить бактериальную клетку.
Кокки - руки вытянуты вперёд, кисти образуют окружность.
Диплококки - два человека стоят рядом, остальные, как кокки.
Стрептококки - 5 человек располагаются в виде цепочки, остальные как кокки.
Бациллы - руки вдоль туловища, ноги вместе.
Вибрион - тело изогнуто в виде вопросительного знака.
Спириллы - рукой производим волнообразные движения.
Все игроки одной команды показывают бактерию, другая команда угадывает. Затем игроки меняются ролями.
5. Этап изучения нового материала (6 мин.)
Учитель: Мы с вами изучили строение прокариотической клетки. Однако бактерии могут отличаться по строению клеточной стенки. Грамположительные бактерии окрашиваются по Граму в фиолетовый цвет, а грамотрицательные - в розовый. Работая в парах найдите ещё отличия в их строении. Задание: используя рис. 51 на стр. 75 заполнить таблицу.
Грамположительная бактерия Органеллы, структурные компоненты Грамотрицательная бактерия
+ Цитоплазматическая мембрана +
+ (многослойный) Муреин + (тонкий)
+ ДНК +
+ Цитоплазма +
- Наружная мембрана +
Заранее на доске заполнить таблицу. Учитель: посмотрите, как каждый из вас выполнил задание, найдите несоответствие, исправьте ошибки. Вызвать ученика на анализ таблицы, оценить отметкой.
6. Коррекционный этап (12 мин.)
Учитель: Особенности строения и жизнедеятельности бактерий мы изучали с вами в 6 и 7 классах. Для систематизации знаний используем метод "Мозаика". Объединить учеников в группы по 4 человека. Раздать карточки с заданиями. Участники должны прочитать и обсудить текст задания. Ориентировать учащихся на то, чтобы в тетрадях они делали пометки после выступления каждого "эксперта" из группы в виде краткого конспекта. Материал карточек смотреть в приложении.
Задание № 1. Питание бактерий.
Задание № 2. Дыхание бактерий
Задание № 3. Размножение бактерий и образование спор.
Задание № 4. Распространение бактерий
7. Закрепление изученного материала (5 мин.)
На доске написаны два утверждения:
1. Жизнь на земле без бактерий возможна.
2. Жизнь на Земле без бактерий невозможна.
Задание: подумайте над утверждениями. Выберите то, которое вам больше нравится. Найдите аргументы в пользу утверждения. Подготовьте выступление по методу PRES (аргументация собственной позиции). Метод предусматривает лаконичную и эффективную схему презентации собственной позиции по отношению к тому или иному явлению. PRES - это аббревиатура, где каждая заглавная буква соответствует шагу в упражнении, при последовательном выполнении которого получается завершённая схема построения собственной позиции.
Point of view - точка зрения
Reason - аргумент
Example - пример
Summary - вывод
Например: Я считаю, что жизнь на Земле без бактерий возможна. Потому что растения могут получать азот и без бактерий. Например, человек вносит азотные удобрения и в симбиоз вступают только с растениями семейства Бобовые. Поэтому считаю, что жизнь на Земле без бактерий возможна.
Учащимся нельзя перебивать выступление и без аргументов критиковать точку зрения. Лучшую работу оценить отметкой. С этого же задания можно начать следующий урок.
8. Рефлексия (3 мин.)
- Какая из написанных позиций вам ближе и почему?
- Какой аргумент, высказанный "за", вам кажется наиболее сильным?
- Какой аргумент, высказанный "нет", вам кажется наиболее сильным?
9. Домашнее задание (1 мин.) Параграф 20, составить план ответа.
Творческое задание для желающих провести домашний эксперимент (методика проведения изложена в карточке), его результаты можно изучить на стимулирующем занятии.
Опыт: на простерилизованные кусочки картофеля, лежащие в простерилизованной чашке Петри, посадите живую комнатную муху. Она некоторое время должна поползать по картофелю. Закрыть чашку. Через 2-3 дня препаровальным ножом аккуратно снять с поверхности картофеля небольшое количество вещества и рассмотреть его при большом увеличении микроскопа. Тот же опыт можно проделать, вырастив бактерии, взятые с монеты.
Приложение
Задание № 1.
Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами относятся к гетеротрофам. Бактерии, которые усваивают органические вещества мёртвых тел называются сапротрофами (бактерии гниения). Органическими веществами живых организмов питаются паразиты (холерный вибрион). Автотрофные бактерии могут получать органические вещества за счет фотосинтеза - фотосинтезирующие (цианобактерии) или за счёт окисления неорганических соединений - хемосинтезирующие (серобактерии).
Задание № 2.
Дыхание бактериям необходимо для получения энергии, обеспечивающей все жизненные процессы. По способу дыхания бактерии делятся на аэробы, использующие в энергетическом обмене кислород (уксуснокислые бактерии). Некоторые развиваются как в присутствии кислорода, так и без него - условные (факультативные) аэробы (молочнокислые бактерии). Многие прокариоты являются анаэробами, способными существовать без кислорода, а для некоторых он вреден.
Задание № 3.
Бактерии размножаются простым бинарным делением. Материнская клетка с помощью перетяжки делится на две дочерние. Перед делением хромосома удваивается и каждая клетка получает по одной дочерней хромосоме. При благоприятных условиях клетка может вновь делится через 20 -30 минут.
При недостатке воды, пищи, слишком высокой или чересчур низкой температуре цитоплазма бактерий теряет воду, сжимается в комочек. Вокруг бактериальной хромосомы формируется плотная многослойная оболочка. Так образуются споры. В состоянии споры бактерии не дышат и не питаются, но при этом могут оставаться жизнеспособными сотни лет. При искусственном замораживании споры могут выдерживать температуру -200С.
Задание № 4.
Бактерии обитают в почве, воде, организме человека и животных. Клубеньковые или азотфиксирующие бактерии образуют на корнях бобовых растений клубеньки и фиксируют молекулярный азот воздуха в условиях симбиоза с растением. Такие отношения можно определить как мутуализм, при котором оба симбионта извлекают выгоду (растения поставляют бактериям углеводы и минеральные соли, а взамен получают азот).
Молочнокислые бактерии обитают там, где большое количество углеводов. Процесс, в результате которого эти бактерии получают энергию - брожение. В результате этого процесса 90% углеводов молока превращаются в молочную кислоту. Эти бактерии участвуют в создании кисломолочных продуктов, в процессах соления и квашения овощей, силосовании кормов.
Болезнетворные бактерии. В результате жизнедеятельности они выделяют ядовитые вещества, которые приводят к нарушению работы организма. Эти бактерии попадают в организм человека и животных воздушно - капельным путём или при употреблении заражённой пищи и воды. Вызывают такие болезни как тиф, дизентерия, холера, бруцеллёз, ангина. сибирская язва, столбняк, чума.
Бактерии разложения и гниения. Они населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества - остатков погибших животных и растений. Преобразуя органические молекулы в неорганические, бактерии тем самым очищают поверхность планеты от гниющих остатков и возвращают химические элементы в биологический круговорот. Бактерии гниения находятся на продуктах питания, осуществляя процессы жизнедеятельности они тем самым вызывают порчу продуктов.