Характеристика основных видов дизонтогенеза (таблица)


Характеристика основных видов дизонтогенеза
Нарушения
Характеристики Слуха Речи Зрения Двигательной системы Сложности психического развития
Значение данного вида в психическом развитии ребёнка Ребёнок имеющий серьёзные дефекты слуха не может самостоятельно научиться говорить, он не может контролировать собственное произношение, следствием чего является нарушение устной речи. Отклонение в речевом развитии имеют следующие последствия: отставание в психическом развитии, замедленное формирование высших уровней познавательной деятельности, появление нарушений эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.); возникновение трудностей в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.Нарушение его деятельности вызывает у ребёнка большие затруднения в познании действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности. При повреждении двигательного проводящего пути проведение импульса становиться невозможным и соответствующая мускулатура оказывается нарушенной. В результате двигательных ограничений, накладываемых болезнью, ребёнок живёт и развивается в весьма ограниченном мире. Это препятствует формированию развития многих видов взаимодействий и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что нередко приводит к формированию эгоцентрических установок, пассивности. Ребёнок с задержкой психического развития в условиях массовой школы осознаёт свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведёт к появлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще в различных формах нарушения поведения.
При умственной отсталости наблюдается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.
При аутизме у детей проявляется парадоксальное сочетание, опережающее возрастные нормы, развитие мыслительных операций и на их основе односторонних способностей и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий. Особых трудностей в установлении взаимоотношений с окружающими. При поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных норм. Особую трудность для этих детей составляет произвольная регуляция деятельности, направленная на общение.
Происхождение
нарушений Врождённые (наследственная аномалия слухового органа, вирусные инфекции, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем.)
Приобретённые (инфекционные заболевания, воспалительные процессы, последствия заболеваний носа и носоглотки, невриты слухового нерва, травмы головы.) Клинико-педагогические (нарушения фонационного оформления произносительной стороны речи; структурно-семантического системного нарушения речи) и психолого-педагогические, нарушения письменной речи. Врождённые (патогенные, генетические факторы) и приобретённые Органические поражения мозга (в результате внутриутробных инфекций, интоксикаций, несовместимости крови матери и ребёнка по групповой принадлежности или резус-фактору, асфиксии и внутричерепных кровоизлияний, недоношенности плода), перенесённыё менингоэнцефалитыБиологические
- хромосомные нарушения,
- генные мутации,
- эндогенные заболевания (заболевание, при котором нарушен один из ферментов, неправильный обмен),
- патология щитовидной железы,
- нарушение внутриутробного формирования (травматические повреждения, прием лекарств, вредное производство, радиация, гормональные таблетки),
- поражение в натальном периоде (период рождения)- неправильное расположение плода, родовые пути узкие,
- асфиксия - удушение плода, ребенок запутывается в пуповине,
- период раннего постнатального развития - период особой хрупкости младенца (2-2,5 года),
- специфические инфекции (менингит, хламидиоз, корь, краснуха).
Социальные:
- различные виды социальной и эмоциональной депривации,
- социальные и психологические стрессоры;
- эмоционально сильные события, связанные с межличностным общением (смерть близких); абьюзы (от abuse - брань, оскорбление)
- скандалы в родительской семье
Категории детей с нарушениями Глухие (глухие без речи), позднооглохшие (глухие, сохранившие в той или иной мере речь), слабослышащие (тугоухие) Дети с общим недоразвитием речи тяжёлой степени, дети с общим недоразвитием речи в лёгкой форме, но сопровождающейся заиканием Слепые (абсолютная (тотальная) слепота, практическая слепота), слабовидящие ДЦП (спастическая диплегия, двойная гемиплегия, атонически-астеническая форма, гиперкинетическая форма) Дети с аномалиями развития: ЗПР конституциального, соматического и психогенного происхождения; дети с умственной отсталостью (идиотия, имбецильность, дебильность); аутичностьАвтор: учитель начальных классов и английского языка Лысянская Ю. Н.