Дефектологический лекторий на тему Клиника и этиология умственной отсталости


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Ростовская специальная школа-интернат № 41»
Выступление на дефектологическом лектории
Тема лектория:
«Клиника и этиология умственной отсталости. Психологические особенности умственно отсталых школьников»
Тема выступления:
«Клиника и этиология умственной отсталости»
учитель: Демина Е.Н.
октябрь 2016 г.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие как познавательной, так и других сторон психической деятельности, т. е. эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. У большинства умственно отсталых детей степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта.
По степени интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят па три группы: дебильность, имбецильность, идиотия.
Важно заметить, что и к олигофрении нельзя относиться как к застывшему стационарному состоянию, несмотря на то, что первичные патологические изменения, вызвавшие недоразвитие мозга, на протяжении, жизни не нарастают. При общем психическом недоразвитии могут наблюдаться как положительные, так и отрицательные изменения в состоянии ребенка. Формирования личности должно проходить под влиянием адекватного обучения и благоприятного окружения. В то же время переходные возрастные периоды могут сопровождаться явной отрицательной динамикой. У ребенка появляются новые или обостряются и утяжеляются ранее наблюдавшиеся дополнительные психопатологические расстройства, могут проявиться эпилептические припадки, возникнуть психозы.
Интеллектуальный дефект у всех умственно отсталых проявляется в первую очередь нарушениями мышления, тугоподвижностью. Страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами.
Эмоциональная сфера у детей с общим психическим недоразвитием все же более сохранна, чем интеллектуальная. Они дифференцированно относятся к людям и событиям, небезразличны к своему внешнему виду (особенно девочки), остро переживают обиды, стремятся заслужить похвалу, проявляют интерес к бытовым вопросам и неплохо в них ориентированы.
Уровень недоразвития речи у большинства детей с неосложненной умственной отсталостью соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них всегда имеется общее недоразвитие речи, проявляющееся скудостью активного словаря, упрощенным построением фраз. Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формул действия. Кроме того, у большинства умственно отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы, что специальные занятия по физическому воспитанию и развитию моторики очень важны.
Общее недоразвитие личности характерно для всех детей с общим психическим недоразвитием! Даже дети с самыми легкими степенями интеллектуальной недостаточности поражают своей несамостоятельностью, безынициативностью, внушаемостью и отсутствием личностных позиций. Тем не менее, при адекватном воспитании, обучении и благоприятном окружении них можно выработать правильные социальные уставы и личностное отношение к своей деятельности, что также важно для успешного обучения и адаптации в жизни.
Таким образом, при неосложненных формах умственной отсталости педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.
Осложненные формы умственной отсталости характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения.
По характеру дополнительных симптомов все осложненные формы умственной отсталости можно разделить на три группы:
- с церебрастеническим или гипертензионным синдромами;
- с выраженными расстройствами поведения;
- с эмоционально-волевыми расстройствами.
I Умственная отсталость с церебрастеническим или гипертензионным синдромами.
Церебрастенический синдром — синдром раздражительной слабости. В его основе лежит повышенная истощаемость нервной клетки. Церебральная астения проявляется общей психической невыносливостью, неспособностью к длительному напряжению, к длительной концентрации внимания. У детей с выраженным церебрастеническим синдромом нарушена работоспособность и заметно снижена продуктивность. При перенапряжении они становятся вялыми, апатичными или, наоборот, расторможенными, раздражительными. У них могут возникнуть кратковременные вспышки возбуждения, заканчивающиеся, как правило, слезами. Дети с выраженным церебрастеническим синдромом всегда успевают ниже своих возможностей.
Гипертензионный синдром — синдром повышенного внутричерепного давления. Повышение внутричерепного давления сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребенка. Нарастает истощаемость и резко нарушается работоспособность. У детей с повышенным внутричерепным давлением отмечаются своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость, вплоть до откликаемости на каждый внешний раздражитель. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно расторможенными, неусидчивыми или вялыми. Отчетливо выражены эмоциональная лабильность и явления вегетативно-сосудистой дистонии. Школьная успеваемость заметно снижается.
У детей первой группы страдает главным образом интеллектуальная деятельность.
