Организация логопедической работы с детьми легкой степени умственной отсталости.


Организация логопедической работы с детьми легкой степени умственной отсталости.
Умственная отсталость (или, как принято, сейчас называть на западе «интеллектуальная инвалидность») характеризуется уровнем интеллекта или умственных способностей ниже среднего, а также отсутствием навыков, ежедневно необходимых для жизни.
В России умственно отсталых детей стали отделять от психически больных, пытаться воспитывать и обучать, изучать и корригировать их недостатки в середине XIX в. Вначале это делали врачи-психиатры в клиниках, а затем к ним присоединились педагоги и психологи. Постепенно стали накапливаться пока еще фрагментарные сведения о психологических особенностях умственно отсталых. В ходе длительного и целенаправленного изучения людей с умственной отсталостью, ученые оставили нам огромный багаж знаний, который специалисты используют и дополняют новыми знаниями, полученными в ходе работы с детьми.
В разные времена к людям с ограниченными возможностями относились по-разному. Создавались отдельные школы и классы для таких детей. Современная педагогика практикует инклюзивное образование, что приводит к сокращению обучения «за закрытыми дверями» и включению таких детей в образовательный процесс в общеобразовательных школах. Соответственно, дети, даже имеющие такой диагноз показывают достойный результат во внеучебной и учебной работе. Это стало возможным не только благодаря принятым законам на территории Российской Федерации, но и благодаря титаническим усилиям родителей, учителей, педагогов дополнительного образования, медиков.
Каждый из специалистов вносит необходимый вклад в обучение и всестороннее развитие обучающихся. Отдельное внимание хотелось бы уделить логопедической работе с детьми, имеющими легкую степень умственной отсталости.
Организация логопедической работы в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта включает в себя множество необходимых пунктов, а именно: формирование базовых учебных действий, тематическое планирование с определением основных видов логопедической работы. Сегодня, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучения является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Особое внимание в Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, которое включает в себя:
коммуникативные универсальные учебные действия (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие);
познавательные универсальные учебные действия: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в устной и письменной формах.
      Особое значение придается формированию коммуникативных универсальных учебных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими и сверстниками. Их сформированность обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
     Особенность логопедической работы с детьми, имеющими легкую степень умственной отсталости, заключается в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов в письме и чтении.
Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости наиболее восприимчивы к образованию, в том стандартном понимании, как его оценивает обычный человек.
Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие речи у умственно отсталых детей. Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: аномалии в строении речевого аппарата, обусловливающие ринолалию, механическую дислалию, локальное органическое поражение подкорковых отделов головного мозга, приводящее к возникновению органического заикания и дизартрии.
Нарушения речи имеют стойкий характер, при логопедической диагностике нарушения речи определяют как системное недоразвитие речи.
Организация логопедической работы обусловлена характером нарушения высшей нервной системы, психопатологическими особенностями, особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. В своей работе учителю-логопеду необходимо исходить из «требований», каждого ребенка. Для обучающихся создаются условия, при которых ребенку комфортно преодолеть не только недостатки звукопроизношения, но и осуществить работу над преодолением недостатков письма и чтения.
Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивости внимания, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.
При работе с детьми, необходимо простраивать работу, так чтобы, не только усвоить новые знания, но и как можно лучше закрепить уже пройденные материал.
Для лучшей коррекционной работы логопедическое занятие должно включать в себя не только коррекцию звукопроизношения и преодоление недостатков письма и чтения, но и множество других аспектов, без которых логопедическая работа будет иметь меньшей эффект. К таким аспектам относятся: развитие общих речевых навыков, развитие общей и мелкой моторики.
Для того, чтобы закрепить знание о написании букв или расположении их на листе бумаги, необходимо ориентироваться в пространстве и собственном теле. Задание по развитию общих речевых навыков так же очень важны, так как, только благодаря данной работе можно добиться интонационной выразительной речи. Обязательной работой является и развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления – это не только позволит более точно понимать ребенку необходимый материал, но и благотворно скажется на развитии в целом что, несомненно, поможет не только на школьных занятиях, но и в дальнейшей взрослой жизни.
Очень большое значение имеет развитие навыков звукового анализа и синтеза. При работе с детьми, имеющими легкую степень умственной отсталости необходимо помнить о том, что задания стоит подбирать по принципу от простого к сложному. В работе так же необходимо уделять внимание развитию лексики и связной речи. Особенностью работы является максимальное включение анализаторов с использованием разных видов наглядности, частая повторяемость логопедических упражнений, так как у обучающихся долго и тяжело формируются новые умения и навыки. Отсутствие контроля над собственной речью, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы учителя-логопеда с учителем и родителями.
Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем учителя-логопеда, ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может.
По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора ребенок с умственной отсталости долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Вся работа проводится комплексно, охватывая все стороны речи и взаимосвязана с программой изучения русского языка.
Для коррекции логопедического дефекта пишется свой план логопедической работы. В целом коррекционно-педагогический процесс строится исходя из комплексного обследования детей, взаимодействия со специалистами, такими как: психолог, дефектолог, невролог, социальный педагог. Педагогический процесс разделяется на проведение групповых и индивидуальных занятий, прослеживания динамики. Ведется логопедическое просвещение, профилактика, консультации для родителей и педагогов. Логопедические занятия состоят из этапов и проводятся в игровой форме.
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи при легкой степени умственной отсталости нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.
Библиографический список:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.: Лань, 2003.- 656 с.
Детская логопсихология : учебник для вузов с электронным приложением / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова, ред.: О.А. Денисова .— М. : ВЛАДОС, 2015 .— 161 с. — (Коррекционная педагогика (бакалавриат)
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М., «Просвещение», 1991.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: Подготовительный и 1 - 4классы. Под ред. В.В. Воронковой. – М., «Просвещение», 2001.
Лазаренко, Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе. Развитие графомоторных функций. 1 класс : [учеб. пособие] / Л.В. Лазаренко .— М. : ВЛАДОС, 2013 .— 29 с. : ил. — (Коррекционная педагогика)
Лазаренко, Л.В. Логопедические занятия с детьми с ОНР и ФФН в начальной школе. Звуко-буквенный анализ. 2 класс : [учеб. пособие] / Л.В. Лазаренко — М. : ВЛАДОС, 2013 .— 25 с. : ил. — (Коррекционная педагогика)
Рубинштейн Е. Я. Психология умственно отсталых школьников. - М., «Просвещение», 1979.
Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам : пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко.— М. : ВЛАДОС, 2013 .— 49 с. : ил. — (Библиотека логопеда)
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.