Доклад на тему Клиника и этиология умственной отсталости


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Сявская коррекционная школа-интернат»

Доклад:
«Клиника и этиология
умственной отсталости».
Выполнила:
учитель математики
Дубинова Ольга Сергеевна
1 слайд:
Тема моего доклада: « Клиника и этиология умственной отсталости»
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.
2 слайд:
Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения головного мозга в пренотальный (внутриутробный период), перинотальный(при родах) и постнатальный (после родов в первые годы жизни).
Деменция – это умственная отсталость, возникающая в результате повреждения нормально сформированного мозга (после 3-х лет). В результате травм головного мозга, заболеваний цнс (менингита, энцефалита) происходит распад уже сформировавшихся психических функций. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться.
3 слайд:
Признаками олигофрении являются:
стойкость;
необратимость;
органическое происхождение дефекта;
непрогредиентность (не носит прогрессирующего характера).
4 слайд:
Умственная отсталость имеет разную этиологию. Все причины умственной отсталости можно разделить на 3 группы:
5 слайд:
Эндогенные (внутренние)
а) различные наследственные заболевания родителей (по наследству на генетическом уровне передается от 50 до 70% форм умственной отсталости)
б) хромосомные нарушения (15% всех случаев) - синдром Дауна.
в) нарушение обмена веществ (15%).
6 слайд:
Экзогенные (внешние)
A) хронические заболевания матери
Б) инфекционные болезни в период беременности
B) интоксикация при беременности
Г) прием различных препаратов
Д) курение,алкоголь, наркотики.
 Смешанный характер
Одна из основных причин олигофрении – это время воздействия патогенного фактора, его локализация, обширность поражения и резистентность (устойчивость, сопротивляемость) организма.
7 слайд:
Классификация поражений головного мозга по времени возникновения, т.е. по времени поражения ЦНС:
-          пренатальные  (до родов); -
-          перинатальные (в период родов)
-          постнатальные (после родов).
8 слайд:
 