II Умственная отсталость с выраженными расстройствами поведения.У детей второй группы на первый план в клинической картине болезни выступают расстройства поведения. Они проявляются в виде гипердинамического или психопатоподобного синдрома. Необходимо заметить, что выраженные нарушения поведения чаще наблюдаются умственно отсталых мальчиков, чем у девочек могут возникать на протяжении всего школьного возраста, между тем гипердинамический тип нарушения поведения чаще наблюдается в младшем школьном возрасте, а психопатоподобный — у подростков.
Гипердинамический синдром характеризуется выраженным двигательным беспокойством с обилием лишних движений, неусидчивостью, болтливостью, нередко импульсивностью. В тяжелых случаях поведения ребенка не поддается самоконтролю и внешней коррекции. Эти дети очень мешают работе класса. Они назойливо требуют к себе внимания, всех задевают, шумят. Деятельность их дезорганизована. Временами они становятся раздражительными и могут быть агрессивными. Их школьная адаптация резко нарушена. Гипердинамический синдром трудно поддается и медикаментозной коррекции. Объясняется это сложностью его патогенеза. В отличие от синдрома двигательной расторможенносги, обусловленного слабой активностью коры мозга и ее тормозящего действия на подкорковые образования, при гипердинамическом синдроме наблюдается первичное поражение подкорковых образований, усугубляющееся неизбежным при умственной отсталости низким корковым тонусом. С возрастом, по мере усиления активности коры больших полушарий мозга, двигательное возбуждение у этих детей несколько угасает.
Психопатоподобный синдром наблюдается обычно у детей с умственной отсталостью, обусловленной черепно-мозговыми травмами или нейроинфекциями. В основе его лежат глубинные расстройства личности с расторможением, а иногда и с извращением грубых примитивных влечений. Расстройства поведения у этих детей настолько грубы, что занимают центральное место в клинической картине болезни, а недоразвитие познавательной сферы как бы усугубляет их проявления. У детей младшего школьного возраста психопатоподобный синдром чаще всего проявляется немотивированной грубостью, злобностью, жестокостью, нередко с явными садистски наклонностями, агрессией. В подростковом возрасте становятся очевидными патологические влечения: повышенная сексуальность, синдром бродяжничества (уходы из дома, из школы). Необходимо, однако, помнить, что у отсталых детей в силу недостаточного понимания ситуации очень легко возникают реакции протеста на повышенные требования. Их несамостоятельность, внушаемость и склонность к подражанию нередко приводят к тому, что они слепо поддаются влиянию других детей.
III Умственной отсталость с эмоционально-волевыми расстройствами. У детей третьей группы кроме умственной отсталости наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Они могут проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, в виде нарушения эмоционального контакта с окружающими. Особенно большие трудности в отношении обучения представляют дети с пониженным эмоциональным тонусом и слабостью побуждений. Они вялы, пассивны, мало интересуются окружающим. Движения их замедленны (брадикинезия), речь растянута и как бы затруднена (брадилалия), резко замедлено и мышление (брадифрения). Это дети с так называемым апатико-гиподинамическим или даже адинамическим синдромом. Благодаря слабости интересов и побуждений включить их в учебный процесс очень трудно, и обычно они нуждаются в индивидуальном обучении. При более тяжелых расстройствах развивается апатико-абулический синдром, проявляющийся крайней вялостью, безучастностью, почти полной адинамией и бездеятельностью. Такие дети, даже при довольно легкой интеллектуальной недостаточности, практически необучаемы.
Таким образом, по клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делят на неосложненные, осложненные и атипичные. При осложненных формах, кроме интеллектуального дефекта, наблюдаются разные психопатологические и локальные церебральные расстройства. При атипичных — поражение разных систем организма.
Дети с осложненными и типичными формами умственной отсталости нуждаются в постоянном врачебном наблюдении и соответствующем лечении. Отчетливой положительной педагогической динамики развития у них можно добиться только путем сочетания адекватного обучения с медикаментозной терапией.
Эффективность педагогической коррекции дефекта у умственно отсталого ребенка зависит не только от степени недоразвития у него познавательной деятельности, но и от общей структуры дефекта, от общих и индивидуальных особенностей патологии, имеющейся у него, в частности, от особенностей течения заболевания, а также от характера и выраженности дополнительных психопатологических симптомов.