Беседа: Каковы причины (этиология речевых нарушений)


Беседа: «Каковы причины (этиология речевых нарушений)
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (им. Сеченов, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский)
На созревание речевой системы влияет речевое окружение, общение, эмоциональный контакт. Примерами неблагоприятного воздействия могут быть:
речевое окружение детей, которые воспитываются у глухих родителей;
дефекты, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков «л», «р», ускоренный темп речи и др.;
Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4-х недель до 4 месяцев.
Возникновению речевой патологии способствуют:
- токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и другие;
- родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
- различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными заболеваниями являются: частые инфкционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочнокишечные заболевания;
- травмы черепа, сотрясения мозга;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях «с повышенным риском». К таким относятся:
семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
семьи с умственной отсталостью, семьи с нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;
семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;
семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, природовую асфиксию, травму или нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.
В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них надо назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.
В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.
Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.
Беседу подготовила воспитатель Гаврилова З.И.