при возникновении в пренатальном периоде – внутриутробное нарушение развития:
острые инфекционные вирусные заболевания матери в первом триместре беременности (вирус краснухи, вирус эпидемического паратита (свинки, заболевание  матери корью, ветряной оспой);
внутриутробные травмы – ушиб живота беременной;
хронические инфекции матери (токсоплазмоз, листериоз, сифилис);
внутриутробная интоксикация (вызвана медикаментозными препаратами – гормонами, плодоизгоняющими средствами),
профессиональные вредности матери (химические или физические),
иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорождённого (ГБН).
9 слайд:
при возникновении в перинатальном периоде – перинатальные олигофрении - возникают при  родовых травмах, асфиксиях
стремительные роды – разрыв сосудов с кровоизлиянием,
затяжные роды – деформация головки плода, застои крови в сосудах мозга, кислородное голодание).
10 слайд:
 при возникновении в постнатальном периоде –
нейроинфекции (энцефалиты, менингоэнцефалиты);
интоксикации,
черепно-мозговые травмы.
11 слайд:
Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М.С.Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.
Неосложненная форма олигофрении.
Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов.
Олигофрения с психопатоподобными формами поведения.
Олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов.
Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
Неосложненная форма олигофрении.
Характеризуется диффузным поражением головного мозга. Сопровождается уравновешенностью нервных процессов ,грубые поражения в пределах того или иного коркового анализатора отсутствует. Не наблюдается психомоторной расторможенности, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Сохранена целенаправленность действий. Дети обычно спокойные, дисциплинированные, их довольно легко организовать. В зависимости от степени интеллектуального недоразвития различны личностные особенности, уровень достижений в интеллектуальной и трудовой деятельности, работоспособность. Эмоциональная сфера достаточно сохранна. Быстро адаптируются, достаточно успешно овладевают предусмотренными программой знаниями, умениями, навыками.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция познавательных процессов;
Развитие эмоционаллно-волевой сферы;
Сохранение работоспособности на определенном уровне.
Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов.
Здесь интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов активного возбуждения или торможения. У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не реагируют.
Дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные, инертные. Это проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. Слабо проявляют интерес ко всему новому, безразличны в учебной деятельности. Учебный материал запоминают плохо. Не успевают за одноклассниками, требуют больше времени на организации своей деятельности. В деятельности проявляется подражание.
Основные направления коррекционной работы:
Активизация познавательной деятельности;
Стимулирование учебной деятельности;
Более выраженная по сравнению с другими детьми алгоритмизация действий, стереотипность действий, большая расчлененность учебного материала;
Профилактика перегрузок, выработка четкого режима дня и его неукоснительного соблюдения.
Олигофрения с психопатоподобными формами поведения.
У таких детей наблюдается резкое нарушение эмоционально- волевой сферы, отмечается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения как к себе, так и к окружающим. Сочетание психического недоразвтия с явлениями аффективной возбудимости, расторможенность влечений, проявляющаяся в склонности к воровству, бродяжничанию, прожорливости, повышенной сексуальности. Речь , исходящая от взрослых, не несет регулирующую функцию. Дети не могут выполнять правил поведения. Купировать аффективное состояние быстро не удается. В тяжелых случаях применяются медикаментозные препараты. Такие дети выводятся на индивидуальное обучение ( из-за частых вспышек агрессии).
Основные направления коррекционной работы:
Разъяснение другим детям, почему наблюдается такое поведение;
Недопущение перевозбуждения ребенка, необходимость предупреждать его;
В момент аффекта внимание на ребенке не акцентировать.
Олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов.
При данном виде олигофрении, общее недоразвитие мозга сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речевых систем. Здесь имеет место наличие сложного дефекта, что очень резко замедляет и изменяет ход интеллектуального и физического развития ребенка.
Коррекционная работа проводится совместно с логопедом и другими узкими специалистами (дефектологом, сурдологом …)
Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
Наблюдается грубое нарушение познавательной деятельности, целенаправленности деятельности. Одни дети вялые, двигательно заторможенные, пассивные. Другие дети расторможенные, импульсивные. В поведении проявляются несоциальные наклонности. Интеллектуальная недостаточность глубокая, чувство такта, дистанции у них отсутствует. Биологические потребности (еде, сексуальности) повышены. Наблюдается неадекватное восприятие окружающей действительности. Речь своеобразна. Сопровождается произнесением штампов, бездумно повторяются чужие высказывания, смысл речи до конца не понимается. Наблюдается грубое недоразвитие личности. Некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает.
Коррекционная направленность воспитательной работы:
Развитие целенаправленности на применение простых поведенческих реакций;
Развитие операций на основе наглядности;
Воспитание стереотипов социального поведения.
12 слайд:
  По современной международной классификации болезней (МКБ - 10) на основе психометрических исследований и подсчета коэффициента интеллекта (измеряется по тесту интеллекта Векслера в условных единицах.) все формы умственной отсталости можно разделить на 4 степени глубины интеллектуального дефекта:
1. Легкая умственная отсталость (40-69 баллов) - дебильность. Встречается чаще всего. Такие дети отстают в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся явными с налом обучения (в саду или школе). Они нуждаются в специальных образовательных условиях. Это осуществляет школа 8 вида. После окончания школы эти лица могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь. Они дееспособны, несут воинскую повинность, наследуют имущество, участвуют в выборах и т.д.
2. Умеренная умственная отсталость (35-39). Эти дети, обучаясь в школе 8 вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу.
3. Тяжелая умственная отсталость (20-34). Имбицильность. Выявляется в ранние периоды развития. Значительно позже начинают ходить. Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Грубо нарушены ощущение, восприятие, внимание, память. Обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы могут выполнять простейший обслуживающий труд (склеивание коробок, конвертов и т.д.). Прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость.
4. Глубокая умственная отсталость (ниже 20). Идиотия. Снижены пороги чувствительности, грубо нарушена моторика, пространственная ориентировка. Часто эти нарушения так велики, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые могут научиться частично обслуживать себя. Недоступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и часто остается на уровне звукоподражаний. Однако такие люди все-таки способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения - речевым или безречевым, расширить их представление об окружающем мире. Чаще всего они определяются в интернаты, где за ними осуществляется уход.
13 слайд: Спасибо за внимание!